Сделай Сам Свою Работу на 5

Состояние и перспективы развития торговли российского рынка





Введение.


Тема «анализ состояния и перспективы развития торговли», как всегда актуальна. После распада Советского Союза экономическая картина страны находилось в экстремальном положении, но именно эта «беспорядок» стал толчком для развития торговли в России. Конечно, состояние инфраструктуры рынка России сильно уступает в развитии другим странам, но говоря о перспективах развития торговли, Россия имеет огромный потенциал.

Тенденция к стремительному росту развития торговли начинает более ярко проявляться лишь с 2008 года. Сравнивая состояние Щелковского района в 2008 году с его состоянием в 2014, можно убедиться в существенных сдвигах в развитии области, который намеривается и в дальнейшем двигаться по заданному курсу широкими шагами. Появилось множество современных форматов магазинов (супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров и т.д.), новейших видов организаций общественного питания (арт-клубы, кофейни, спорт-бары, фуд-корты), новых профессий (менеджеры, маркетологи, мерчендайзеры, девелоперы и т.д.), существенно нового торгового оборудования, используется совершенно иной подход к обслуживанию покупателей, к организации торгово-технологического процесса и многое другое. Это невероятно быстрое развитие происходит буквально на наших глазах и, как мне кажется, просто не может не заинтересовать человека, живущего в восходящей перспективной стране. Я решил рассматривать тему «анализ состояния и перспективы торговли», чтобы лучше узнать современный мир торговли и, безусловно, в дальнейшей жизни тонкие нюансы этого вопроса помогут мне в решении различных ситуаций, связанных с работой. Современный специалист не только обязан владеть глубокими знаниями своей специальности и умением применить их на практике, но и быстро ориентироваться и вникать в новейшие тенденции развития торговли. Именно поэтому, изучаемый мной вопрос достоин внимания и требует тщательного изучения.



Одной из основных целей моей дипломной работы является определение факторов, влияющих на развитие торговли и изучение уровня развития рынка Щелковоского района, Московской Области.

Для реализации изучения данной цели я определил ряд задач:



1. Изучить материалы, касающиеся рассматриваемой темы (учебную литературу, коммерческие, торговые и бизнес-журналы и т.д.)

2. Проанализировать состояние торговли в Щелковском Районе.

3. Ознакомиться с некоторыми предприятиями торговли, представленными в Щелковском районе.

4. Сформулировать выводы по изученному материалу

5. Сформулировать предложения для дальнейшего развития торговли в Щелковской районе.

Дипломная работа состоит из трех основных глав:

1. Теоретические и методологические основы изучения проблемы.

2. Анализ изучаемой проблемы на предприятии.

3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы на предприятии и обоснование их экономической эффективности

Глава 1.Теоритические и методологические основы изучения современного состояния и перспектив развития торговли в России.
1.1. Роль и значение торговли в России
.


Торговля играет огромную, неоценимую роль не только в России, но и в разных регионах России. Не возможно не обозначить вклад торговли в наполнение регионального и федерального бюджета, потому что торговля - это одна десятая налоговых поступлений в бюджет РФ, так же как и обеспечение населения товарами и услугами. Торговля так же способствует обеспечению экономической стабильности регионов, создавая условия для совершенствования общественной сферы: спорта, культуры, образования, здравоохранения.

Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения, способствует обеспечению платежеспособного спроса, удовлетворяя потребности населения как государства в целом, так и отдельных регионов в частности в товарах и услугах.



По темпам роста торговля отстаёт от других отраслей, таких как: финансовые услуги, строительство и образование. На 2014 год, по оценке Росстата темп роста торговли составил 0.6%. При этом темпы роста розничной торговли составляет в 3,9%, а оптовой торговли 3,0%, от ожидаемых - 3,0%. [1]

В торговой отрасли, на начало 2014 года, было занято порядка 2,4 миллиона хозяйствующих субъектов, причем большинство из них – 67% являются индивидуальными предпринимателями.

Торговля оказывает огромное влияние на занятость населения, на 2014 год отрасль давала работу тринадцати миллионам человек или 18,6% от всего занятого населения Российской Федерации.

