Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные виды ресурсов на предприятии

Плановые расчеты и показатели.

26. Формы планирования на предприятии.

27. План продаж предприятия, бюджет продаж.

28. Показатели, которые используются в планировании сбыта.

29. Принципы планирования сбыта.

30. Исходные данные для разработки производственного плана.

31. План производства предприятия.

32. Назначение годового плана.

33. Исходные данные годового плана.

34. Правила разработки годового плана.

35. Структура годового плана.

36. Назначение планирования издержек производства.

37. Планирование прибыли и рентабельности предприятия.

38. Методы прогнозирования в планировании.

39. Учет в планировании финансового цикла.

40. Инструмент бюджетирования в планировании.

41. Центры финансовой ответственности в планировании.

42. Планирование технического развития предприятия.

43. Планирование социального развития предприятия.

44. Назначение продуктового планирования.

45. Принципы продуктового планирования.

46. Структура продуктового плана предприятия.

47. Альтернативные продуктовые программы.

48. Стратегия концентрированного роста.

49. Стратегия сокращения

50. Стратегия интегрированного роста.

51. Стратегия диверсифицированного роста.

52. Стратегическая зона хозяйствования.

53. Стратегический хозяйственный центр.

54. Модель Розенберга в планировании.

55. ABC/XYZ анализ в планировании.

56. SWOT анализ в планировании.

57. Виды временной ориентации в планировании.

58. Государственное регулирование и его роль в планировании.

59. Место и роль планирования в процессе управления предприятием.

60. Сетевое планирование на предприятии.

61. Планирование материальных ресурсов предприятия.

62. Планирование персонала.

63. Планирование времени.

64. Основные принципы планирования.

65. Методы планирования.

66. Взаимосвязь планирования с другими учебными дисциплинами.

67. Формы и методы планирования, их зависимость от системы экономического управления государством.

68. Жизненные циклы технологий и продуктов.

69. План капитальных вложений и капитального строительства.



70. Оценка уровня стратегических капитальных вложений.

71. Основные планируемые результаты.

72. Показатели в планировании сбыта.

73. Бюджет производства предприятия.

74. Бюджет продаж в планировании на предприятии.

75. Бюджет производства в планировании на предприятии.

76. Бюджет закупок в планировании на предприятии.

77. Бюджет себестоимости в планировании на предприятии.

78. Бюджет прямых затрат на оплату труда в планировании на предприятии.

79. Бюджет общехозяйственных затрат в планировании на предприятии.

80. Бюджет управленческих расходов в планировании на предприятии.

81. Бюджет коммерческих расходов в планировании на предприятии.

82. Бюджет доходов и расходов в планировании на предприятии.

83. Бюджет движения денежных средств в планировании на предприятии.

84. Мастер бюджет или управленческий баланс в планировании.

85. Инвестиционный бюджет в планировании на предприятии.

86. Финансовый бюджет в планировании на предприятии.

87. Центры финансовой ответственности в планировании (далее ЦФО).

88. Бюджет распределения чистой прибыли в планировании на предприятии.

89. Центр прибыли в планировании.

90. Центр затрат в планировании.

91. Центр дохода в планировании.

92. Центр инвестиций в планировании.

93. Принципы учета кредиторской задолженности на предприятии.

94. Принципы учета дебиторской задолженности на предприятии.

95. Сущность учетной политики в бюджетном управлении.

96. Варианты формирования ЦФО на предприятии.

97. ЦФО маржинального дохода на предприятии.

98. Отличие инвестиций от финансирования в планировании.

99. Четыре вида прогноза (товар/рынок) в планировании на предприятии.

100. Виды бюджетов в планировании на предприятии.

101. Порядок формирования бюджетов в планировании на предприятии.

1.Понятие планирования

Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях.

Назначение планирования – разработать мероприятия, которые необходимо выполнить сегодня для того, чтобы предприятие могло лучше работать в будущем. Поэтому средства и методы обоснования плановых решений являются связующими между настоящим и будущим. Они в значительной мере определяют научно-технический уровень планирования и качество планов.

получения предприятием максимально возможной прибыли как результата согласованного осуществления его важнейших функций:

o Производственной.

o Инновационной.

o Технологической.

o Организационной.

o Социальной.

