Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы развития торговой деятельности Щелковского района.





В настоящее время потребительская сфера на территории Щелковского района характеризуется высокой насыщенностью продовольственными и непродовольственными товарами. Однако существуют объективные факторы, сдерживающие ее развитие и эффективное функционирование. Основными являются – недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка для полного и всестороннего удовлетворения потребительского спроса. Неудовлетворительное состояние инфраструктуры торговли в Щелковском районе обусловлено совокупностью причин как объективного, так и субъективного характера, среди которых нехватка финансовых ресурсов, недейственная система кредитования, недостаток складских помещений, несогласованность работы организаций торговли и транспорта и др. И наиболее актуальная проблема сегодня - это низкий уровень качества реализуемых пищевых продуктов. Появление на потребительском рынке недоброкачественной, а порой и небезопасной продукции вредит здоровью и угрожает жизни граждан.

Помимо этих негативных факторов торговли, имеется большое количество и сопровождающих их негативных проявлений:



- наличие значительного объема теневого оборота товаров, резко снижающего потенциал развития торговли;

- необоснованное завышение цен, вызванное неоправданно большой звенностью товародвижения;

- несовершенная система сертификации услуг розничной и оптовой торговли, общественного питания;

- диспропорции в развитии отдельных звеньев торговой системы - оптового, розничного и общественного питания;

- низкий уровень концентрации и интеграционных процессов в торговле;

- отсутствие современного информационного обеспечения торговли;

- низкая профессиональная подготовленность работников торговли всех уровней к работе в рыночных условиях;

- недостаточный уровень ответственности работников торговли за результаты своей деятельности перед потребителями.
- высокое налогообложение на некоторые виды производства, мешающие предприятию вести (в некоторых случаях даже начинать вести) производственную деятельность.

На потребительском рынке остается немало проблем в части соблюдения стандартов и технических условий, санитарных правил и правил торговли. За 2012 год управлением государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Московской области из проведенных проверок в 90% выявлены различные нарушения (в 2011 году - 80%). Несколько улучшилось качество предлагаемых к продаже товаров, но забраковка их проводилась практически по всем товарным группам, как отечественного производства, так и поставляемых по импорту. За 2012 год значительная доля забракованных товаров от проинспектированного количества составила по макаронным изделиям, муке, крупам и бобовым, сахару, маргарину, сырам всех видов (отечественные - 69,7%, импортные - 66,7%), колбасным изделиям и пищевым концентратам импортным - 100%, верхнему и бельевому трикотажу, швейным изделиям и другим товарам.



В 2014 году проверено более 3,2 тонн мясопродуктов и колбасных изделий, более 1,5 тонн молокопродуктов в ассортименте, рыбные, овощные и мясные консервы, а также других продовольственных товаров на общую сумму 470 тыс. рублей.

В ходе проверки забраковано 46,4 % продовольственных товаров, снято с реализации - на общую сумму 193,7 тыс. рублей. [17]

Выявлены грубые нарушения правил торговли и санитарных норм, продажа товаров с истекшим сроком реализации, отсутствие приходных документов, в том числе и подтверждающих качество, санитарно-эпидемиологических заключений на помещения, не соблюдение товарного соседства, условий хранения.

Остается самым злободневным - вопрос развития цивилизованной оптовой торговли в Щелковском районе, оптовое звено практически отсутствует или находится в тени.



Некоторые мероприятия, которые могут положительно повлиять на развитие оптовой торговли в Щелковском районе.

3. Разработка мероприятий по повышению эффективности торговли в Щелковском районе
3.1. Комплекс мероприятий по повышению эффективности торговли в Щелковском районе

 

