Сделай Сам Свою Работу на 5

Справка 13. Распорядительные документы. Приказ.





Постановление- правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами.

Распоряжение- акт управления государственного органа, имеющий властный характер, изданный в рамках присвоенной должностному лицу, государственному органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым распоряжение адресовано. Распоряжения являются подзаконными актами и делятся на две группы: распоряжения общего и конкретного характера длительного действия и распоряжения, касающиеся конкретного узкого вопроса, разового случая.

Приказявляется самым распространенным видом распорядительного документа, применяемого в практике управления. Он издается по основным вопросам, а именно: по вопросам внутренней жизни учреждения, организации, предприятия, по вопросам создания, ликвидации, реорганизации учреждений или их структурных частей; утверждения положений, инструкций, правил и т.п. документов, требующих утверждения, а также по кадровым вопросам приема, перемещения, увольнения работников и др.



Московское городское объединение книжной торговли "Москнига"

Приказ

15.05.93 №37

Об активизации работы по пропаганде и распространению печатных изданий среди молодежи

Во исполнение решения Правительства Москвы от 24.04.93 № 4281 "Об активизации работы по пропаганде и распространению среди молодежи печатных изданий, раскрывающих внутреннюю и внешнюю политику российского государства"

ПРИКАЗЫВАЮ

1. Директорам магазинов городского подчинения организовать книжные выставки, раскрывающие роль молодежи в перестройке, к 01.07.93.

2. Директорам районных книжных объединений утвердить планы пропаганды и распространения книг среди молодежи через народные книжные магазины и отделения Всероссийского общества любителей книги к 15.07.93.

3. Директору магазина т. Зайцевой Л.А. разработать предложения о создании молодежного клуба книголюбов на базе магазинов № 185 "Молодая гвардия" до 05.07.93.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела организации торговли т. Петрова И.В.



Генеральный директор (личная подпись) А.В. Горбунов

Обратите внимание!

1. Текст распорядительного документа должен иметь заголовок. Заголовок начинается с предлога о (об) и формулируется при помощи существительных, называющих основную тему документа.

Например: О назначении...; Об утверждении...; Об итогах...; О мерах... и т.п.

2. Текст состоит из двух взаимозависимых частей - констатирующей и распорядительной.

Констатирующая часть- это введение в существо рассматриваемого вопроса. В ней могут быть перечислены факты, события, дана оценка. Нередко в констатирующей части дается пересказ акта вышестоящего органа, во исполнение которого издается данный распорядительный документ. В этом случае указывается вид акта, его автор, полное название, номер и дата, т.е. приводятся все поисковые данные. Констатирующая часть необязательна, она может и отсутствовать, если нет необходимости давать разъяснения.

3. Основную нагрузку в распорядительных документах несет распорядительная часть,которая излагается в повелительной форме. В зависимости от вида документа она начинается словами: постановляет - в постановлении; решает (решил) - в решении; предлагаю - в распоряжении; приказываю - в приказе. Вид распорядительного документа предопределяет и характер изложения его текста. Слова постановляет, решает (решил), предлагаю, приказываю печатаются прописными буквами или строчными в разрядку, т.е. они зрительно выделяются и таким образом отделяют констатирующую часть документа от распорядительной. Располагаются эти слова с отдельной строки от нулевого положения табулятора. В постановлениях и решениях перед словами постановляет и решает указывается название коллективного органа.



4. С новой строки (с абзаца) следует текст постановляющей части.

Если распорядительная часть предполагает различные по характеру действия и нескольких исполнителей, она делится на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами. В каждом пункте указываются исполнитель (организация, структурное подразделение, конкретное должностное лицо), предписываемое действие и срок исполнения. Исполнитель указывается в дательном падеже. Можно указывать и обобщенно.

Например: Директорам заводов...; Руководителям архивов...

Предписываемое действие выражается глаголом в неопределенной форме.

Например: Кому? что сделать? - подготовить; зачислить; организовать

Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994. (С.128-133).

