|
Сравнение показателей проектируемого двигателя и прототипа
Составим сравнительную таблицу показателей проектируемого двигателя и прототипа (таблица 4.1)
Таблица 4.1
Наименование и размерность показателя
| Обозначение показателя
| Проектируемый двигатель
| Прототип ЯМЗ-238
| Диаметр цилиндра, мм
| D
|
|
| Литраж, л
| iVh
| 13,17
| 14,86
| Ход поршня, мм
| S
|
|
| Число цилиндров
| i
|
|
| Степень сжатия
| ε
| 16,5
| 16,5
| Частота вращения двигателя (номинальный режим), об/мин
| n
|
|
| Максимальная мощность (номинальный режим), кВт
| Ne
| 185,2
| 176,5
| Удельный эффективный расход топлива (номинальный режим), г/кВт∙ч
| ge
|
|
| Максимальный крутящий момент, Н∙м
| Memax
| 966,7
| 882,6
| Частота вращения двигателя соответствующая Memax, об/мин
| nM
|
| 1450-1500
| Среднее эффективное давление (номинальный режим), МПа
| pe
| 0,779
| 0,94
| Литровая мощность, кВт/л
| Nл
| 13,3
| 11,88
| Минимальный удельный эффективный расход топлива, г/кВт∙ч
| gemin
| 217,8
|
| Проектируемый двигатель по сравнению с прототипом обладает возросшим крутящим моментом, при уменьшенном рабочем объеме.
Кинематика
Расчет кинематики кривошипно-шатунного механизма сводится к определению пути, скорости и ускорения поршня. При этом принимается, что коленчатый вал вращается с постоянной угловой скоростью ω. Это допущение позволяет рассматривать все кинематические величины в виде функциональной зависимости от угла поворота коленчатого вала φ.
В целях уменьшения высоты двигателя без значительного увеличения инерционных и нормальных сил отношение радиуса кривошипа к длине шатуна предварительно было принято в тепловом расчете λ=0,27. При этих условиях ,
где – радиус кривошипа.
Перемещение поршня .
Расчет Sx производится аналитически через каждые 10˚ угла поворота коленчатого вала.
Угловая скорость вращения коленчатого вала .
Скорость поршня .
Ускорение поршня .
Результаты расчета заносим в таблицу 5.1.
Таблица 5.1
φ˚
|
|
|
| φ˚
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -2153
|
| 1,23
| 3,02
|
|
|
| -1,751
| -2156
|
| 4,87
| 5,891
|
|
|
| -3,507
| -2162
|
| 10,7
| 8,476
|
|
|
| -5,263
| -2156
|
| 18,5
| 10,66
|
|
|
| -7,005
| -2121
|
| 27,9
| 12,35
|
|
|
| -8,698
| -2034
|
| 38,5
| 13,5
|
|
|
| -10,29
| -1873
|
| 49,7
| 14,1
| 398,7
|
| 93,5
| -11,72
| -1619
|
| 61,3
| 14,16
| -236
|
| 83,5
| -12,9
| -1261
|
| 72,6
| 13,74
| -796
|
| 72,6
| -13,74
| -796
|
| 83,5
| 12,9
| -1261
|
| 61,3
| -14,16
| -236
|
| 93,5
| 11,72
| -1619
|
| 49,7
| -14,1
| 398,7
|
|
| 10,29
| -1873
|
| 38,5
| -13,5
|
|
|
| 8,698
| -2034
|
| 27,9
| -12,35
|
|
|
| 7,005
| -2121
|
| 18,5
| -10,66
|
|
|
| 5,263
| -2156
|
| 10,7
| -8,476
|
|
|
| 3,507
| -2162
|
| 4,87
| -5,891
|
|
|
| 1,751
| -2156
|
| 1,23
| -3,02
|
|
Динамика
Силы давления газов
Индикаторную диаграмму, полученную в тепловом расчете, развертываем по углу поворота кривошипа по методу Брикса, начиная от в.м.т. на такте впуска.
Поправка Брикса ,
где μs – масштаб хода поршня на индикаторной диаграмме.
Масштабы развернутой диаграммы: давлений и удельных сил ; полных сил ; угла поворота кривошипа , или ,
где OB – длина развернутой индикаторной диаграммы, мм.
По развернутой диаграмме через каждые 30˚ и при 370, 380˚ углах поворота кривошипа определяем значения и заносим в гр. 2 сводной таблицы 6.1 динамического расчета.