Важным стратегическим направлением в развитии отрасли торговли в настоящее время является построение эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики. Существующие на региональном уровне программы поддержки малого бизнеса, в большинстве случаев основанные на выделении значительных финансовых ресурсов, не создают системного эффекта на уровне страны в целом. В этой связи актуальным является поиск эффективных стратегических направлений развития отрасли торговли, позволяющей развивать крупные торговые сети наряду с малым и средним бизнесом, удовлетворяющим потребности всех слоев населения, в том числе в удаленных районах. Внутренняя торговля крайне важна для эффективного развития экономики страны, поскольку определяет возможности производителей по доведению своих товаров до реальных и потенциальных потребителей. Кроме того, торговля является одной из важнейших отраслей экономики с точки зрения создания добавленной стоимости, обеспечения занятости и поступления налоговых отчислений. Уровень развития торговли в районе напрямую влияет на качество жизни населения. По основным параметрам развития торговли Щелковский район значительно опережает большинство субъектов Московской Области. По мнению разработчиков проекта “Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года”, для ее реализации необходимо выполнение следующих задач: 1) повышение эффективности регулирования сектора торговли; 2) развитие инфраструктуры торговли; 3) стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах; 4) обеспечение необходимого уровня конкуренции; 5) поддержка развития малого и среднего бизнеса без ограничения развития сетей; 6) снижение кадрового дефицита в торговле; 7) стимулирование развития удаленных каналов продаж. Остановим свое внимание на тех задачах, которые с точки зрения разработчиков проекта стратегии являются наиболее актуальными для регионального развития торговли. Если реализация таких задач, как: повышение эффективности регулирования сектора торговли, развитие инфраструктуры торговли, обеспечение необходимого уровня конкуренции требует активного вмешательства государственных органов управления и заключается в большинстве своем в разработке нормативно-правовой документации, предоставлении субсидий, льгот, разработке программ при открытии бизнеса, то задача по поддержке развития малого и среднего бизнеса может быть взята за основу при разработке региональных мероприятий развития торговли. Динамика их количества в Щелковском районе представлена на рис. 1.

По состоянию на 1 января 2014 г. на региональном потребительском рынке функционируют: 1 119 стационарных объектов розничной торговли с площадью торговых залов 261 тыс. кв. метров, 97 объектов общественного питания, 6 розничных рынков, 28 предприятий оптовой торговли, 335 объектов бытового обслуживания. Широкая сеть транспортных предприятий обслуживает все грузовые и пассажирские перевозки.

Сфера торговли Щелковского района, в настоящее время, является многофункциональной, многоуровневой, инвестиционно-привлекательной отраслью экономики региона. Она выполняет важные экономические и социальные функции, в том числе по поддержанию достойного уровня жизни населения, занятости, развитию малого бизнеса и ряда других задач по обеспечению экономической стабильности региона.
Несмотря на влияние мирового финансово-экономического кризиса, ситуация на потребительском рынке Щелковского района характеризуется сбалансированностью, устойчивой и высокой товарной насыщенностью, динамично развивающейся в соответствии с современными тенденциями.
Вместе с тем, в сфере торговли Щелковского можно наблюдать следующие проблемы: функционирование на оптовом рынке города значительного числа посредников, влияющих на удорожание продукции по мере ее продвижения от производителя к потребителю; не обеспечивается территориальная доступность товаров во всех районах области на требуемом уровне; сфера торговли в области имеет низкий уровень информационного обеспечения своей деятельности и потребителей, отсутствует мониторинг развития торговли и конъюнктуры рынка, отсутствует целостная система переподготовки и повышения квалификации работников этой сферы, система обеспечения и поддержки инновационных процессов и привлечения в эту сферу инвестиций; при замедлении темпов инфляции на потребительском рынке страны ее уровень остается достаточно значительным в сфере торговли Щелковского района, что объясняется высокими издержками обращения, наличием многочисленных посредников, высокой импортной зависимостью по отдельным видам товаров. Налицо существенное увеличение доли сетевой торговли и крупных форматов. Несмотря на то, что эта тенденция в целом благоприятна для экономики региона и потребителей, возникает риск чрезмерного сокращения доли малого и среднего бизнеса вплоть до его полного исчезновения на отдельных локальных рынках. Поскольку существование достаточного количества малых и средних предприятий необходимо по целому ряду причин, требуется разработать меры по его поддержке. С учетом изложенного ставить перед собой только долгосрочные цели и задачи нецелесообразно. Для этого, в первую очередь, должна быть пересмотрена нормативно-правовая база по функционированию предприятий сферы торговли, должен быть усовершенствован план градостроительных мероприятий с учетом необходимости развития сферы торговли, сформированы городские стандарты в сфере торговли. Среди первоочередных мер по развитию сферы торговли в Щелковском районе хотелось бы выделить мероприятия по активизации интеграционных процессов в торговле, нацеленные на создание торговых объединений и комплексов как с производителями товаров, так и с торговыми предприятиями, стимулирование инновационной активности предприятий торговли посредством развития торговли в отдаленных районах. Для реализации перечисленных мероприятий необходимо разработать механизм эффективного взаимодействия между поставщиками товаров, производителями, потребителями, позволявший реализовывать вышеперечисленные мероприятия. Создание сбытовых и закупочных кооперативов малых и средних предприятий должно рассматриваться в качестве приоритетного направления стратегии развития торговли Щелковского района.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.