ЭФФЕКТ ЖИВОЙ РЕАКЦИИ

Уже при подготовке речи оратор обращает ее к определенной аудитории (см. об этом на с. 88—89). Но, как бы ни изучал выступающий будущих слушателей, он должен быть готов к необходимости устанавливать контакт с ними непосредственно в процессе произнесения речи, к так называемому «эффекту живой реакции». Очень часто для начинающего оратора это бывает непреодолимым препятствием. Вот, например, как рассказывал о своей первой лекции Тимофей Николаевич Грановский: «Отведен был для дебюта большой зал, где бывают акты... Захожу — вижу, сидят более 200 студентов и много иных особ. Струсил до крайности, в глазах потемнело и не могу найти кафедры... Публика, должно быть, улыбалась. Мысль, что, открыв глаза, я встречу эту улыбку, заставила меня читать слепо, т. е. я скороговоркою и почти шепотом пробормотал, что мог припомнить из написанного, через четверть часа раскланялся и ушел». Таков был печальный дебют профессора, на лекции которого впоследствии съезжалась вся Москва и которого слушатели награждали аплодисментами, словно знаменитого актера. Произошел этот казус при первом публичном чтении оттого, что Грановский, поддавшись волнению и страху, не видел и не слышал аудиторию.

В практической деятельности оратора могут возникнуть разные случаи, когда потребуется «эффект живой реакции». Например, слушатели перед началом речи настроены - недоверчиво, неприязненно или равнодушно. Оратор неожиданно для себя (а иногда такая реакция слушателей предполагается) сталкивается с тем, что ему надо завоевать аудиторию, привлечь ее внимание. Для этой цели используется «зацепляющий крючок» (см. с. 103). Одним из приемов, позволяющих постепенно установить контакт с аудиторией, является нахождение среди слушателей хоть одного доброжелательного лица. О таком случае в своей ораторской деятельности рассказывает известный государственный деятель, дипломат и публицист Александра Михайловна Коллонтай (1872—1952). Когда однажды ей пришлось выступать в недоверчиво настроенном зале, в неприязненной атмосфере, которая уже начала сковывать ее (цепенел язык, делался тусклым голос), она вдруг увидела внимательный взгляд старушки. И тысячная аудитория исчезла, перед оратором стояли доброе, улыбающееся лицо женщины и седая голова, которая согласно кивала в такт речи. Коллонтай несколько мгновений рассказывала только для нее. Постепенно оратору удалось завладеть вниманием всех слушателей.

Установив контакт с аудиторией, опытный оратор следит за тем, чтобы не потерять этот контакт, поэтому взгляд его должен быть всегда устремлен на аудиторию. Произнося речь, выступающий обычно смотрит на лица слушателей, переводя свой взгляд с одного лица на другое. Это дает ему возможность вовремя заметить ослабление внимания. Так, Петр Францевич Лесгафт, блестящий лектор-популяризатор, собиравший многочисленные аудитории, мог непосредственно обратиться к кому-либо из слушателей, если замечал признаки утомленности: «Что, милостивая государыня, отсутствуете? Не о том думаете?»

Конечно, такие реплики может позволить себе только уверенный в себе, снискавший любовь аудитории оратор. Более универсальным является прием, который называется эмоциональной разрядкой. Так, во время лекции о М. М. Зощенко К. И. Чуковский, почувствовав утомление аудитории, предложил слушателям угадать, какая фраза принадлежит М. М. Зощенко, а какая представляет собой стенографически записанные речения нынешних людей. Вот, например: «Он, продолжает хлестать меня по роже, когда я подумал, к чему мне такие варианты»; «Когда мы вошли в комнату, он сидел на обломках мебели и нецензурно удивился нашему появлению»; «Он не интеллигент, но близорукий»; «Домоуправление № 9 сообщает, что гражданка Авдеева не аварийная, но требует капитального ремонта...»

После такой передышки К. И. Чуковский перешел к самой важной части своего выступления — рассказу о Зощенко-моралисте, о его стремлении раскрыть существеннейшие черты действительности, оспорив мнение некоторых читателей и критиков о М. М. Зощенко как писателе развлекательном и поверхностном.

СКРЫТАЯ ФОРМА ДИАЛОГА

Названные выше приемы призваны вызвать интерес аудитории или сохранить внезапно ускользающее ее внимание, но они не достаточны для установления прочного контакта между оратором и слушателями. Для последнего необходимо то, что обеспечивает взаимодействие на протяжении всей речи. Это, прежде всего, скрытая форма диалога, проявляющаяся в самой структуре речи. Она позволяет достичь эффекта сопереживания.

Возможны разные формы сопереживания. Интеллектуальное сопереживание — это совместная мыслительная работа оратора и слушателей. Оратор излагает свою точку зрения и как бы «публично» мыслит, т. е. вслух, при всех. Слушатели следят за его рассуждениями и совершают ту же мыслительную работу, включаясь в процесс творческого восприятия. Эта манера публичной речи носит название «мышление вслух». (Термин принадлежит русскому юристу и педагогу Л. И. Петражицкому.) Оратор размышляет вместе со слушателями, ставит различные вопросы, сопоставляет факты, точки зрения, полемизирует с оппонентами (воображаемыми или действительными), включает слушателей в процесс творческого восприятия речи.