Таблица 6.1
φ˚
| Δpг, МПа
| j, м/с2
| pj, МПа
| p, МПа
| tgβ
| pN, МПа
| 1/cosβ
| ps, МПа
| cos(φ+β)/cosβ
| pк, МПа
| sin(φ+β)/cosβ
| pT, МПа
| T, Н
| Mкр.ц, Н∙м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,004
|
| -1,28
| -1,28
|
|
|
| -1,3
|
| -1,28
|
|
|
|
|
| -0,008
|
| -1,01
| -1,02
| 0,136
| -0,14
| 1,009
| -1
| 0,798
| -0,81
| 0,618
| -0,6
| -8118
| -520
|
| -0,008
|
| -0,37
| -0,38
| 0,24
| -0,09
| 1,029
| -0,4
| 0,292
| -0,11
| 0,986
| -0,4
| -4788
| -306
|
| -0,008
| -796
| 0,27
| 0,26
| 0,28
| 0,07
| 1,039
| 0,27
| -0,28
| -0,07
|
| 0,26
|
| 218,4
|
| -0,008
| -1873
| 0,64
| 0,63
| 0,24
| 0,15
| 1,029
| 0,65
| -0,708
| -0,45
| 0,746
| 0,47
|
| 389,7
|
| -0,008
| -2156
| 0,74
| 0,73
| 0,136
| 0,1
| 1,009
| 0,74
| -0,934
| -0,68
| 0,382
| 0,28
|
| 230,2
|
| -0,008
| -2153
| 0,74
| 0,73
|
|
|
| 0,73
| -1
| -0,73
|
|
|
|
|
| -0,004
| -2156
| 0,74
| 0,73
| -0,136
| -0,1
| 1,009
| 0,74
| -0,934
| -0,69
| -0,38
| -0,3
| -3616
| -231
|
| 0,016
| -1873
| 0,64
| 0,66
| -0,24
| -0,16
| 1,029
| 0,68
| -0,708
| -0,47
| -0,75
| -0,5
| -6319
| -404
|
| 0,08
| -796
| 0,27
| 0,35
| -0,28
| -0,1
| 1,039
| 0,37
| -0,28
| -0,1
| -1
| -0,4
| -4547
| -291
|
| 0,3
|
| -0,37
| -0,07
| -0,24
| 0,02
| 1,029
| -0,1
| 0,292
| -0,02
| -0,99
| 0,07
| 869,8
| 55,67
|
| 1,06
|
| -1,01
| 0,05
| -0,136
| -0,01
| 1,009
| 0,05
| 0,798
| 0,04
| -0,62
|
| -397
| -25,4
|
| 5,94
|
| -1,28
| 4,66
|
|
|
| 4,66
|
| 4,658
|
|
|
|
|
| 8,1
|
| -1,25
| 6,85
| 0,047
| 0,32
| 1,001
| 6,86
| 0,977
| 6,69
| 0,22
| 1,51
|
|
|
| 6,52
|
| -1,16
| 5,36
| 0,093
| 0,5
| 1,004
| 5,39
| 0,908
| 4,869
| 0,429
| 2,3
|
|
|
| 4,16
|
| -1,01
| 3,15
| 0,136
| 0,43
| 1,009
| 3,18
| 0,798
| 2,513
| 0,618
| 1,95
|
|
|
| 1,22
|
| -0,37
| 0,85
| 0,24
| 0,2
| 1,029
| 0,88
| 0,292
| 0,248
| 0,986
| 0,84
|
| 693,5
|
| 0,56
| -796
| 0,27
| 0,83
| 0,28
| 0,23
| 1,039
| 0,86
| -0,28
| -0,23
|
| 0,83
|
| 687,3
|
| 0,34
| -1873
| 0,64
| 0,98
| 0,24
| 0,24
| 1,029
| 1,01
| -0,708
| -0,69
| 0,746
| 0,73
|
| 603,9
|
| 0,26
| -2156
| 0,74
|
| 0,136
| 0,14
| 1,009
| 1,01
| -0,934
| -0,93
| 0,382
| 0,38
|
| 314,7
|
| 0,12
| -2153
| 0,74
| 0,86
|
|
|
| 0,86
| -1
| -0,86
|
|
|
|
|
| 0,02
| -2156
| 0,74
| 0,76
| -0,136
| -0,1
| 1,009
| 0,76
| -0,934
| -0,71
| -0,38
| -0,3
| -3734
| -239
|
| 0,004
| -1873
| 0,64
| 0,64
| -0,24
| -0,16
| 1,029
| 0,66
| -0,708
| -0,46
| -0,75
| -0,5
| -6204
| -397
|
| 0,004
| -796
| 0,27
| 0,28
| -0,28
| -0,08
| 1,039
| 0,29
| -0,28
| -0,08
| -1
| -0,3
| -3567
| -228
|
| 0,004
|
| -0,37
| -0,36
| -0,24
| 0,09
| 1,029
| -0,4
| 0,292
| -0,11
| -0,99
| 0,36
|
| 296,7
|
| 0,004
|
| -1,01
| -1,01
| -0,136
| 0,14
| 1,009
| -1
| 0,798
| -0,8
| -0,62
| 0,62
|
| 513,4
|
| 0,004
|
| -1,28
| -1,28
|
|
|
| -1,3
|
| -1,28
|
|
|
|
|
Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма
По таблице 8.1 [1] с учетом диаметра цилиндра устанавливаются:
масса поршневой группы (для поршня из алюминиевого сплава принято )
;
масса шатуна (для стального кованого шатуна принято )
;
масса неуравновешенных частей одного колена вала без противовесов (для стального кованого вала принято )
.