 

2. Сущность планирования в управлении

Бизнес-план даетоце­нку перспективы начатого дела.

Долгосрочный план на срок от 3 до 15 лет и предусматривает формирование перспективных целей предприятия. Внедрение новшеств и объединение инновационных стратегий подразделения предприятия. Примером долгосрочного планирования выступает генеральное целевое планирование.

Стратегический план. Планирование роста, развития предприятия, инно­вационное планирование. Выработку миссии предприятия, представление миссии в виде долгосрочных и среднесрочных результатов и выработку стратегии достижения поставленных результатов.

Формой долгосрочного планирования выступают также инвести­ционные проекты — планы капитальных вложений, направляемых на создание новых производственных мощностей.

Среднесрочный план на срок от 1 года до 3 лет. Содержат большее число количественных показателей, в них де­лают упор на распределение ресурсов.

Финансовое планирование. Финансовое планирование на срок более 3 лет теряет значение, так как возрастает неопределенность.

Краткосрочное планирование на срок до 1 го­да. Примером краткосроч­ного планирования служат план товарооборота, план по сырью. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различ­ных партнеров и поставщиков.

Текущий план — это план, где увязаны все направления деятельности пред­приятия (производство, сбыт) и работа всех его струк­турных подразделений на текущий финансовый год. Такие планы детально разрабатываются в форме бюджетов. Со­вокупность бюджетов находит отражение в годовом финансовом плане, где планируются денежные потоки, прибыли и убытки, со­стояние баланса предприятия.

Оперативное планирование.

Оперативные планы направлены на решение конкретных вопро­сов деятельности предприятия в краткосрочном периоде.

 

3.Функции планирования в управлении

Планирование и прогнозирование. Прогнозирование, с одной стороны помогает предвидеть будущее предприятия, а значит, предшествует планированию, а с другой стороны является частью процесса планирования, так как используется на разных стадиях процесса планирования.

Организация. Организация – это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. Координация и регулирование. Координация заключается в обеспечении необходимой согласованности действий работников. Цель координации – устранить дублирование в работе. Функция регулирования состоит в сохранении режима функционирования хозяйственной системы.

Учет, контроль и анализ. С помощью учета осуществляется сбор информации о состоянии хозяйственной системы. Учет служит базой для анализа – комплексного изучения производственно-хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности функционирования производства путем выявления и мобилизации имеющихся резервов. Роль контроля как функции управления обусловлена тем, что она является средством осуществления обратных связей в системе управления. Посредством контроля проверяется выявление принятых плановых решений, и оцениваются их последствия.

Активизация и стимулирование. Активизация - это повышения творческого потенциала личности и коллектива.

Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование-прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной. Функции управления в своей основе объективны и являются формами реализации управленческих отношений, через которые, в свою очередь, реализуются требования экономических законов развития производства. Поэтому процесс управления выступает как объективно предопределенная система функций, которая носит название управленческого цикла, а сами функции называются стадиями управленческого цикла.

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

 

4. Задачи планирования

Основная задача планирования - разработать программу действий для получения предприятием максимально возможной прибыли как результата согласованного осуществления его важнейших функций: производственной, инновационной, технологической, организационной, социальной и др. Кроме того, многие предприятия видят в планировании средство для преодоления возникающих диспропорций, для эффективного и рационального использования ресурсов, для обеспечения ритмичности производственного процесса, устранения неопределенности, а также рассматривают планирование как возможность воздействия на нежелательные с точки зрения интересов предприятия факторы.

Решение указанных задач может быть обеспечено следующим образом:

- предвидение вероятных рыночных тенденций и соответствующая им корректировка производственной программы предприятия;

-целенаправленное повышение контролируемой предприятием доли рынка;

-исследование требований потребителей, формирование производственной программы, ориентированной на их запросы;

- выпуск продукции более высокого качества;

- согласование с контрагентами действий, их направленность на достижение взаимовыгодных результатов;

- точный учет условий конкуренции, выпуск конкурентоспособной продукции;

- применение более эффективных технологий и оборудования;

- поддержание высокой репутации фирмы у потребителей;

-материальное и моральное стимулирование трудового коллектива, повышение его заинтересованности в коммерческом результате.

