Сделай Сам Свою Работу на 5

Мероприятия по обеспечению необходимого уровня конкуренции

Обеспечение конкуренции является одним из ключевых факторов для развития сектора торговли, роста ее эффективности и улучшения розничного предложения потребителям. Антимонопольное законодательство и работа антимонопольных служб должны быть построены на принципах недопущения несправедливого использования доминирующей позиции на рынке, недопущения практик, препятствующих свободной конкуренции. В ряде многих вопросов наиболее существенны: определение рынка и установление порогового значения доли рынка при определении доминирующего положения участника рынка. Пороговое значение при определении доминирующего положения Установление порогового значения доли рынка основано на том предположении, что при достижении такой доли на рынке участник рынка имеет возможность получать сверхприбыль, используя несправедливые практики в ущерб потребителям. В рамках рассмотрения розничного сектора, ключевым инструментом для получения сверхприбыли является завышение цен. Одна из гипотез состоит в том, что при высокой концентрации рынка, игроки завышают цены, используя инструменты картельного сговора или инструменты положительного взаимного реагирования на цены (при конкуренции, напротив, распространена практика отрицательного взаимного реагирования на цены – ценовая конкуренция).

Мониторинг и поддержание конкуренции.

Таким образом, собственно высокая степень концентрации рынка не влияет на уровень цен. Компании, имеющие доминирующее положение на рынке, не обязательно используют практики, ведущие к ущербу интересов потребителей – экономически необоснованному завышению цен. Для недопущения таких практик со стороны компаний, имеющих доминирующее положение на рынке, необходимым является проводить исследования рынков и действий компаний, и, при обнаружении индикаторов, свидетельствующих о злоупотреблении компаниями доминирующей позиции и ограничения конкуренции, применять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством. В большинстве стран, в том числе и в Российской Федерации, злоупотреблениями считаются действия (бездействия) доминирующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В рамках рассмотрения розничного рынка такими действиями (бездействиями) могут являться:



1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора

4) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

5) создание дискриминационных условий;

6) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

7) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Следует отметить, что рынок розничной торговли, и в частности, рынок торговли продуктами питания, в развитых регионах является предметом достаточно пристального внимания.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области индекс потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги за III квартал 2013 года составил 101,9 %, цены на продовольственные товары по Московской области выросли на 1,6 %.

Стоимость минимального набора продуктов питания, рассчитанного органами государственной статистики по среднероссийским нормам потребления, по Московской области в конце сентября составила 2 043 рубля, в среднем по России – 2 038 рублей. Стоимость набора в течение III квартала снижалась на 0,3 %; 3,6 %; 1,0 % в связи с сезонным снижением цен на плодоовощную продукцию, яйца и сыр, по отношению к среднему значению II квартала не уменьшилась. С начала года рост стоимости набора по Московской области составил 12,1 %, по России - 13,1 %.

 

Из 40 муниципальных образований, в которых Мособлстатом осуществляется наблюдение за потребительскими ценами, самая высокая стоимость минимального набора продуктов питания за III квартал наблюдалась по-прежнему в Солнечногорском и Красногорском районах, в городском округе Дубна, в Щелковском районе.

Необходимо также отметить, что задачей органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в ситуации возникновения угрозы доминирующего положения одной из розничных компаний является стимулирование максимально быстрого развития других розничных продавцов с целью создания структуры рынка, в которой на одних и тех же географических районах конкурируют 3-4 сильных игрока, отличающихся высокой операционной эффективностью. Мировой опыт показывает, что именно такая структура рынка приводит в итоге к наиболее позитивным эффектам для потребителя, в том числе низким ценам. Обеспечение конкуренции имеет цель стимулирование развития отрасли, и в качестве инструмента, направленного на развития розничного сектора введение нормы 25% не является эффективным по следующим причинам:

1. Установление низкого порога, которое розничный продавец потенциально может занять на рынке, резко снижает инвестиционную привлекательность отрасли. Снижение инвестиционной привлекательности отрасли ставит под угрозу одну из основных целей Стратегии – максимально быстрый рост обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов и, фактически, снижает остроту конкуренции в отрасли вместо того, чтобы ее увеличивать.