Масса шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца: .
Масса шатуна, сосредоточенная на оси кривошипа: .
Массы, совершающие возвратно-поступательное движение: .
Массы, совершающие вращательное движение: .
Удельные и полные силы инерции
Из табл. 5.1 переносим значения j в гр. 3 таблицы 6.1 и определяем значения удельной силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс (гр. 4):
.
Центробежная сила инерции вращающихся масс шатуна одного цилиндра .
Центробежная сила инерции вращающихся масс кривошипа .
Центробежная сила инерции вращающихся масс, действующая на кривошип .
Удельные суммарные силы
Удельная сила (МПа), сосредоточенная на оси поршневого пальца (гр. 5): .
Удельная нормальная сила (МПа) . Значения tgβ определяем при λ=0,27 по табл. 8.2 [1] и заносим в гр. 6, а значения pN – в гр.7.
Удельная сила (МПа), действующая вдоль шатуна (гр. 9): .
Удельная сила (МПа), действующая по радиусу кривошипа (гр. 11): .
Удельная (гр. 13) и полная (гр. 14) тангенциальные силы (МПа и Н): и .
По данным табл. 6.1 строим графики изменения удельных сил pj, p, ps, pN, pk и pТ в зависимости от изменения угла поворота коленчатого вала φ.
Среднее значение тангенциальной силы за цикл:
по данным теплового расчета ;
по площади, заключенной между кривой pТ и осью абсцисс
, а ;
ошибка .
Крутящие моменты
Крутящий момент одного цилиндра (гр. 15) .
Период изменения крутящего момента четырехтактного двигателя с равными интервалами между вспышками .
Суммирование значений крутящих моментов всех восьми цилиндров двигателя осуществляем табличным методом (табл. 6.2) через каждые 30˚ угла поворота коленчатого вала и по полученным данным строим кривую в масштабе .
Средний крутящий момент двигателя:
по данным теплового расчета ;
по площади, заключенной под кривой : ,
где OA – длина диаграммы, мм.
ошибка .
Максимальный и минимальный крутящие моменты ; .
Таблица 6.2
φ˚
| Цилиндры
| Mкр, Н∙м
| 1-й
| 2-й
| 3-й
| 4-й
| 5-й
| 6-й
| 7-й
| 8-й
| φ˚ кривошипа
| Mкр.ц, Н∙м
| φ˚ кривошипа
| Mкр.ц, Н∙м
| φ˚ кривошипа
| Mкр.ц, Н∙м
| φ˚ кривошипа
| Mкр.ц, Н∙м
| φ˚ кривошипа
| Mкр.ц, Н∙м
| φ˚ кривошипа
| Mкр.ц, Н∙м
| φ˚ кривошипа
| Mкр.ц, Н∙м
| φ˚ кривошипа
| Mкр.ц, Н∙м
|
|
|
|
|
|
|
|
| -291
|
| -0
|
|
|
|
|
| -228
|
|
|
| -520
|
|
|
| -231
|
|
|
|
|
|
|
| -239
|
|
|
|
|
| -306
|
|
|
| -404
|
| -25
|
|
|
|
|
| -397
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -291
|
| -0
|
|
|
|
|
| -228
|
|
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|