Примерно 47% всех малых предприятий России работают в секторе торговли, на которых занято более 3,5 миллионов человек. На торговлю приходится более 63% оборота малых предприятий Российской Федерации. В свою очередь именно малые предприятия способствуют повышению инновационной активности в стране, поскольку именно они первыми начинают продажу новых, зачастую инновационных товаров, объемы производства которых, пока не достаточны для распространения через крупные торговые сети.

Торговля способствует развитию предпринимательства, поскольку именно она является первым шагом для перехода предпринимателей в другие сферы деятельности. Начиная просто с перепродажи товаров новое предприятие, может затем расшириться, например, за счет открытия собственного производства.

Важно отметить, что уровень развития торговли по регионам России весьма неоднороден. Еще большей дифференциации способствовал экономический кризис.

В первую очередь, можно отметить вклад торговли в валовой региональный продукт. Так, в 2014 году, доля торговли в ВРП Центрального федерального округа составила 32,5%, а в ВРП Северо-Кавказского федерального округа 22,0%, наименьший процент торговли в ВРП – 9,1% приходится на Дальневосточный федеральный округ.

Более детально можно рассмотреть долю торговли в валовом региональном продукте по субъектам Российской Федерации, а не по федеральным округам. По доле торговли в валовом региональном продукте, в 2014 году, лидирующую позицию занимал город Москва – 36%, за ней следом идет Республика Дагестан с 26,9 % и на третьем месте идет Тамбовская область с 24,1 %. Наименьшую долю в ВРП торговля занимает в Республике Калмыкия 7,9%, Сахалинской области – 5,2% и Чукотском автономном округе всего – 4,9%.[1]

Торговля наиболее развита в региональных центрах. Это можно объяснить высоким уровнем спроса и большей концентрацией товаро-потоков в региональных центрах. Неоднородность уровня развития торговли по регионам России выражается: в уровне цен, обеспеченности населения торговыми площадями, в особенности современных форматов торговли, товарным ассортиментом. Эти показатели непосредственно относятся к торговой отрасли и оказывают влияние на развитие торговли в отдельном регионе. Особо следует отметить, что торговля – основа экономики многих регионов России. К примеру, для 14 регионов России торговая отрасль создает более 19% валового регионального продукта, а для 13 – в занятости. Наряду с регионами с высоким вкладом торговли в экономику, есть регионы, в которых торговля осуществляет меньший вклад, но при этом остаётся одной из наиболее важных отраслей экономики. К примеру, в Чукотском автономном округе вклад торговли в валовой региональный продукт всего 4,9%. Однако, для этого региона высокую роль играет межрегиональная торговля, поскольку большая часть продукции доставляется из других регионов. Торговля товарами отечественного производства между регионами Российской Федерации отражает востребованность отечественных товаров внутренним рынком.

Основными барьерами, препятствующими развитию конкуренции на территории большинства регионов страны, являются административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.

Наиболее часто встречающиеся на региональных рынках административные барьеры:

- усложненный процесс регистрации новых участников при входе на рынок,

- большое количество контролирующих и надзирающих органов,

- непрозрачность деятельности органов исполнительной власти и затрудненный доступ к информации.

Существуют также инфраструктурные барьеры входа на региональные рынки, специфические для каждой отрасли, так на рынке розничной торговли – это ограниченное количество торговых площадей в ряде территорий области. [3, с. 282.]

Кроме того, в регионах достаточно сильны местные торговцы. Но сильны они не технологиями и опытом, а близостью к местным властям. Это их главное конкурентное преимущество. Однако мощный финансовый потенциал столичных сетей может компенсировать этот недостаток.

Тем не менее, эксперты полагают, что вложения в региональное развитие оправдываются огромным потенциалом этого рынка.

Нельзя забывать, что отдалённые и труднодоступные регионы России часто имеют дефицит и даже полное отсутствие торговых площадей. В связи с ростом оттока населения из этих районов они становятся все менее привлекательными для торговли, что в итоге приводит к закрытию уже имеющихся там магазинов, и как следствие, сокращению обеспеченности жителей товарами первой необходимости.