Об эффективности такого «размышления вслух» интересно рассказал В. О. Ключевский, вспоминая о лекциях одного из своих профессоров П. М. Леонтьева: «Бывало, напряженно следишь за развертывавшейся постепенно тканью его ясной, спокойной, неторопливой мысли, и вместе с ударом звонка предмет лекции, какое-нибудь реальное учреждение, вырезывался в сознании скульптурной отчетливостью очертаний. Казалось, сам бы сейчас повторил всю эту лекцию о предмете, о котором за 40 минут до звонка не имел понятия».

Блестяще вызывали интеллектуальное сопереживание аудитории такие мастера «мышления вслух», как С. М. Соловьев, В. И. Вернадский и др.

Другой вид сопереживания — эмоциональное. Эмоциональный подъем оратора вызывает ответную реакцию слушателей. Здесь имеет значение личностный «эффект заражения». Можно согласиться с утверждением опытных ораторов, что если выступающий подошел к аудитории и сам не волнуется, ему самому хочется спать, несомненно, и аудитория будет соответствовать его настроению.

Эмоциональная речь действует на чувства людей, будит их воображение. «Воображение в сердце слушателей, — считал В. О. Ключевский, — без вас и лучше вас сладит с их умом».

Эмоциональное сопереживание может стать источником творчества слушателя. Так, философ Алексей Федорович Лосев под влиянием вступительного слова А. В. Луначарского перед одним из скрябинских концертов говорил: «У меня было такое состояние, словно все сказанное обращено лично ко мне. Впечатление оказалось настолько сильным, настолько меня зажгло, что, вернувшись домой, я тут же начал писать статью о Скрябине. Состояние восторженности и пафоса я сохранил надолго. Этот пример для меня — лишнее подтверждение того, как много может слово».

Наибольшего эффекта достигает тот оратор, который умеет вызывать и интеллектуальное, и эмоциональное сопереживание. Вот как образно говорил об этом В. О. Ключевский: «Развивая мысль в речи, надо сперва ее вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слушающее сердце, и тогда слушатель — Ваш военнопленный и сам не убежит от Вас, даже когда Вы отпустите его на волю, останется вечно послушным Вашим клиентом».

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Помимо скрытого диалога, который возникает между аудиторией и оратором во время выступления последнего, возможен и открытый диалог говорящего со слушателями. Формы этого диалога бывают различными. Наиболее распространены вопросы слушателей и ответы на них оратора. Такая форма общения с аудиторией требует от выступающего быстрой реакции, владения юмором, доброжелательности. Последнее особенно важно. Часто вопросы задают оппоненты, не согласные с оратором; кроме того, вопросы иногда ставятся в некорректной форме.

Многие ораторы особенно славились блестящими ответами на вопросы, например А. В. Луначарский. Вот как он ответил на вопрос, присланный ему после выступления в письменном виде: «Скажите, что такое любовь?» — «Я не знаю, кто написал эту записку. Может быть, совсем еще молодой человек. Тогда я скажу — пусть подождет и сам найдет ответ на свой вопрос. Но, может быть, это написал пожилой человек; я скажу ему — пусть вспомнит. Но если это написал человек зрелых лет в расцвете сил и жизни, то я могу только выразить ему свое сожаление, что он мог задать такой вопрос».

С восторгом вспоминают современники о беседах с аудиторией физика Льва Давидовича Ландау. Вот как характеризует эту беседу один из них: «Вопрос — стремительный ответ — взрыв смеха в зале; вопрос — стремительный ответ — и хохот, от которого сотрясались стены».

Однако остроумие не самое главное качество оратора, отвечающего на вопросы. Особенно это касается вопросов, заданных не после выступления, а во время его слушания. Такие вопросы могут быть вызваны непониманием какой-либо мысли, например, следующий вопрос, заданный во время лекции- физиологу Ивану Петровичу Павлову: «Как согласовать этот опыт с тем, о котором вы говорили раньше, именно, что при повышении температуры все химические процессы идут интенсивнее?» Иногда у слушателей возникает желание уточнить мысль оратора, например, еще один вопрос, обращенный к И. П. Павлову: «Почему же на морозе щеки и нос краснеют?» У внимательного, заинтересованного слушателя часто под влиянием оратора возникает собственная мысль, идущая вразрез с рассуждениями оратора. «Но ведь вы говорили, что у щенков, которые не ели мясо, на мясо нет врожденного рефлекса, а между тем это очень прочный раздражитель и повторяется в бесконечном ряде поколений»,— рассуждает слушатель И. П. Павлова.

