|
Типы, элементы и технологии разработка стратегии пред-ия.
ПАНИРОВАНИЕ
1.Сущ-ть и значение планирования на пред-и.
Планирование является естественной частью менеджмента. Его можно определить, как умение предвидеть цели организации, результаты её деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определённых целей.Планирование - первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей. Планирование - это не просто умение предусмотреть все необходимые действия,это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения. Применение планирования создаёт следующие важные преимущества: 1.делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий; 2.проясняет возникающие проблемы; 3.стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе; 4.улучшает координацию действий в организации; 5.создаёт предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров; 6.увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией; 7.способствует более рациональному использованию ресурсов; 8. улучшает контроль в организации. Современный рынок предъявляет особые требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нём процессов создают новые предпосылки для более серьёзного применения планирования.
2.Пределы и принцип планир-я деят-ти пред-я.
Возможности планирования соц.-экономич. систем ограничены рядом объективных и субъективных причин. Основные из них: 1.Неопределенность рыночной среды. Любое предприятие в своей деятельности сталкивается с неопределенностью. Но полностью устранить неопределенность в рыночных условиях нельзя, поэтому предприятие стремится упорядочить свои внешние отношения различными способами. Первый способ - вертикальная интеграция. Второй способ контроля над рынком - контроль над спросом. Третий способ контроля над рынком - использование контрактных отношений. Четвертый способ контроля над рынком - создание предпринимательских сетей. 2.Издержки планирования. Это затраты на оплату труда персонала, плата за аренду помещений (если помещение собственное - амортизационные отчисления), содержание помещений, расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и т. д. 3.Масштабы, деятельности организации. Крупные организации имеют большие финансовые возможности, более квалифицированный персонал, соответствующий опыт, крупные плановые подразделения в своем составе. 4.Применение интуитивного планирования взамен формального. Формальное планирование - организованное сознательно, при помощи особых методов планирования. Определяющим содержание и результаты действия плановых служб является использование принципов планирования. К числу основных из них относятся системность, участие, непрерывность, гибкость, эффективность. Принцип системности предполагает, что планирование на предприятии должно носить системный характер. Принцип участия -предполагает, что каждый работник предприятия должен быть в той или иной мере участником плановой деятельности. Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно, а разработанные планы непрерывно приходить на смену друг другу, перекрывать друг друга. Принцип гибкости -состоит в придании планам способности менять свои параметры, поэтому в планах обычно предусматриваются резервы. Эти резервы должны быть оптимальными, иначе затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупятся. Принцип эффективности заключается в том, что затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения.
3.Формы планир-ия и виды планов пред-ия.
Результатом планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план - это набор инструментов для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы. Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы: 1.Стратегический план, по-другому называемый генеральным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперёд). 2.Общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. 3.Оперативные планы организации: -Общефирменные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год; -Текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности. 4.Помимо планов результатами процесса планирования являются программы и проекты.Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий. План развития организации включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые позиции. Программы обычно определяют развитие одного из важнейших аспектов жизни экономической организации. Проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь на определённый аспект жизнедеятельности и развития организации, они имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, то есть отличаются высоким уровнем проработки. Кроме указанных видов плановых документов организация должна составить вспомогательные планы, которые нужны для лучшей организации планирования на предприятиях: план организации планирования, планы действий при непредвиденных обстоятельствах, программы обратной связи, программы оценки планов.
4.Орг-ция внутрипроизв-венного планир-я на пред-ии.
Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем её организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования: 1.Плановый персонал. Сюда входят все специалисты, которые в той или иной степени выполняют функции планирования. Аппарат плановых работников на предприятии функционирует в форме соответствующей организационной структуры, которая устанавливает необходимое количество планового персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления, определяет состав плановых органов, регламентирует линейные, функциональные и информационные связи между плановыми работниками и подразделениями, устанавливает права, обязанности и ответственность плановиков, определяет требования к их профессиональному уровню и т.п. 2.Механизм планирования. понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения, и обеспечивается их реализация. Аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия. Система целей деятельности предприятия должна удовлетворять следующим требованиям: -цели должны быть функциональными, чтобы руководители разных уровней могли легко трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне, в задачи для нижестоящих уровней; -должна быть установлена временная связь между долговременными и краткосрочными целями; -цели должны периодически пересматриваться, чтобы внутренние возможности соответствовали имеющимся условиям; - и т.д. Функции планирования: -уменьшение сложности; -мотивация; -прогнозирование; -обеспечение безопасности; -оптимизация; -функция координации и интеграции; -функция упорядочения; -функция контроля; -функция документирования; -функция воспитания и обучения. Методы планирования. Под ними понимается способ осуществления планирования, т.е. способ реализации плановой идеи. Метод планирования зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта: -Направления планирования; -Средства обоснования плановых параметров. В практике планирования можно выделить три направления планирования: прогрессивное (способ «снизу-вверх», ретроградное (способ« сверху-вниз») и круговое (встречное планирование). 3. Процесс планирования. Этапы: 1. Определение цели планирования; 2. Анализ проблемы; 3. Поиск альтернатив; 4. Прогнозирование; 5. Оценка; 6. Принятие планового решения.
5.Методы разработки планов деят-ти пред-ия: хар-ка и сферы применения.
В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономич. оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов. В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планир-ия: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие. Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов. Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов. Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия. В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.