По подсчетам экспертами, доля населения в Российской Федерации, не имеющего торговых точек шаговой доступности, приблизительно составляет 5 %.

Говоря о региональной торговле в России, следует отдельно отметить систему потребительской кооперации.

Несмотря на незначительность доли потребительской кооперации в общем обороте розничной торговли, она играет важную роль в жизни многих населенных пунктов, особенно в сельской местности.

Российская потребительская кооперацияважнейшая социальная структура, котораяобслуживает сельское население товарами,закупает излишки сельхозпродукции у владельцев подворий, развивает производство, переработку, бытовые услуги.

Региональная торговля также может способствовать развитию инфраструктуры данных регионов. Как пример можно привести открытие в поселке Лахта Ленинградской области гипермаркетастроительных товаров немецкой сети «Оби». При осуществлении данного проекта были отремонтированы инженерные коммуникации поселка Лахта, восстановлена водонапорная башня – исторический памятник, проложено более 4 километров электрического кабелясогласно городской программе по электрификации поселков Ольгино-Лахта.

Учитывая огромную роль, которую играет торговля в экономике регионов России и страны в целом Министерством промышленности и торговли была разработана «Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года». Целью данной стратегии является «Максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации». [6, с.302.]

В результате реализации стратегии торговля РФ должна стать преуспевающей отраслью экономики страны. Торговля будет демонстрировать устойчивый рост и к 2015 году ожидаемые основные социально-экономические показатели внутренней торговли в текущих ценах составят: вклад в валовой внутренний продукт - 20,2% - 20,8%; оборот оптовой и розничной торговли: 80,1 – 84,2 трлн. руб.; оборот розничной торговли на душу населения: 190 – 196 тыс. руб. на человека; производительность розничной торговли: 2,8 – 3,1 млн. руб. на занятого; налоговые поступления: 1,3 – 1,4 трлн. руб.; занятость: от 12 до 13 млн. чел.

На фоне интенсивного количественного роста, коренным образом измениться структура организационных форм торговли и доля современных форматов в торговле будет составлять 50-55%, при этом обеспеченность современными торговыми площадями по реализации продовольственных товаров составит 109 – 139 кв. м на одну тысячу человек. [1]

 

Состояние и перспективы развития торговли российского рынка

 

В настоящий момент российский рынок розничной торговли входит в десятку крупнейших мировых и в пятерку наиболее крупных европейских рынков. По прогнозам на 2015 год, российский рынок станет самым крупным в Европе и одним из крупнейших в мире.

В октябре 2014 года агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование «Розничные продовольственные сети в России».

Рост оборота розничной торговли по итогам 2014 года составил 0,6%, в 2015 году ожидается- 3,1%, 2016 г. – 3,3%. В данный период сохранится тенденции последних лет с опережающим ростом потребления непродовольственных товаров по сравнению с продовольственными товарами.

Согласно прогнозам, в 2015 году объем российского розничного рынка продовольственных товаров составит $164 млрд. А объем всей розничной торговли достигнет почти $400 млрд. Начиная с 2015 года, потребление будет расти на 20–30% в год. Это значительно больше, чем в таких странах, как Индия (ежегодный рост потребления, по данным IGD Research, не превысит 10%), Китае (9%) или Бразилии (8%).

Последние годы доля розничной торговли продовольственными товарами стабильна и равняется примерно 45-46% от общего объема розничной торговли, достигнув по итогам 2014 года $ 384 млрд. В тоже время совокупный объем продаж крупнейших розничных сетей России составляет лишь $ 18,1 млрд.
Таким образом, доля крупнейших розничных сетей России в общем объеме торговли продовольственными товарами меньше 6%. Это обстоятельство свидетельствует о значительном потенциале для их роста. [3, с.418.]

 

 

Таблица 1. Крупнейшие торговые сети по обороту за 2014г.

 

Управляющая компания Название сети Оборот в 2014г, млн. долл.
X5 Retail Group X5 Retail Group 3.123.0
Metro C&C Metro 2,611.0
Auchan Group Auchan 2,200.0
Тендер Магнит 1,932.0
Лента Лента 1,658.0
Юнилэнд Холдинг Мегамарт 1,514.0
ОАО Торговый дом «Копейка» Копейка 1,650.0
Седьмой Континент Седьмой Континент 956,0
ТД «Перекрёсток» Перекрёсток 766,0
Дисконтцентр Дикси 420,0


[10, №23.]

