Стратегии современных предприятий в сфере инновационной деятельности
В начале 80-х годов ХХ века получило развитие Стратегическое управление (Strategic Management), которое характеризуется интеграцией отдельных диверсифицированных частей предприятия (СХЕ), усилением внимания к вопросам реализации стратегии (Strategy Implementation), ценности и культуры предприятия, повышением роли управленческих кадров в стратегическом управлении. Диверсификация производства включает расширение ассортимента, освоение новых видов производства и продукции, производимой фирмой для повышения эффективности производства, увеличения прибыли, предотвращения банкротства.
Стратегическое управление – это:
· процесс управленческой деятельности по разработке и реализации стратегического плана развития предприятия;
· правила долговременного распределения ресурсов, дающие представление о будущем положении компании.
Этапы стратегического планирования:
1. Разработка стратегического видения и миссии предприятия
Стратегические установки вошли в моду в последнее время (влияние японского менеджмента) и некоторыми менеджерами рассматриваются как альтернатива корпоративному планированию.
Разработка эффективной стратегии начинается с определения того, что предприятие должно, а что не должно делать, и видения того, куда организация должна направляться. В стратегических установках закрепляются основные правила, в соответствии с которыми компания ведет бизнес.
Рис. 44. Схема процесса стратегического управления
Правильные стратегические установки обычно включают следующие моменты:
· Общие ценности и принципы.
· Определение бизнеса, т.е. сферы деятельности, которая служит удовлетворению определенных потребностей, обслуживанию избранных сегментов рынка, и тому, как эти сегменты будут завоевываться, и какие методы будут использоваться для продвижения товаров (услуг) на рынок
· Учет мнений, требований и претензий заинтересованных сторон (работников, акционеров, потребителей, общественных организаций и т.п.
· Отношение к риску, росту и финансированию, децентрализации, инновации.
· Ясность, доходчивость и вдохновенность формулировки стратегического видения и миссии, что создает уверенность в будущем, обеспечивает высокую мотивацию персонала
1. Установление стратегических целей.
Формулирование стратегических установок потребует практически времени и усилий, так как руководству компании может понадобиться провести значительные исследования и анализ для установления миссии компании.
Понятие функциональной стратегии обозначает направление деятельности той или иной функциональной службы (или отдела) в рамках общей стратегии организации (рис. 46). Деловая стратегия организации является основой для установления тактических целей и задач, которые должны решать те или иных функциональные подразделения организации в установленное время. Если стратегические цели организации могут носить качественный характер, то тактические (текущие) цели и задачи имеют конкретный характер и определяют количественные задания, устанавливаемые для функциональных служб организации.
Рис. 45. Миссия организации.
В зависимости от условий микро- и макросреды организация может выбрать один из основных видов инновационной стратегии:
· адаптационный (оборонительный, пассивный);
· творческий (наступательный, активный).
В общем виде сущность адаптационной стратегии состоит в проведении частичных, непринципиальных изменений, позволяющих усовершенствовать ранее освоенные продукты, технологические процессы, рынки в рамках уже сложившихся в организации структур и тенденций деятельности. В этом случае инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций.
Рис. 46. Функциональные стратегии
В рамках адаптационной стратегии выделяются:
- защитная стратегия – комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам, целью которых является проникновение на сложившийся рынок с аналогичной или новой продукций.
В зависимости от рыночных позиций и потенциальных возможностей организации эта стратегия может разрабатываться в двух основных направлениях:
4) создание на рынке данной продукции условий, не приемлемых для конкурентов и способствующих их отказу от дальнейшей борьбы
5) переориентация собственного производства на выпуск конкурентоспособной продукции при сохранении или минимальном сокращении ранее завоеванных позиций.
Основной характеристикой, фактором успешности защитной стратегии считается время. Все предполагаемые мероприятия обычно проводятся в достаточно короткие сроки, поэтому организация должна иметь определенный научно-технический задел и устойчивое положение, чтобы достигнуть ожидаемого результата;
- стратегия инновационной имитации, которая предполагает, что товаропроизводитель делает ставку на успешность новшеств конкурентов, занимаясь их копированием.