Для обеспечения максимальной прибыльности предприятие планирует конкретные направления работы:

- улучшения конечных показателей деятельности;

- уменьшение издержек;

- расширение производства и увеличение объемов продаж по ассортиментным группам продукции;

- технологическое развитие;

- социальное развитие.

 

5. Принцип участия в планировании

Увеличивать свои желания и способности удовлетворять потребности как собственные, так и чужие. Планирование другими не может увеличить эти желания и способности, только собственное планирование дает такую возможность. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя. Экономисты-менеджеры должны обеспечивать мотивы, информацию, знание, понимание, мудрость и воображение, необходимые остальным категориям персонала, чтобы планировать для себя.

Во-первых, каждый из участников организации получает более глубокое понимание организации, знание различных сторон ее жизни.

Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственным потребностям работников.

В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь планированием, развивают себя как личность.

В-четвертых, планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.

Как организовать такое планирование? Если организация невелика, то система участия в процессе планировании может быть основана на непосредственных контактах между руководством предприятия, плановиками и работниками.

Основные виды ресурсов на предприятии

Ресурсы предприятия:

Труд – люди.

Время – Располагаемое время влияет на возможности получения информации о проблемной ситуации и всестороннего обоснования последствий планируемого решения.

Информация – информация как экономический ресурс представляет собой формализованную совокупность знаний научного, технического, производственного и иного характера. Она имеет собственника, имеет технологию обработки, является предметом и продуктом труда, предметом защиты от несанкционированного доступа.

Предметы труда – материалы, детали, узлы, комплектующие и т.д.

Средства труда – оборудование, инструмент, приборы и т.д.

Капитал – деньги, ценные бумаги и т.д.

Цель планирования ресурсов – оптимизация их использования. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней их расхода, направлений и сроков использования, режима потребления, взаимозаменяемости ресурсов, комбинаций ресурсов в продукте.

7. Принцип гибкости в планировании

Гибкость — возможность приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды предприятия. Предполагает разра­ботку альтернативных планов при высокой вероятности наступле­ния того или иного события. Предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые тоже ведут к соответствующим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы, именуемые иначе «надбавками безопасности», или «подушками». При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину таких резервов, ибо их необоснованное применение сказывается на результатах планирования: Резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными.

 

8.Принцип маржинальности в планировании

План дол­жен быть рассчитан на достижение максимально возможных ре­зультатов т.е. определения предельных величин при планировании. Предприятие самостоятельно определяет ориентиры своей деятельности, планируя максимальную прибыль при максимальной производительности труда и минимальных издержках, оптимизируя затраты на персонал.

9.Принцип единства в планировании

Предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях существуют отдельные планы производства и продаж. Планы издержек и доходов, а также планы технического, организационного и финансового развития всего предприятия или частичные планы производственных подразделений и функциональных служб. Однако все эти планы должны быть тесно увязаны с единым комплексным планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы всякое изменение различных разделов плана или плановых показателей сразу же переносилось или отражалось и в общем плане предприятия.

10. Принцип холизма в планировании

Состоит из двух частей: координации и интеграции. Каждая из них относится к своему изменению предприятия, которое разделено на уровни, а каждый уровень – на объекты, различающиеся по выполняемым функциям, выпускаемой продукции и обслуживаемому рынку.

Координация охватывает согласованное взаимодействие объектов одного уровня, интеграция – между объектами разных уровней. Координация устанавливает, что деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня. Отсюда следует, что деятельность подразделений одного уровня нужно планировать не только одновременно, но и во взаимосвязи с другими. Не важно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.

Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Стратегия или тактика, сформулированная на одном уровне предприятия, часто создает новые проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня. Чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

11. Виды планирования по типам результатов

Оперативное. В процессе планирования преследуется три основных типа результата: задачи, цели и идеалы. Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены выше стоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия. Например, распределение выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным руководством. Такое планирование обычно бывает краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимым средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач. Оперативное планирование осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно.

12.Виды планирования по времени действия

Краткосрочным или текущим (в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели).

