Сделай Сам Свою Работу на 5

Информационная система «Канбан»

«Канбан»это информационная система, обеспечивающая оперативное управление на всех стадиях производственного процесса и основанная на жестком выполнении правил движения карточек четырех видов.

«Канбан» реализует механизм «вытягивания» продукции из предыдущего производственного звена на основе системы горизонтальных связей. Средством передачи информации в технологической цепи служат специальные карточки на бумажных, пластиковых (прикрепляемых к конвейеру), цифровых или иных носителях информации. Различают карточки заказа (производственные) и отбора (транспортные).

Карточки отбора несут информацию о том, сколько и каких предметов нужно забрать со склада и доставить к месту потребления.

Карточки заказа несут информацию о том, сколько и чего нужно изготовить в месте производства и доставить на склад.

В свою очередь, карточки заказа и отбора бывают двух видов: карточки заказа, предназначенные для использования при изготовлении изделий мелкими и крупными партиями; карточки отбора внутренние (межоперационные и т.д.) и внешние (карточки поставщика, перевозчика и т.д.) (рис. 52).

Для выполнения своих функций внутренние карточки отбора и карточки заказа имеют следующие реквизиты:

1) обозначение типоразмера детали или сборочной единицы;

2) номер производящего их участка или линии;

3) номер потребляющего их участка или линии (этот реквизит у карточек заказа отсутствует);

4) тип и вместимость тары в потоке деталей (сборочных единиц) данного типоразмера;

5) номер склада, где хранятся данные детали или сборочные единицы;

6) номер и расположение стеллажа и позиций для хранения;

7) номер карточки;

8) общее количество карточек в обороте.

Сигнальные карточки имеют дополнительные реквизиты: точку заказа и размер партии поставки. Эти карточки имеют треугольную форму и навешиваются на контейнер с мелкими деталями широкого использования (т.е. унифицированными деталями) на уровне точки заказа. Карточки поставщика содержат дополнительные реквизиты, указывающие на способ и периодичность доставки комплектующих изделий.



 

Рис.52. Виды карточек «канбан»

 

Правила движения карточек «канбан»:

1) Любое перемещение изделий без карточек запрещено.

2) Для перемещения используются только стандартные контейнеры фиксированной емкости.

3) Бракованная продукция не должна поступать на следующую операцию (находится в контейнере).

4) На каждый контейнер приходится только одна карточка заказа и одна карточка отбора.

5) Любой отбор, превышающий указанное в карточке количество, запрещен.

6) Производство в больших количествах, чем указано в карточке, запрещено.

7) Число карточек, находящихся в обороте, должно быть минимальным.

8) Различные типоразмеры изделий производятся в последовательности, заданной порядком поступления карточек заказа на участок.

Смена на контейнере карточки заказа на карточку отбора, относящихся к одному типоразмеру деталей, может происходить только в буфере (склад, накопитель, зона хранения), где циклы оборота карточек пересекаются. Смена карточки на такую же, но относящуюся к другому типоразмеру деталей, может происходить только на потребляющей и поставляющей позициях через картотеки 1 и 2 соответственно.

Работа механизма «вытягивания» включает три фазы:

1. Потребляющее звено, получив заказ от последующего по ходу технологического процесса звена, определяет свою потребность в деталях, необходимых для данного заказа. Из картотеки 1 выбираются соответствующие карточки отбора (одна или несколько), которые по мере освобождения контейнеров по одной прикрепляются к ним и трансформируются в буфер;

2. В буфере на основании информации карточек отбора выбираются контейнеры, заполненные требуемыми деталями. С них снимаются карточки заказа и прикрепляются на поступившие пустые контейнеры, с которых, в свою очередь, карточки отбора перемешаются на отобранные заполненные контейнеры. Заполненные контейнеры с карточками отбора отправляются к месту потребления. Пустые контейнеры с карточками заказа отправляются к месту производства;

3. Поставляющее звено, получив из буфера пустые контейнеры с карточками заказа, планирует свою потребность в материалах и размещает соответствующие заказы в предыдущих (по ходу технологического процесса) звеньях. Если поставляющее звено еще занято выполнением предыдущих заказов, вновь прибывшие карточки ставятся в конец очереди на выполнение (в картотеку 2).

Общее число карточек, находящихся в обороте, призвано точно и адекватно отражать объем незавершенного производства.

 

 

Рис. 53. Пути минимизации запасов и заделов незавершенного производства в системе JIT

Система JIT не является интегрированной частью MRP II. Она не показана в структуре MRP II, однако вполне вписывается в данную систему (табл. 26).

 

Таблица 26. Концептуальное единство подходов к управлению систем MRP II и JIT

Система MRP II Система JIT
Агрегатное планирование на 3 – 18 месяцев, составление плана в укрупненных позициях для балансировки спроса и ресурсов предприятия «Выравнивание» (усреднение) производства по объему и номенклатуре на 1 – 3 месяца, определение ориентировочных потребностей в ресурсах предприятия
Составление главного плана-графика производства конечной продукции на срок от одного дня до трех месяцев Ежедневное составление графика выпуска готовой продукции сборочным конвейером
MRP-процедура для доведения оперативных планов до исполнителей (принцип «выталкивания при централизованном планировании) Работа системы 2канбан» для оперативного планирования и регулирования хода производства (принцип «вытягивания» в системе горизонтальных связей предприятия)
Диспетчирование ─ оперативное регулирование хода производства

Из табл. 26 видно, что первый этап ─ укрупненное (усредненное) планирование ─ имеет место в обоих системах, так же как и второй этап. Различие лишь в том, что в системе JIT принят существенно меньший горизонт планирования. Принципиальное различие подходов возникает лишь на третьем этапе ─ при исполнении планов.

Идеология JIT основывается на использовании только того количества оборудования, которое необходимо для выполнения работ, на оптимальной численности рабочих, минимальном размере партий, а также на высвобождении производственных помещений, повсеместном специализированном контроле.

В то же время, MRP II система представляет инструмент адаптивного планирования для реализации стратегических целей фирмы в маркетинге, производстве, логистике и финансах. Современная микропроцессорная техника и программное обеспечение позволили осуществить функционирование систем MRP II в режиме реального времени с ежедневным обновлением баз данных, что значительно повысило эффективность планирования. Однако оперативное управление процессами (этап исполнения планов) в неупорядоченной внутренней среде предприятия представляет существенные сложности.

Таким образом, система MRP II в большей степени ориентирована на планирование процессов, в то время как система JIT ─ на оперативное управление процессами производства. В настоящее время «канбан» отождествляют с системой JIT в ее изначальном виде и развивают, модифицируют ее как систему оперативного управления хода поставок.

В последние годы во многих странах предприняты попытки создать комбинированные системы MRP II─«канбан» для взаимного устранения недостатков, присутствующих в каждой из них в отдельности. Обычно в таких комбинированных системах MRP II используют для прогнозирования, долго- и среднесрочного планирования спроса, сбыта, производства и закупок, а систему «канбан» ─ для оперативного управления всем ходом производства и поставок в сети. Такую интегрированную систему иногда называют MRP III.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.