Стратегия достаточно эффективна для тех, кто имеет необходимую производственную и ресурсную базу, что позволяет обеспечить массовый выпуск имитируемых продуктов и их реализацию на рынках, еще не освоенных основным разработчиком. Товаропроизводители, выбирающие эту стратегию, несут меньше затрат на НИОКР и меньше рискуют. Вместе с тем вероятность получения высокой прибыли также снижается, так как издержки производства по сравнению с разработчиком более высокие, доля рынка относительно невелика, а потребители имитируемой продукции испытывают к ней вполне естественное недоверие, стремясь получить продукт с высокими качественными характеристиками, гарантированными фирменными торговыми марками авторитетных производителей. Стратегия инновационной имитации предусматривает использование приемов агрессивной маркетинговой политики, позволяющей производителю закрепиться на свободном сегменте рынка;
- стратегия выжидания, которая ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество.
Стратегия используется самыми различными по размеру и успешности организациями. Крупные производители рассчитывают с ее помощью дождаться результатов выхода на рынок новшества, предлагаемого небольшой по размерам организацией, и в случае его успеха оттеснить разработчика. Небольшие организации также могут выбрать данную стратегию, если у них имеется достаточно устойчивая ресурсная база, но есть проблемы с НИОКР. Поэтому они рассматривают выжидание как наиболее реальную возможность проникновения на интересующий их рынок.
Стратегия выжидания близка к стратегии инновационной имитации, поскольку в обоих случаях производитель, прежде всего, стремиться убедиться в наличии устойчивого спроса на новый продукт организации-разработчика, на долю которой приходится основной объем издержек по созданию и коммерциализации новшества. Но, в отличие от имитационной стратегии, при которой производитель довольствуется рыночными сегментами, не охваченными основной организацией, производитель, выбирающий стратегию выжидания, стремится превзойти организацию-разработчика по объемам производства и реализации новшества, и здесь особое значение приобретает момент начала активного действия против организации-разработчика. Поэтому стратегия выжидания может быть и краткосрочной и достаточно продолжительной;
- стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей применяется обычно в области производства промышленного оборудования.
Стратегию реализуют небольшие по размерам организации, выполняющие индивидуальные заказы крупных компаний. Особенность этих заказов или проектов состоит в том, что предусматриваемые работы охватывают главным образом этапы промышленной разработки и сбыта новшества, тогда как весь объем НИОКР выполняется в специализированных инновационных подразделениях самой организации. Организации, реализующие данную стратегию, не подтверждены особому риску, и основной объем затрат приходится на указанные выше этапы инновационного цикла. Кроме небольших специализированных организаций стратегию непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей могут применять и подразделения крупных организаций, имеющие определенную хозяйственную самостоятельность, быстро реагирующие на конкретные производственные потребности и способные в короткие сроки адаптировать свою производственную и научно-техническую деятельность в соответствии с содержание предлагаемых заказов.
В условиях относительно стабильных товарно-денежных отношений инновации, как правило, являются исходной базой для повышения конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения изделий, т.е. активным средством бизнеса, составляющим содержание творческой, наступательной стратегии.
В классе творческих стратегий выделяются:
· активные НИОКР.
Производители, реализующие данную стратегию, получают самое сильное конкурентное преимущество, которое, собственно, и выражается в оригинальных, единственных в своем роде научно-технических разработках или принципах и методах. При стратегии, базирующейся на интенсивности НИОКР, ключевые стратегические возможности открываются за счет диверсификации, освоения новой продукции и рынков. Стратегические задачи управления здесь состоят в мобилизации дополнительных активов (в том числе знания рынков) для вступления в новые продуктовые рынки и постоянном анализе деятельности производственных подразделений с точки зрения выявления возникающих технологических возможностей, а также в проведении внутренней реорганизации, необходимой для освоения новой продукции;
· стратегия, ориентированная на маркетинг.
Стратегияпредусматривает целевую направленность всех элементов производственной системы, а также вспомогательных и обслуживающих видов деятельности на поиск средств решения проблем, связанных с выходом новшества на рынок. Причем основной круг этих проблем отражает взаимоотношения продавца новшества с его потребителями. Успешность стратегии напрямую зависит от интенсивности инновационной деятельности организации. Практика показывает, что интенсивность выше, если на расширяющемся рынке организация имеет устойчивые позиции, вкладывает значительные средства в НИОКР по новой продукции, реализует в своей деятельности принципы предпринимательской активности, способствует поддержанию духа творчества в коллективе и стимулирующего организационного климата;
· стратегия слияний и приобретений.