Среднесрочным или годовым (от 1 до 3 лет)

Долгосрочным или перспективным (свыше 3 лет)

13.Виды планирования по обязательности плановых заданий

Административное (централизованное) = директивное. На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная система планирования. Административное планирование имеет обязательный характер для объектов планирования. Административное планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов.

Индикативное. В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности применяется индикативное планирование. Это планирование носит рекомендательный характер. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежное обращение, рынок ценных бумаг, движение цен, занятость и качество жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д. Административное и индикативное планирование должны дополнять друг друга.

14.Виды планирования по содержанию планов

Планирование на предприятии может быть систематизировано по таким основным классификационным признакам:

По содержанию планов – следует выделять, кроме первых двух:

Технико-экономическое. Технико-экономическое планирование предусматривает разработку системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости, как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели.

Оперативно-производственное. Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства и т.п.

Организационно-технологическое.

Социально-трудовое.

Снабженческо-сбытовое.

Финансово-инвестиционное.

Бизнес-планирование.

Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т.д.

 

15.Виды планирования по уровню управления

По уровню управления – в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать:

Фирменное, корпоративное, заводское (относящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации).

Цеховая система планирования.

Производственная (охватывает отдельные объекты планирования, такие как участок, бригада, рабочее место и т.д.).

16.Научный метод в планировании

Научный метод базируется на широком использовании глубоких знаний о предмете планирования. Методы научного исследования – индуктивный и дедуктивный (гипотетический). Первый предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа факторов. Второй формирует новые экономические принципы, положения, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. Индуктивный метод изучения идет от фактов к теории, от частного к общему. Дедуктивный метод идет от общего к частному, от теории к фактам. В рыночном планировании дедукция и индукция – не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований. Следовательно, современная экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, дедукция и индукция, служат фундаментом планирования и перспективного прогнозирования развития отечественных предприятий. При научном обосновании достигается оптимальное значение.

17. Экспериментальный метод в планировании

Экспериментальный метод – на анализе и обобщении опытных данных. Производится расчет предполагаемых вариантов, после чего, полученные результаты обобщаются и анализируются. Нормы и нормативы устанавливаются на основе экспериментальных данных, полученных в реальных условиях производства.

18. Творческий метод в планировании

Творчество – этот метод чаще всего связывают с личностными качествами менеджера: его ценности, самосознание, жизненные позиции, отношение к риску, авторитет, уровнем образования и т.д. Эффективность плана будет зависеть от личных качеств плановика, от того, насколько он изобретателен, его интуиция, новаторство и опыт.

Функциональный метод – информация о прогнозах стекается от руководителей отделов к директору по маркетингу, который несет ответственность за точность прогнозов и составление бюджета продаж. Минус – высокая степень субъективности при принятии решений.

Групповые принятия решений – руководство компании, начальники отделов участвуют в данном заседании. Плюс – простота и скорость. Минус – распыление ответственности.

19.Нормативный метод в планировании

Нормативный метод базируется на применении исходных данных, выраженных нормативами. В нашем государстве нормативы и нормы достаточно широко использовались и сейчас имеют применение, но качество и точность данных величин невелика.

20. Балансовый метод в планировании

Балансовый метод в планировании рассматривается как один из источников данных, позволяющих сформировать информационную базу. Вполне очевидно, что система бухгалтерского учета является не столько источником данных, сколько хорошей моделью, отражающей с достаточной простотой всю деятельность предприятия. Ценность данного учета для планирования определяется тем, что он прекрасно представляет результаты деятельности предприятия. Например, с помощью бухгалтерского учета можно увидеть финансовое положение предприятия на текущий момент времени. На основе данных о движении денежных средств легко прогнозировать все основные источники и направления их расходования. Наиболее важные показатели, с помощью которых планируется стратегия деятельности предприятия и получаемые из данных бухгалтерского учета, можно свести в четыре группы:

Показатели, характеризующие платежеспособность.

Источники формирования средств.

Использование ресурсов в ходе хозяйственной и иной деятельности.

Рентабельность.