6.Сущность, структура и особенности стратегического планирования на пред-и.
Стратегическое планирование явл. инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования пред-тия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Структура процесса стратегич-го планирования: 1.определение миссии пред-тия; 2.формули-рование целей и задач функционирования пред-тия; 3.анализ и оценку внешней среды; 4.анализ и оценку внутренней структуры пред-тия; 5.разработку и анализ стратегич. альтернатив; 6.выбор стратегии. Осн-ые компоненты стратегического планир-я. 1.Определение миссии пред-тия. Этот процесс состоит в установлении смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике. 2.Формулирование целей и задач функционирования пред-тия. Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. 3. Анализ и оценка внешней среды. Анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонентов: Анализ макросреды включает изучение влияния на фирму: состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда, соц-я и культурная составляющие общества, и т.п. Непосредственное окружение анализируется по след. основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации и т.д. 4.Анализ и оценка внутренней структуры пред-ия.Позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. 5.Разработка и анализ стратегич. альтернатив. Принимаются решения о том, как фирма будет достигать свои цели и реализовывать корпоративную миссию. 6.Выбор стратегии.. Стратегич. планир-е представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Осн-е преимущество стратегич. планирования состоит в обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий. Недостатки стратегич. планир-я: 1.Стратегич. планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания будущего. 2.Стратегич. планир-е не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. 3.роцесс стратегич. планир-я требует для своего осуществления значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным технико-экономич. планированием. 4.Негативные последствия стратегического планир-я, как правило, гораздо серьезнее, чем традиционного перспективного. 5.Само по себе стратегич. планир-е результата принести не может. Оно должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана.
Типы, элементы и технологии разработка стратегии пред-ия.
Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования. Стратегия предусматривает свободу выбора участников хозяйственной деятельности с учетом изменяющейся ситуации. Можно выделить четыре стратегические альтернативы, К этим стратегиям относятся: -стратегия концентрированного роста; -стратегия интегрированного роста; -стратегия диверсифицированного роста; -стратегия сокращения. К стратегиям концентрированного (ограниченного) роста относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли. Стратегия интегрированного роста реализуется путем ежегодного значительного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом. Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли. Стратегия сокращения оправдана в случаях, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада. Процесс стратег-го плани-ия включает следующие этапы: оценку текущей стратегии; анализ портфеля продукции; выбор стратегии; • оценку выбранной стратегии; разработку стратегического плана; разработку системы бизнес-планов. Рассмотрим эти этапы. 1. Оценка текущей стратегии. Она должна дать представление о том, в каком состоянии находится фирма, какие стратегии она реализует и насколько они эффективны. 2. Анализ портфеля продукции. Он дает наглядное представление о том, как отдельные части бизнеса связаны между собой. 3. Выбор стратегии. Он осуществляется на основе трех составляющих: ключевых факторов успеха, характеризующих стратегию; результатов анализа портфеля продукции; альтернативных вариантов стратегий. 4.Оценка выбранной стратегии.Она осуществляется в виде анализа того, как учтены решающие факторы при ее формировании. 5.Разработка стратегического плана. Принятая стратегия служит основой для составления стратегического плана фирмы. В зависимости от комбинаций выбранных стратегий стратегический план может быть наступательным или оборонительным. 6. Разработка системы бизнес-планов. Бизнес-план является составной частью стратегического плана. С помощью бизнес-плана должно быть обосновано каждое мероприятие стратегического плана, требующее инвестиционных ресурсов для своей реализации.
8.План произ-ва пр-ции: его содержание, измерители и показатели.
На основе плана производства определяется потребность в оборудовании, материально-технических ресурсах, численность работающих и фонд их заработной платы в целом и по категориям, сметы затрат на производство и т. д. Разработка производственной программы осуществляется на основе: договоров, заключенных с потребителями, проекта плана поставки продукции потребителям, возможностей приобретения материальных ресурсов; учета состояния технической и технологической базы, наличия кадрового потенциала. Содержание плана производства зависит от различных факторов. В зависимости от сферы производства различают продукцию материального производства и услуги сферы нематериального производства. При разработке плана производства применяются различные измерители: Натуральные измерители; Условно-натуральные измерители; Трудовые измерители; Стоимостные измерители; Промышленная продукция.В его состав включаются: 1.Стоимость готовых изделий. 2.Стоимость полуфабрикатов своей выработки. 3.Стоимость работ (услуг) промышленного характера. 4.Стоимость продукции вспомогательных и подсобных производств. 5.Стоимость работ по освоению и внедрению новой техники. Планируемый объем производства продукции (работ, услуг) определяется в ценах, действующих в момент составления плана или приравненных к ним (без косвенных налогов и отчислений), и может быть рассчитан по следующей формуле: ОП= Nj* Ц.. Оценка объёма производства продукции (работ, услуг) при составлении отчётов осуществляется в фактических и сопоставимых ценах без косвенных налогов и отчислений. Незавершенное производство представляет собой стоимость изготовления незаконченной продукции по всем стадиям производственного процесса. Внутризаводским оборотом предприятия называется стоимость той части выработанных им готовых изделий и полуфабрикатов, которая используется внутри данного предприятия на собственные промышленно-производственные нужды. Внутренний оборот- это стоимость продукции, выработанная структурными единицами данного объединения и направленная на промышленно-производственные нужды других структурных единиц этого же объединения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|