Стратегия является одним из самых распространенных вариантов инновационного развития организаций, поскольку предполагает меньший риск по сравнению с другими видами активной стратегии, опирается на уже отлаженные производственные процессы и ориентируется на освоенные рынки. Результатом данной стратегии является создание новых производств, крупных подразделений, совместных организаций на базе объединения ранее обособленных структур.
В активных инновационных стратегиях значительно труднее выделить внутренние отличия, чем в адаптационных. Они имеют много общего и наиболее эффективны, когда организация реализует целый комплекс различных направлений активной инновационной деятельности.
Конкретный тип инновационной стратегии в отношении новой продукции зависит от ряда факторов, важнейшими из которых считаются технологические возможности и конкурентная позиция организации.
Технологические возможности определяются внутренними и внешними характеристиками инновационной деятельности. К внутренним относятся ранее сформировавшийся научный и технико-технологический потенциал, элементами которого являются кадры, портфель патентов. Таким образом, конкретный тип инновационной стратегии, прежде всего, зависит от состояния процессов взаимодействия товаропроизводителя с внешней средой в самом широком смысле.
В практике управления нововведениями используются различные приемы и методы выбора стратегии развития организации. Наиболее рациональным является системный подход. Применение его принципов в разработке инновационной стратегии позволяет выделить в качестве ее основополагающих элементов следующие процессы:
· совершенствование ранее освоенных продуктов и технологии
· создание, освоение и использование новых продуктов и процессов
· повышение качественного уровня технико-технологической базы производства
· повышение качественного уровня научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы
· увеличение эффективности использования кадрового и информационного потенциала
· совершенствование организации и управления инновационной деятельностью
· рационализация ресурсной базы
· обеспечение экологической безопасности инновационной деятельности
· достижение конкурентных преимуществ инновационного продукта перед аналогичными продуктами на внутреннем и внешнем рынках.
Основные положения инновационной стратегии отражаются в соответствующей целевой программе. В ней традиционно выделяются цели, задачи и этапы реализации на перспективу, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям.
Предпосылками успешности инновационной стратегии служат конкретные условия, в которых она разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления.
Практика показывает, что наиболее важными факторами эффективности инновационной стратегии являются:
1) весь накопленный опыт и потенциал, дифференцированные и специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы возможных и потенциально эффективных нововведений
2) гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения нововведений, и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий и постоянного пересмотра организации и функций соответствующих подразделений
3) процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализа внешних факторов и явлений, ассимиляции новых технологий, методов производства и управления
4) методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капитальных вложений в данный момент, и создание возможностей для таковых в будущем.
Сущность указанных факторов заключается в следующем. Любые организации вовсе не свободны в выборе инновационной стратегии в прямом смысле. Их «свобода выбора» ограничивается ранее накопленным опытом инновационной деятельности, результатами использования существующих приемов и методов выбора стратегии в целом и отдельных инновационных проектов, профессионализмом менеджеров, отвечающих за принятие решений в инновационном менеджменте, потребителями и возможностями практического применения результатов предполагаемых проектов (рис. 47).
Поэтому для реализации целей инновационной стратегии необходима специализированная организация, способная интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе. Следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития организации.
Бизнес-план предприятия
На основании долгосрочного и среднесрочного стратегических планов предприятия и соответствующих исходных данных разрабатывается бизнес-план на 1 год.
Бизнес-план разрабатывается с целью обоснования экономической целесообразности направлений развития предприятия – стратегии, концепции, проектов, расчета ожидаемых финансовых результатов деятельности, в том числе продаж, прибыли, доходов предприятия, определения источников финансирования реализации выбранной стратегии.
Рис. 47. Схема отбора инновационных проектов на уровне преприятия.
Основные черты бизнес-плана:
1) бизнес-планирование существенно отличается от технико-экономического планирования (ТЭП), а также от технико-экономического обоснования (ТЭО) проектов;
2) бизнес-план в отличие от ТЭП имеет четко отчерченный временной период, по истечении которого цель и задачи , определенные бизнес-планом, должны быть выполнены, а ТЭП осуществляется непрерывно на всех уровнях управления предприятием;
3) бизнес-план в основном предназначен для обоснования инновационного проекта с целью привлечения инвесторов, то есть имеет не только внутреннюю, как ТЭП, но и внешнюю направленность;
4) бизнес-план разрабатывается под руководством и при личном участии руководителя предприятия, в то время как ТЭП занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений предприятия;
5) в бизнес-плане в отличие от ТЭО проекта освещаются как технические и производственно-экономические аспекты, так и коммерческие и рыночные.