21.Системно-аналитический метод в планировании

Системно-аналитический метод – это метод, который базируется на использовании в анализе данных прошлых периодов как основных. Эти данные собираются, изучаются, выводится общая закономерность и строится тренд, на основе которого можно предположить о дальнейшем развитии показателя. Этот метод часто используется в мировой практике.

Аналитический метод - здесь разработка ведется на основе существующих технологических операций и последующего установления зависимости между основными факторами производства и величиной расходования ресурсов.

Статистически метод – трендовый и другие виды анализа, позволяющие сделать прогноз на основе существующих тенденций развития при существующих технологических операциях. Нормы и нормативы устанавливаются на основе данных оперативной, бухгалтерской или статистической отчетности предприятий. Минус – не позволяет предвидеть возможные качественные изменения.

22.Экономико-математический метод в планировании

Группа экономико-математических методов планирования характеризуется возможностями оптимизации плановых решений. Сущность этих методов состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. Так можно определить оптимальную зависимость между: 1) партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение; 2) объемом деятельности и издержками с учетом необходимой прибыли; 3) объемом капиталовложений и прибылью. По сути, любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и обязательной экспертной оценки полученных данных.

 

23. Система планов предприятия, их взаимосвязь

Для создания и успешного функционирования системы плани­рования должны быть созданы следующие предпосылки:

Кадровые, которые включают готовность руководства управ­лять предприятием в рамках системы планирования на основе чет­ко сформулированных целей и принципов управления. Выбор це­лей и установление требуемых путей их достижения непосредст­венно входят в процесс планирования. Также для успешного планирования требуются подготовленные специалисты-плановики.

Организационные, т.е. дееспособная организация предпри­ятия. На предприятии необходим отлаженный организационный механизм планирования. Органы управления и организационные единицы, образующие соответственно плановую и организацион­ную пирамиды, должны перекрывать друг друга. Если с точки зре­ния внешних факторов планирование предполагает предвидение (прогноз) рыночных условий, то с точки зрения внутренних фак­торов — согласованность работы всех подразделений предприятия. Таким образом, планирование предполагает организационное единство предприятия.

Методические, т.е. разработанная на предприятии система планов, установившаяся методика их разработки, опыт их приме­нения. Большинство предприятий самостоятельно разрабатывает плановую методическую документацию, включающую конкретные формы планов, сроки их утверждения и выполнения, средства контроля и пр. В отдельных случаях используются общие методи­ческие документы, рекомендуемые чаще всего государственными органами (например, для получения малыми предприятиями льгот, предусмотренных законом) или банками (для получения креди­тов).

Информационные, т.е. наличие эффективного инструмента­рия для сбора, переработки и передачи планово-контрольной ин­формации. К такому инструментарию относятся система управлен­ческого и финансового учета, прогнозно-аналитическая система, рекламно-социологическая служба, система электронной обработ­ки данных и др. Сложность планирования в условиях рыночной экономики объясняется тем, что некоторые экономические процессы на госу­дарственном уровне (например, кризисы, вызванные политиче­ской нестабильностью, частая смена правительств, обострение внутри федеральных отношений, финансовые потрясения, забас­товки) вообще не поддаются точному планированию, а многие микроэкономические показатели, характеризующие рынок в це­лом, деятельность конкурентов, объемы спроса и т.д., не обладают высокой степенью достоверности и точности.

24. Оценка выполнения планов

Выполнение плана оценивается руководителями и плановыми службами предприятия путем периодиче­ского сравнения плановых показателей с фактическими значения­ми по заранее установленным контрольным точкам. Таковыми мо­гут быть или временные отрезки, или конкретные производствен­ные показатели. Контрольные точки устанавливаются в процессе составления планов.

При утверждении планов предусматривается административная ответ­ственность руководителей и работников подразделений предприятия за достижение плановых показателей. К руководителям подразделений при­меняются следующие меры: наложение взыскания, понижение в должности, уменьшение или полная невыплата премий, снижение заработной платы. Материальные взыскания в случае невыполне­ния планового задания налагаются и на работников подразделения. В качестве других мер к отдельным рядовым работникам применя­ются понижение в должности, снижение установленного уровня квалификации, перевод на ме­нее квалифицированную и нижеоплачиваемую работу.