Выступающий, отвечая на возникший вопрос, должен и удовлетворить спрашивающего, и в то же время не забывать об остальной аудитории. Ответ оратора предназначается не только спрашивающему, но и всем другим слушателям. Если выступающий предполагает, что вопрос интересен только тому, кто задал его, ответ должен быть краток. Если задан вопрос, волнующий, по мнению оратора, всех, ответ должен быть обстоятелен. Так, например, поступал Иван Петрович Павлов, которому в процессе чтения лекций по физиологии постоянно задавали самые разные вопросы. (См.: Павлов И. П. Поли. собр. соч.— М., 1952.— Т. 5.)

Особенно ценными для оратора являются вопросы, которые развивают их мысли. Так, во время лекции А. Е. Ферсмана о радиоактивных минералах один из слушателей неожиданно задал вопрос: «А имеются ли карты радиоактивных минералов мира? Или хотя бы Российской империи? Ведь эти минералы должны как-то по-особому распределяться на земле и под землей?»

— Блестящая идея! — воскликнул лектор.— Вы подали великолепную идею!

Вопрос о распределении радиоактивных минералов возник у слушателя лекции А. Е. Ферсмана не случайно. Лектор сумел пробудить у аудитории не только любознательность, но и остроту, смелость мысли.

Помимо ответов на вопросы, задаваемые слушателями, формой открытого диалога являются ответы слушателей на вопросы оратора. Так, например, П. Ф. Лесгафт обыкновенно задавал на лекции такой вопрос, материал для ответа на который уже имелся у слушателей, и ждал, пока кто-либо сообразит и скажет ему свое мнение. Петр Францевич требовал ответа от каждого; при этом ответ мог быть неправильным, мысль могла быть ошибочной, лишь бы она была.

Большое место занимал открытый диалог в лекциях профессора механико-математического факультета МГУ Андрея Петровича Минакова. Выступающий, задавая слушателям цепь вопросов по ходу своего выступления и анализируя ответы на них, активизировал студентов. Процитируем фрагмент лекции А. П. Минакова, который приводится в воспоминаниях В. П. Лишевского:

Что такое вектор? — спрашивал профессор. Следовал быстрый ответ:

— Математическая величина, которая характеризуется размерами и направлением.

— И все? — спрашивал Минаков.

— Все.

— Хорошо. Потоки автомобилей характеризуются величиной и направлением. Ведь мало сказать, что по данной улице проезжает 300 автомашин в час, нужно еще сказать, в каком направлении (речь идет об улице с односторонним движением). Следовательно, по вашему определению, потоки автомобилей — векторы.

Теперь представьте себе перекресток двух- и односторонних улиц. По одной улице проезжает 300 автомашин в час, по другой— 400. Векторы, как известно, складываются по правилу параллелограмма. Следовательно, каждый час 500 автомобилей врезаются в здание, стоящее на углу перекрестка. То есть из семисот автомобилей (300 +400), выезжающих на перекресток, только 200 минуют его без аварий, а остальные 500 образуют груду лома на тротуаре. Так? Конечно, нет. Почему? Да потому, что сложение векторов по правилу параллелограмма — это и свойство их, и элемент определения. Вектор — это такая математическая величина, которая: 1) имеет размеры, 2) характеризуется направлением и 3) складывается с себе подобной величиной по правилу параллелограмма. Последнее в определении вектора — самое важное. Потоки автомобилей характеризуются величиной и направлением, но не складываются между собою по правилу параллелограмма и поэтому не являются векторами.

Казарцева О.М. Культура речевого общения:

теория и практика обучения. – М., 1999.

С. 19-30.

СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ

Эффективность общения зависит от того, насколько человек, включающийся в его процесс, представляет себе реально существующие условия общения и в соответствии с ними определяет или корректирует свое речевое поведение. Обычно человек делает это интуитивно, не задумываясь.

В понятии «ситуация общения» выделяются две стороны: а) описываемая ситуация, т. е. фрагмент действительности; б) собственно ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, тип взаимодействия (Л. П. Якубинский, Г. О. Винокур, А. А. Леонтьев).

Давайте вместе составим опорный конспект,последовательно заполняя горизонтальные строки, обобщая информацию по вертикали и характеризуя каждый компонент.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.