Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2 «Анализ и управление объемом производства и продаж»





Краткое изложение программного материала

Тема 1 ««Экономический анализ в системе управления организацией»

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Объектом экономического анализа является хозяйственная деятельность предприятий как совокупность производственных отношений, рассматриваемая во взаимодействии с технической стороной производства, с социальными и природными условиями.

К основным принципам экономического анализа следует отнести:

1. Комплексность – всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки.

2. Системность – изучение экономических явлений во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом.

3. Конкретность – анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение.

4. Регулярность – анализ следует проводить постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю.



5. Объективность – критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов.

6. Действенность – пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности деятельности организаций.

7. Эффективность – затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения.

8. Сопоставимость – данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов.

9. Научность – при проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами.

По подходу к анализу выделяют теоретический и конкретно-экономический анализ.

По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ.



По признаку субъекта управления выделяют прежде всего управленческий и финансовый анализ. По признаку повторяемости различают периодический и разовый непериодический анализ.

По содержанию и полноте изучаемых вопросов выделяют полный анализ всей хозяйственной деятельности; локальный анализ деятельности отдельных подразделений, центров ответственности; тематический анализ отдельных вопросов и показателей.

По методам изучения объекта– комплексный, системный анализ, функционально-стоимостной анализ, сравнительный, факторный, балансовый, горизонтальный, вертикальный, трендовый, корреляционный и т.д.

По степени охвата анализируемого объекта экономический анализ подразделяется на сплошной и выборочный.

По степени механизации и автоматизации анализа– ручной, машинно-ручной и компьютерный.

Экономический анализ представляет собой объективно необходимый элемент управления производством и является этапом управленческой деятельности.

Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений.

При помощи экономического анализа познается сущность хозяйственных процессов, оценивается хозяйственная ситуация, выявляются резервы производства и подготавливаются научно обоснованные решения для планирования и управления.

В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, неиспользованные возможности и перспективы.



На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ является промежуточным звеном между процессами сбора, обработки информации и принятия решений; выступает основой научного управления производством.

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Эффективность хозяйственной деятельности характеризуется сравнительно небольшим кругом показателей. Но на каждый такой показатель оказывает влияние целая система факторов. Знание факторов производства, умение определять их влияние на показатели эффективности позволяет воздействовать на уровень показателей посредством управления факторами, а также создать механизм поиска резервов.

При комплексном экономическом анализе наряду с общими, или синтетическими, показателями, рассчитываются более частные, или аналитические показатели. Каждый показатель, отражая определенную экономическую категорию, складывается под воздействием вполне определенных экономических и других факторов, то есть факторы – это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или ряд показателей.

В зависимости от различных классификационных признаков показатели можно разделить на следующие группы:

1) по содержанию – на количественные и качественные;

2) по сфере применения – на общие и специфические;

3) по степени синтеза – обобщающие, частные и вспомогательные;

4) в зависимости от измерителя – на абсолютные и относительные;

5) по способу формирования – на нормативные, плановые, учетные, отчетные и оценочные.

Факторы, исследуемые в анализе, также могут быть классифицированы по разным признакам. С точки зрения воздействия на результаты хозяйственной деятельности они делятся на:

1) основные и второстепенные;

2) внутренние и внешние;

3) объективные и субъективные;

4) общие и специфические;

5) постоянные и переменные;

6) экстенсивные и интенсивные.

Способы и приемы экономического анализа условно подразделяют на две группы: традиционные и математические. К первой относятся такие способы и приемы, которые находи­ли применение почти с момента возникновения экономичес­кого анализа как обособленной отрасли специальных знаний, как самостоятельного учебного курса. Многие математические способы и приемы вошли в круг аналитических разработок значительно позже, когда был налажен выпуск быстродейству­ющих ЭВМ.

В число основных традиционных способов и приемов эко­номического анализа можно включить использование абсо­лютных, относительных и средних величин; применение срав­нения, группировки, индексного метода, метода цепных под­становок, балансового метода.

Метод цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Этот способ используют лишь тогда, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер в виде прямой или обратной пропорциональной зависимости. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходят из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепных подстановок. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом абсолютных разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки.

 

Тема 2 «Анализ и управление объемом производства и продаж»

Сущность производственной деятельности предприятия состоит в создании материальных благ с целью извлечения прибыли и одновременно для удовлетворения потребностей общества в средствах производства и предметах потребления.

Цель анализа заключается в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшении ее качества, в изыскании внутрихозяйственных резервов.

Информационной базой анализа являются бизнес-план предприятия, статистическая отчетность, данные оперативно-технического и бухгалтерского учета.

Продукция предприятия – это совокупность потребительных стоимостей, являющихся прямым полезным результатом его основной деятельности.

Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Объем продукции (работ, услуг) оценивается в фактических оптовых (отпускных) ценах (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Для изучения динамики и выполнения плана объем продукции следует оценивать также в сопоставимых ценах. В качестве сопоставимых цен можно использовать оптовые (отпускные) цены отчетного года.

При анализе объема продукции (работ, услуг) необходимо различать следующие показатели: номенклатура, ассортимент и структура продукции (работ, услуг).

Номенклатура – перечень наименований изделий, выпускаемых предприятием, и работ, производимых им.

Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой, внутригрупповой.

Структура – соотношение (удельный вес) выпуска отдельных видов изделий в общем объеме произведенной продукции.