2. Определить, достигла ли компания доли на рынке 25%, является методологически чрезвычайно сложной процедурой. Географическое и продуктовое деление рынка розничной торговли не соответствует муниципальному делению региона, произведенному на основании социологических, политических и географических параметров и факторов. Методология определения соответствующего рынка включает в себя следующие параметры: транспортная доступность для потребителя, величина торговой площади магазина. Например, «магазины у дома» и гипермаркеты не являются конкурентами, т.к. потребители делают покупки в тех и других магазинах, соответственно своим потребностям и привычкам. В гипермаркетах покупатели совершают запланированные покупки, покупают товары регулярного потребления и цена является существенным фактором при выборе магазина. В «магазинах у дома» покупатели делают покупки вне списка основных товаров своего потребления, в нерегулярные часы, также выявлено, что покупатели не знают цены на товары в таких магазинах и цена не является фактором, влияющим на покупки в таких магазинах. Таким образом, эти категории магазинов не являются заменителями друг друга, и неверно рассматривать их как конкурентов. Магазины, предназначенные для различных слоев или групп населения, не являются конкурентами. Например, «Глобус» или «Азбука Вкуса» не являются конкурентом «Копейке» или «Пятерочке».

3. Фактический расчет и определение рынка будет производиться силами региональных или муниципальных властей, такая ситуация создает существенные стимулы для коррупции. Кроме того, неясно, какой орган власти должен принимать решения об определении и регулировании доли рынка компаний, если товарный рынок будет географически находиться в нескольких административных образованиях (а эта ситуация будет скорее типичной, чем исключительной).

Обеспечение справедливой конкуренции необходимо для развития розничного сектора. Поскольку розничный сектор является важным с точки зрения благосостояния населения и экономики региона, в целом, необходимы эффективные механизмы, предотвращающие практику, которые являются недопущением, ограничением или устранением конкуренции. В качестве дополнительной меры поддержки конкуренции необходимо предусмотреть разработку региональных программ развития конкуренции на потребительском рынке. В целом, механизмы, способствующие поддержанию конкуренции на рынке розничной торговли, уже определены законодательством Российской Федерации, и ведется постоянная работа по совершенствованию этого законодательства. Эффективная работа антимонопольных органов является достаточной мерой для поддержания конкуренции, и дополнительные, сдерживающие меры могут иметь результаты, негативные для развития отрасли.

 

 


3.2. Мероприятия по повышению эффективности регулирования сектора торговли

Законодательство и административные процедуры, регулирующие различные аспекты торговой деятельности в регионах РФ, по мнению участников сектора торговли, характеризуется несколькими проблемными областями, негативно сказывающимися на развитии торговли. Во-первых, некоторые аспекты торговой деятельности являются чрезмерно зарегулированными. Во-вторых, отдельные положения нормативно- правовых актов допускают неоднозначное толкование в силу недостаточного раскрытия понятийного аппарата. Дополнительной проблемой является отсутствие в некоторых случаях четкого разграничения полномочий по регулированию торговой деятельности между федеральными и региональными властями. В-третьих, отдельные нормативно- правовые акты, регулирующие различные аспекты торговой деятельности, содержат пункты, противоречащие друг другу. В-четвертых, некоторые аспекты торговли пока, по мнению участников сектора, остаются вне внимания регулирующих органов. Помимо законодательных ограничений, дополнительным препятствием развития торговли является сложность, запутанность и длительность процедур, связанных с регистрацией и ведением торговой деятельности.

В целях разрешения обозначенных проблем представляется целесообразным систематизировать и актуализовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность торговых организаций, с целью обеспечения единых правил правового регулирования сектора торговли:

1) Разработать проект федерального закона «О внесении изменения в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона о торговле»; постановления Правительства Российской Федерации и Приказы Минпромторга, необходимые для введения в действие закона о торговле; провести мониторинг эффектов нового законодательства;
2) Внести необходимые изменения в нормативно-правовые акты в тех их частях, которые не соответствуют современному уровню развития сектора торговли, технологий или других секторов и отраслей, непосредственно связанных с развитием сектора торговли;

3) Исключить противоречия, наблюдающиеся в ряде положений между отдельными нормативно-правовыми актами;

4) Исключить двойственное толкование отдельных положений нормативно- правовых актов, сделать терминологический аппарат максимально четким и однозначным;

5) Четко разграничить полномочия между региональными и федеральными властями по регулированию торговой деятельности;

6) Разработать необходимые документы, регламентирующие те аспекты деятельности торговых организаций, которые в настоящий момент еще не нашли должного отражения в российском законодательстве. Все указанные меры должны касаться законодательства, как федерального, так и регионального и местного уровня.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.