Следует отметить, что из-за обострения конкуренции (как между отечественными игроками, так и в связи с приходом западных ритейлеров), крупнейшие игроки рынка в значительной степени были вынуждены переориентироваться на иные стратегии развития, нежели экстенсивный путь, предполагающий простое открытие новых торговых точек.

В качестве основных тенденций, характерных для рынка сетевой розничной торговли, можно признать:

1. относительное насыщение столичного рынка сетевой торговли;

2. нехватка торговых площадей;

3. продолжение региональной экспансии крупных сетевых игроков;

4. продолжение консолидации отрасли;

5. скупка крупными сетями местных торговых точек в регионах РФ;

6. повышение удельного веса новых форматов (гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров) в общем объеме розничной торговли по сравнению с традиционными форматами;

7. развитие стратегии «мультиформатности» (многоформатности) крупными сетевыми игроками с целью удержания рыночной доли, привлечения новых потребителей и удержания старых;

8. обострение конфликтов между сетевыми ритейлерами и поставщиками продукции.

По оценкам экспертов, наибольшим потенциалом роста обладают региональные розничные сети. Также перспективным является сегмент «жестких дискаунтеров». Этот рынок насыщен всего на 9%.

Оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителей на производителей, в свою очередь производитель сам подбирает потребителей.

Оптовая торговля охватывает всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления. При оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Она не связана с реализацией продукции конкретным конечным потребителям, т. е. она позволяет изготовителям с помощью посредников сбывать товар с минимальными непосредственными контрактами с потребителями. На товарном рынке оптовая торговля представляет собой активную часть сферы обращения. [5, с.181.]

Оптовая торговля- это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно. Она влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров по стране, благодаря чему совершается территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов.

 

Принципы осуществления оптовой торговли:

1.Создание ресурсной основы для ее функционирования, т.е. достижение сбалансированности товарной массы и денежных средств, выражающих платежеспособный спрос покупателей.

2. Создание необходимых элементов инфраструктуры рынка, позволяющих свободно выбирать партнеров и формировать коммерческие связи для успешной реализации торговой сделки.

3. Формирование системы финансово- ценовых регуляторов на всех этапах оптовой торговли, включающей элементы материального стимулирования ответственности.

На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой массы товаров зарубежной продукции на внутренний рынок; она заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В настоящее время оптовая торговля имеет основные формы:

- транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному пользователю;

- складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов.

Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и складской товарооборот, на который приходится больший удельный вес.

 

Транзитный товарооборот подразделяется на:

- товарооборот с участием в расчетах. Торговая фирма оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает от своих покупателей;

- товарооборот без участия в расчетах. Поставщик предъявляет к оплате счет непосредственно покупателю. [7, с.305.]

 

 

Общая структура оптовой торговли, функционирующей

в настоящее время в России.

 

       
   


Оптовая торговля сырьем Оптовая торговля готовой

и полуфабрикатами продукцией

 

           
     


Продовольственные Средства Потребительские

товары без переработки производства товары

 

       
   


Оптовая торговля сред- Оптовая торговля потре-

ствами производства бительскими товарами

 

 
 


Торговые связи с Торговые связи с потре-

производством бителем

 

 

В настоящее время оптовая торговля имеет основные формы:

- транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному пользователю;

- складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов.

Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и складской товарооборот, на который приходится больший удельный вес.

 

Транзитный товарооборот подразделяется на:

- товарооборот с участием в расчетах. Торговая фирма оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает от своих покупателей;

- товарооборот без участия в расчетах. Поставщик предъявляет к оплате счет непосредственно покупателю.

При организации транзитного оборота оптовая база выполняет посредническую роль между поставщиками и получателями за отдельную плату. При этом она заключает с поставщиком и получателем продукции договоры, контролирует их выполнение. Трудоемкость транзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах наценок он выгоден для оптовых баз. Обоснованием для транзитной отгрузки товаров является наряд, который выписывается оптовым предприятиям и адресуется конкретному поставщику- изготовителю, а копия высылается в адрес покупателя- клиента базы.