В процессе анализа проверяется выполнение производственной программы по объему выпуска продукции за отчетный период и дается характеристика изменения объема продукции по сравнению с предшествующим периодом.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Для характеристики выполнения плана по всему ассортименту продукции можно использовать способ среднего процента. Для расчета среднего процента выполнения плана по ассортименту устанавливают стоимость фактически выпущенной продукции, произведенных работ, услуг в пределах плана. Полученный результат относят к планируемому объему продукции и умножают на 100%.

Выполнение плана по структуре продукции означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, предусмотренных планом. Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показатели работы предприятия: объем продукции в стоимостном выражении, ее материалоемкость и себестоимость, прибыль и уровень рентабельности. Объем продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении в результате структурных сдвигов в ассортименте, то есть по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции. Сумма прибыли может увеличиться вследствие увеличения удельного веса высокорентабельной продукции.

Качество продукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Задачи анализа состоят в том, чтобы дать оценку стабильности качества продукции, выявить наиболее важные причины снижения уровня качества продукции, установить размер влияния изменения качества продукции на объем продукции в стоимостном выражении.

В современных условиях оценка уровня качества продукции строится прежде всего на показателях, отражающих ее конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках. К таким показателям относится, прежде всего, объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпущенной продукции. Кроме того, при анализе необходимо использовать и такие обобщающие показатели, как уровень обновления продукции, уровень модернизации продукции, удельный вес зарекламированной продукции, удельный вес брака продукции.

Ритмичная работа предприятия является важным условием своевременного выпуска и реализации продукции, повышения ее качества и снижения себестоимости. Она свидетельствует о рациональной организации производства.

Под ритмичностью работы предприятия понимается выпуск продукции в соответствии с планом-графиком за каждый отрезок времени в течение отчетного периода. Другими словами, под ритмичностью следует понимать равномерность выполнения плановых заданий в отдельные отрезки анализируемого периода.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Количественную оценку ритмичности производства продукции можно получить с помощью коэффициента ритмичности, который рассчитывается как отношение фактически выпущенной продукции в пределах плана за ряд последовательных отрезков времени анализируемого периода к сумме выпуска продукции по плану за этот же период. Он рассчитывается по следующей формуле:

,

где - фактический выпуск продукции в пределах плана;

- планируемый объем продукции.

Коэффициент ритмичности показывает, сколько выпущено продукции в сроки, установленные планом. Он изменяется от 0 до 1. Чем ближе он к 1, тем ритмичнее работает предприятие.

Тема 3: «Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами и эффективности их использования»

Необходимым условием организации производственного процесса является полное и своевременное обеспечение его материальными ресурсами.

Материальные ресурсы – это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих и полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъект закупает для использования в хозяйственной деятельности с целью выпуска продукции, оказания услуг и выполнения работ.

Основными задачами анализа использования материальных ресурсов являются:

1. оценка выполнения плана материально-технического обеспечения по видам, сортам, маркам материалов, их качеству и срокам поставок;

2. анализ уровня материалоемкости объема продукции в динамике и по сравнению с планом;

3. изучение действия отдельных факторов на изменение уровня материалоемкости продукции;

4. контроль за выполнением заданий по снижению норм расхода важнейших видов материальных ресурсов;

5. выявление неиспользованных внутренних резервов снижения материальных затрат и их влияния на объем продукции.

Источниками информации для анализа служат данные бизнес-плана предприятия, плана материально-технического снабжения, договоры на поставку сырья и материалов, данные оперативно-технического и бухгалтерского учета, статистическая отчетность.

При анализе обеспеченности предприятия материальными ресурсами в первую очередь проверяют качество плана материально-технического снабжения. Проверку реальности плана начинают с изучения норм и нормативов, которые положены в основу расчета потребности предприятия в материальных ресурсах. Затем проверяется соответствие плана снабжения потребностям производства продукции и образования необходимых запасов исходя из прогрессивных норм расхода материалов.

Важным условием эффективного использования материальных ресурсов и выполнения плана выпуска продукции является полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах источниками покрытия.

Анализ обеспеченности материальными ресурсами обычно начинают с сопоставления плановой потребности в материалах с учетом запасов на начало изучаемого периода, с данными о фактическом их поступлении.

Далее в процессе анализа проверяется качество полученных материалов от поставщиков, соответствие их стандартам, техническим условиям и условиям договора и в случаях их нарушения предъявляются претензии поставщикам.

Обобщающими показателями эффективности использования предметов труда служат материалоотдача и обратная ей величина материалоемкость.

Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат по следующей формуле:

,

где n – материалоотдача;

Q - объем продукции;

М – стоимость материальных затрат на производство продукции.

Этот показатель характеризует отдачу материалов, то есть сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).

Материалоемкость определяется по формуле:

.

Рост объема продукции и улучшение ее качества в значительной степени зависит от обеспеченности предприятия материальными ресурсами и эффективности их использования.

Взаимосвязь между этими показателями можно выразить следующим образом:

,

или

где Q – объем продукци;

М – сумма материальных затрат;

n – показатель материалоотдачи, то есть выхода продукции на 1 рубль материальных затрат;

m – показатель материалоемкости продукции.

В ходе анализа необходимо исчислить влияние на изменение объема продукции, работ и услуг изменений суммы материальных затрат и показателя материалоемкости.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.