Анализ внутреннего и внешнего положения предприятия
Разработка миссии предприятия
Миссия – это:
· основная общая цель предприятия;
· назначение и причина существования предприятия;
· то, что предприятие хочет представлять собой в будущем;
· это то, ради чего существует предприятие; это тот элемент, звено, которое объединяет все направления производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Формулировка миссии дает возможность определить четыре основные характеристики:
1) кто те покупатели, ради обслуживания которых создано предприятие?
2) какие конкретные потребители имеют эти покупатели, и что они получают в результате работы предприятия?
3) какие услуги предлагает предприятие для обеспечения результатов, упомянутых выше?
4) какими ценностями руководствуется предприятие в процессе выполнения своих задач?
Миссия выполняет следующие функции:
· удерживает ощущение общности цели;
· обеспечивает ясную, эффективную коммуникацию предприятия с внешним миром;
· проверяет новые идеи и направления деятельности.
Установление целей
На основании миссии разрабатываются цели и задачи предприятия. Формируется так называемое «дерево целей и задач». Следует формировать 2-3 цели, каждая из которых трансформируется в 4-5 задач.
Задачи должны быть:
1) специфическими и особыми (не размытыми, а конкретными);
2) измерительными и выраженными конкретными показателями, которые обеспечат возможность их достижения и контроля полученных результатов;
3) согласованными;
4) реалистическими задачами или достигаемыми; в противном случае они не смогут стимулировать персонал;
5) определенные во временном аспекте (должны быть сроки и ответственные исполнители);
6) пригодные задачи для оценивания.
Проектной группой осуществляется выдача предложений по стратегическим целям и приоритетам, на соответствующий плановый период:
· выбирается главная стратегическая цель, дается ее качественное и количественное выражение;
· на основании выбранной главной стратегической цели выбираются цели по центрам бизнеса, важнейшим продуктам и приоритетным рынкам;
· выделяются стратегические приоритеты, то есть важнейшие проблемы предприятия, на решение которых должно быть сфокусировано стратегическое планирование.
Анализ внутреннего и внешнего положения предприятия
Этот анализ предполагает осуществить следующие работы:
1) PEST- анализ;
2) SWOT – анализ;
3) определение ключевых факторов успеха (КФУ) предприятия;
4) определение внешней диагностики предприятия (анализ факторов влияния);
5) определение внутренней диагностики предприятия (анализ угроз и возможностей).
1) PEST-анализ представляет собой комплексный анализ влияния на предприятие политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды. В табл. 16 представлены основные факторы, которые целесообразно учитывать в PEST- анализе.
2) SWOT-анализ предполагает комплексную оценку сильных и слабых сторон самого предприятия, возможности и угрозы, создаваемые внешней средой.
SWOT - это акроним слов Strengths (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности), и Threats (угрозы). Внутренняя обстановка предприятия отражается в основном в S и W, а внешняя – в O и T.
В табл. 17 представлены основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT – анализе.
SWOT – анализ помогает ответить на следующие вопросы:
1) Использует ли предприятие внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если предприятие не имеет отличительных преимуществ, какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
2) Являются ли слабости предприятия ее уязвимыми местами в конкуренции? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
3) Какие благоприятные обстоятельства дают предприятию реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?
4) Какие угрозы должны беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?
Таблица 16.Факторы, учитываемые в PEST- анализе
| Политическая среда (Р)
| Экономическая среда (Е)
| |
|
| |
|
| | …
| …
| | n
| n
| | Общий вывод о влиянии политической среды на предприятие:
| Общий вывод о влиянии экономической среды на предприятие:
| | Социальная среда (S)
| Технологическая среда (Т)
| |
|
| |
|
| | …
| …
| | n
| n
| | Общий вывод о влиянии социальной среды на предприятие:
| Общий вывод о влиянии технологической среды на предприятие:
| 1) Определение ключевых факторов успеха (КФУ) предприятия
Состав КФУ представлен в табл. 18. Выбираются ключевые факторы успеха предприятия по соответствующим группам; ранжируются выбранные КФУ по степени их важности для достижения стратегического успеха.