При складской форме торговли используются следующие методы оптовой продажи товаров со склада:

1.Личная отборка товаров покупателями, практикуется по изделиям сложного ассортимента ( автомобили, меха, новейшие модели швейных изделий, мебель и т.д.), когда нужен выбор с учетом цвета, модели, рисунка.

2. Продажа товаров через передвижные комнаты товарных образцов, которые оборудуются в кузовах машин, оснащаются выдвижными ящиками, витринами с образцами, рекламными альбомами, каталогами, бизнес- картами, на базе которых товаровед оформляет заявки на доставку товаров покупателям.

3. Продажа товаров через автосклады, которые загружаются товарами на базе и, выезжая по графику, отпускают товары магазинам.

4. Посылочная торговля, обеспечивает население в форме индивидуальной или розничной торговли через магазины мелкооптовой посылочной торговли.

5. Подборка товаров в соответствии с заявками, заказами, оформленными письменно, по телефону, телеграфу, телефаксу со стороны потребителей.

6. Привлечение при формировании портфеля заказов многочисленных торговых агентов или коммивояжеров. [9, с.115.]

В последнее время получают распространение мелкооптовые магазины- склады типа «Cash & Carry». Этот тип магазинов ориентирован на обеспечение мелких потребителей: владельцев ларьков, павильонов, торговых лотков и др. Такого типа магазины- склады действуют по принципу самообслуживания. Они отличаются высокой товарооборачиваемостью с минимальными эксплуатационными расходами, так как не имеют традиционных комплектовочных и экспедиционных помещений и дорогостоящего подъемно- транспортного и погрузочно- разгрузочного оборудования, присущих крупным складам. Сокращается также объем учетно- расчетных операций в связи отсутствием безналичного отпуска и в кредит. Невысокий уровень расходов позволяет устанавливать более низкие цены. Закупки для магазинов- складов ведутся напрямую с промышленных предприятий.

Важной формой оптовой торговли является биржевая торговля. На бирже товары продаются без осмотра, торговые сделки не заключаются. Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. При этом ведется свободная купля и продажа контрактов. Сделки заключаются только профессиональными посредниками- брокерами. Базисные рыночные цены устанавливаются биржевой котировкой и формируются под влиянием реальных соотношений спроса и предложения. Покупатель дает брокеру поручение на совершение биржевой сделки, в котором определяются конкретный товар, срок его поставки, цена.

Эффективность оптовой торговли характеризуется количеством и качеством услуг, оказываемых оптовым предприятием своим клиентам.

По функциональному назначению выделяют следующие основные комплексы услуг:

- технические - по хранению, фасовке, упаковке, маркировке, транспортно- экспедиционные услуги и др.;

- коммерческие - помощь в рекламировании товаров, информационные, комиссионные, посреднические по поиску поставщиков товаров и оптовых покупателей и т.п.;

- организационно- консультативные – консультации по вопросам ассортимента и качества товаров, эксплуатации изделий, организации розничной продажи, изучение спроса и т.д.

Услуги, предоставляемые оптовым предприятием своим клиентам, как правило, должны быть платными. Конкретные размеры оплаты услуг следует устанавливать в заключаемых между оптовым предприятием и клиентами договорах. [16, с.250.]

 

 

Современная инфраструктура торговли сложилась под влиянием проводимых экономических реформ. Формирование и развитие этой инфраструктуры в настоящее время сдерживается рядом причин объективного и субъективного характера. Среди основных причин – недостаток у хозяйствующих субъектов финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, отсутствие сопряженности в работе торговых и транспортных организаций, нехватка складских площадей и пр.

Стратегия развития торговых предприятий должна быть направлена на устранение этих причин и создание оптимальных условий для их деятельности.

Разработка конкретной структурной политики предусматривает как определение общего механизма ее проведения, так и конкретизацию основных направлений структурных преобразований.

Что касается общего механизма проведения структурной политики на рынке оптовых торговых услуг, то сущностью нового подхода здесь должна стать ориентация на двухуровневую схему организации оптовой торговли.