Этапы подготовки и разработки бизнес-плана представлены в табл. 19.
Таблица 19. Этапы подготовки и разработки бизнес-плана.
№ этапа
| Содержание этапов
| 1.
| Сбор исходных данных о требованиях к бизнес-плану предприятия
| 2.
| Определение внутренних и внешних целей разработки бизнес-плана
| 3.
| Определение инвесторов предприятия
| 4.
| Определение структуры бизнес-плана
| 5.
| Сбор информации, необходимой для разработки каждого раздела бизнес-плана
| 6.
| Разработка бизнес-плана, осуществляемая по руководством либо руководителя предприятия, либо ответственного за реализацию плана
| 7.
| Проведение предварительной экспертизы бизнес-плана, после чего бизнес-план может быть представлен инвесторам или кредиторам
| Технология разработки бизнес-плана представлена на рис.48.
Рис. 48. Технология разработки бизнес-плана
Содержание бизнес-плана представлено в табл. 20.
Таблица 20.Содержание бизнес-плана
№раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
|
|
|
|
| Резюме
| 1.1. Направление развития предприятия, объем и цели получения инвестиций, предполагаемые финансовые результаты от использования инвестиций.
1.2. Характеристика организационно-правовой формы предприятия.
1.3. Права потенциального инвестора (участие в управлении, владение контрольным пакетом акций, рядовой акционер).
1.4. Наличие спонсоров, инвесторов и их права
|
| Меморандум конфиденциальности
| Ставится гриф секретности
|
| Характеристика предприятия, отрасли и выпускаемой продукции
| 3.1. Общие сведения о предприятии
3.2. История и характеристика предприятия
3.3. Характеристика выпускаемой продукции
|
| Анализ работы предприятия за прошлый год
| 4.1. Основные показатели работы за прошлый год
4.2. Показатели оборачиваемости оборотных средств
|
| Основные мероприятия технического развития предприятия
| 5.1. Освоение новых изделий.
5.2. Техническое развитие.
5.3. Затраты на качество.
5.4. Разработка, освоение, внедрение и эксплуатация информационных технологий
|
| Маркетинговый план
| 6.1. Оценка состояния и тенденций развития товарного рынка изделия №1
6.2. Оценка состояния и тенденций развития товарного рынка изделия № i
6.3. Оценка состояния и тенденций развития товарного рынка изделия № n
6.4. Анализ состояния отраслей-потребителей продукции предприятия
6.5. Маркетинговый план по экспорту товаров и услуг.
6.6. Прогноз экспорта товаров и услуг
6.7. Структура продаж по центрам финансовой ответственности.
|
| Ценообразование и методы стимулирования продаж
| 7.1. Ценовая политика при формировании цены на товары и услуги предприятия
7.2. Применяемые методы стимулирования продаж в планируемом периоде
|
| Производственный план
| 8.1. Объем производства основных видов товаров и услуг
8.2. Себестоимость товарной продукции по элементам затрат
8.3. Общий свод затрат по предприятию.
| Продолжение табл. 20.
|
|
|
| Персонал и оплата труда
| 9.1. Численность персонала и оплата труда.
9.2. Сводный план по труду.
9.3. Лимиты численности и фонда заработной платы по центрам финансовой ответственности
|
| Кадры предприятия
| 10.1. Качественный состав руководителей, специалистов и служащих.
10.2. Потребность в кадрах по профессиям.
10.3. Квалификационные требования.
10.4. Принципы отбора сотрудников.
10.5. Создание системы повышения квалификации кадров.
10.6. Выбор метода и периодичность оценки качества работы сотрудников.
10.7. Система продвижения по службе.
|
| Финансовый план
| 11.1. Плановые начисления в бюджет и внебюджетные фонды.
11.2. Погашение реструктуризированной задолженности.
11.3. Отчет о прибылях и убытках.
11.4. Бюджет движения денежных средств.
|
| Приложения
|
| Приложение содержит документы, на которые даются ссылки в разделах бизнес-плана.
Бизнес-план является систематически обновляемым постоянным документом, в который вносятся изменения, связанные с переменами, происходящими внутри предприятия, на рынке и в экономике в целом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|