Таблица 17. Факторы, учитываемые в SWOT- анализе
| Потенциальные внутренние сильные стороны (S):
| Потенциальные внутренние слабости (W):
| | Четко проявляемая компетентность
| Потеря некоторых аспектов компетентности
| | Адекватные финансовые источники
| Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии
| | Высокое искусство конкурентной борьбы
| Рыночное искусство ниже среднего
| | Хорошее понимание потребителей
| Отсутствие анализа информации о потребителях
| | Признанный рыночный лидер
| Слабый участок рынка
| | Четко сформулированная стратегия
| Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации
| | Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество
| Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами
| | Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности
| Устарелые технология и оборудование
| | Проверенное надежное управление
| Потеря глубины и гибкости управления
| | Надежная сеть распределения
| Слабая сеть распределения
| | Высокое искусство НИОКР
| Слабые позиции в НИОКР
| | Наиболее эффективная в отрасли реклама
| Слабая политика продвижения
| | Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):
| Потенциальные внешние угрозы (Т):
| | Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей
| Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов
| | Расширение диапазона возможных товаров
| Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей
| | Благодушие конкурентов
| Ожесточение конкуренции
| | Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки
| Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости
| | Благоприятный сдвиг в курсах валют
| Неблагоприятный сдвиг в курсах валют
| | Большая доступность ресурсов
| Усиление требований поставщиков
| | Ослабление ограничивающего законодательства
| Законодательное регулирование цены
| | Ослабление нестабильности бизнеса
| Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса
| Таблица 18. Состав ключевых факторов успеха
| №
п/п
| Наименование КФУ
| |
|
| | 1. Организационные КФУ
| | 1.1.
| Организаторский талант топ-менеджеров
| | 1.2.
| Хорошая репутация (имидж) предприятия
| | 1.3.
| Эффективный процесс управления
| | 1.4.
| Современная структура управления
| | 1.5.
| Высокий уровень информационных систем
| | 1.6.
| Опыт и ноу-хау в области менеджмента
| | 1.7.
| Наличие эффективных стратегий
| | 1.8.
| Доступ к ресурсам, на финансовые рынки
| | 1.9.
| Государственный (муниципальный) заказ
| | 2. Технологические КФУ
| | 2.1.
| Качество отраслевых прикладных НИР
| | 2.2.
| Инновационность производственного процесса
| | 2.3.
| Инновационность по новым товарам
| | 2.4.
| Степень прогрессивности существующих технологий
| | 2.5.
| Наличие патентов, использование лицензий
| | 3. Производственные КФУ
| | 3.1.
| Низкая себестоимость
| | 3.2.
| Возможности создания и поддержания высокого качества продукции
| | 3.3.
| Высокая загрузка производственных мощностей
| | 3.4.
| Выгодное расположение (к рынкам сбыта, сырья и материалов)
| | 3.5.
| Доступ к квалифицированной рабочей силе
| | 3.6.
| Высокая производительность труда
| | 3.7.
| Возможность расширить модельный ряд
| | 3.8.
| Возможности выполнения индивидуализированных заказов потребителей
| | 4. Маркетинговые КФУ
| | 4.1.
| Широкая сеть оптовых дилеров
| | 4.2.
| Доступность различной торговли
| | 4.3.
| Собственная торговая сеть
| | 4.4.
| Низкие сбытовые расходы
| | 4.5.
| Быстрая доставка
| |
|
| | 4.6.
| Высокая квалификация маркетинговых специалистов
| | 4.7.
| Доступность и качество сервисного обслуживания
| | 4.8.
| Хорошая диспетчерская служба и служба доставки
| | 4.9.
| Привлекательные товарные марки
| | 4.10.
| Гарантии для покупателей
| | 4.11.
| Хорошие соотношения цены и качества
| | 5. КФУ по профессиональным навыкам
| | 5.1.
| Привлечение талантливых специалистов
| | 5.2.
| Ноу-хау в области контроля качества
| | 5.3
| Творческие достижения в области дизайна
| | 5.4.
| Высокие умения в области рекламы
| | 5.5.
| Эффективный комплекс НИОКР и рыночного освоения новой продукции
| | 5.6.
| Коммуникативность работников
| | 5.7.
| Развитие в области информационных технологий
| 2) Определение внешней диагностики предприятия (анализ факторов влияния).
На основе произведенного ранее стратегического анализа (PEST, SWOT, КФУ) выделяются внешние проблемы предприятия по соответствующим элементам; ранжируются проблемы по степени важности, формируется банк внешних проблем.
3) Определение внутренней диагностики предприятия (анализ угроз и возможностей)
На основе PEST, SWOT, КФУ выделяются внутренние проблемы предприятия по соответствующим элементам; ранжируются проблемы по степени важности, формируется банк внутренних проблем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|