Сравнение таких показателей работы предприятия, как соотноше­ние доходов и расходов, состояние денежной наличности, уровень материальных запасов, следует осуществлять регулярно.

В качестве оценочных производственные показатели могут применяться в капитальном строительстве. Контрольные точки здесь связаны с решением крупных производственных проблем.

На предприятии должна быть предусмотрена специальная сис­тема поощрения.

Анализ и оценка планирования на предприятии очень важны для осуществления разработанных планов. Конечные результаты социально-экономической деятельности предприятия во многом определяются двумя взаимосвязанными факторами: качеством составления первоначальных плановых показателей и уровнем выполнения планов всеми категориями персонала.

В рыночных условиях качество плановой деятельности опреде­ляется степенью удовлетворения интересов потребителей с учетом имеющихся у предприятия возможностей в процессе производства и реализации продукции. Если план производства и продажи продукции сохраняет в течение определен­ного периода структуру постоянной, то и производственная дея­тельность предприятия весь этот срок также остается стабильной.

Плановые расчеты и показатели

Для оценки качества плана необходимо использовать систему показателей, характеризующих его реальность и напряженность, обоснованность и оптимальность, степень точности, риска и т.д.

Первый показатель качества — реальность плана. Реальность плана означает воз­можность его осуществления в ближайший отрезок времени. Кри­терий реальности планов может быть установлен на основе анализа действительного положения хозяйства и возможностей его стихий­ного развития, с одной стороны, и анализа имеющихся средств воздействия на этот ход развития, с другой.

Второй важный показатель качества разрабатываемых на пред­приятии планов — уровень их напряженности. Данный показатель универсален, он может применяться для оценки качества планов на всех этапах их существования. Коэффициент напряженности планов показывает, насколько рационально используются плани­руемые экономические ресурсы в процессе производства продук­ции. В общем виде коэффициент напряженности планов можно определить путем сравнения соответствующих показателей с уста­новленной мерой или существующим эталоном. Коэффициент напряженности планов определяется соотношением

Ки=Апл/Аэ

Апл - планируемый или фактический показатель;

Аэ — эталонный, или нормативный, показатель.

На стадии разработки плановых показателей необ­ходимо обеспечить их равновесие с эталонными, что достигается при коэффициенте напряженности, равном единице. Обычно, оценивая напряженность выполнения планов, сравни­вают фактические и эталонные показатели. Если предприятие работает в нормальных условиях, планируемые или фактические показатели, как правило, не превышают эталонных значений. В противном случае можно говорить о нека­чественном составлении плана. Если имеет место превышение, следует скорректировать плановые показатели до равновесного значения с производственными возможностями предприятия. При оценке качества составления и выполнения планов наи­большая сложность состоит в выборе показателей, которые долж­ны стать эталонами, стандартами или критериями равной напряженности планов.

Сравнивая соответствующие плановые пока­затели с нормативными, можно определить степень риска плановой дея­тельности.

Степень риска в условиях рыночной неопределенности можно оценить как нормальную при отклонении фактических данных от запланированных показателей до 10%.

Высокую степень риска можно оценить от 11 до 20%.

Чрезмер­ную степень риска можно оценить от 21 до 40%.

И недопустимую — свыше 41%.

26. Формы планирования на предприятии

Текущее планирование — это прежде всего планирование дос­тижения целей. Оно строится на основе генерального целевого и стратегического планирования и зависит от принятой в результате стратегического планирования продукто­вой концепции.

При текущем планировании речь идет о ситуативных решениях, которые характеризуются сле­дующими признаками:

Влияют на величину активов и показатели успеха предприятия.

Требуют особой ответственности от подразделений или отделов предприятия.

Могут приниматься на высшем, среднем и нижнем уровнях управления.

Действуют в краткосрочной перспективе и принимаются отно­сительно часто.

Наиболее распространенной формой текущего планирования является годовой план предприятия.

На промышленных предприятиях с функциональной организа­ционной структурой к текущему планированию относят функциональное планирование, или разработку планов функциональных сфер деятельности (подразделений), что включает:

План сбыта.

План производства.

План НИОКР.

Организационный план.

Финансовый план.

План рекламы и др.

План продаж на предприятии, бюджет продаж

<



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.