Развитие оптового торгового звена должно предусматривать обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций. Стратегия развития оптового звена должна исходить из того, что потребности рынка потребительских товаров должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:

- крупными оптовыми структурами общенационального (федерального) масштаба;

- оптовыми предприятиями регионального масштаба.

Оптовые организации общенационального уровня должны обеспечивать оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории или по ряду регионов страны. В числе таких потребителей могут быть самостоятельные оптовые предприятия, крупные розничные структуры и их объединения, а также предприятия перерабатывающих отраслей промышленности.

Главное целевое назначение данного вида оптовых структур должно состоять в том, чтобы сформировать необходимую структуру каналов товародвижения для крупных отечественных производителей продукции, а также создать благоприятные условия для выхода на российский потребительский рынок зарубежных поставщиков качественных товаров. Главным приоритетом функционирования такого типа предприятий должна стать, с одной стороны, защита и поддержка отечественных производителей, а, с другой - исключение возможности поставки на российский рынок товаров через третьи страны, которая приводит к завышению общего уровня цен.

Таким образом, оптовые структуры федерального уровня должны гарантировать стратегическую стабильность потребительского рынка в целом. В рамках этого требования должен развиваться и товарный ассортимент данных оптовых организаций. Их ассортиментная концепция должна формироваться с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд и снабжения спецконтингентов потребителей, а также товарной номенклатуры, отражающей специфику развития отдельных регионов и труднодоступных территорий. Представляя собой внешний контур единой оптовой торговой системы страны, данные структуры фактически должны образовать буферную зону на рынке услуг оптовой торговой деятельности. Эта зона должна обеспечить устойчивость всей национальной оптовой торговой системы. В перспективе данные оптовые структуры могут явиться базой для формирования торгово – финансово – промышленных групп.

Основу национальной оптовой торговой системы, ее внутренний контур должны составлять оптовые структуры регионального уровня. Группу оптовых предприятий регионального уровня должны формировать, прежде всего, автономные или независимые оптовые структуры. Закупая товары у оптовых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей, как в регионе размещения, так и за его пределами, они доводят их до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности.

Кроме независимых оптовых структур, региональные оптовые торговые системы формируются также сбытовыми подразделениями местных промышленных предприятий и оптовыми структурами крупных местных розничных предприятий (так называемые распределительные центры). Главным приоритетом деятельности любых оптовых структур регионального масштаба должно явиться обеспечение товарами региональных товарных рынков. При этом никакие ограничений на формирование их структуры хозяйственных связей со стороны исполнительной власти регионов не должно предусматриваться.

Формирование национальной оптовой системы на принципах двухуровневого подхода обеспечит для российской торговой практики необходимое типовое разнообразие составляющих ее структур.

Вместе с тем, обеспечение типового разнообразия оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности является необходимым, но недостаточным условием для построения рыночной модели функционирования оптового звена. Условиям достаточности может соответствовать лишь обеспечение требуемого видового разнообразия действующих на рынке оптовых структур.

Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, т. к. непосредственно затрагивает интересы населения. Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. [12, с.96.]

Позитивное влияние на развитие сферы торговли оказывает укрупнение предприятий розничной торговли, происходящее в последние годы совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания и преобразования отрасли в современную индустрию сервиса.

Общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению. При этом развитие опирается на необходимость обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий.

Особыми принципами развития розничной торговой сети являются:

- универсализация продовольственной торговли (за исключением товаров редкого и эпизодического спроса);

- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

- организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;

- формирование системы так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;

- выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

-формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.

В условиях свободной экономики вмешательство государства в развитие экономических процессов на потребительском рынке допустимо лишь для устранения возникающих отрицательных последствий вследствие нежелательного смещения направлений его развития. Основной функцией государства должно стать экономическое регулирование.

Основными задачами системы регулирования торговли должны стать:

- формирование конкурентной среды;

- защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного производителя;

- стимулирование иностранных инвестиций в сферу торговли;

- обоснование отраслевых особенностей налогообложения, кредитования, квотирования;

- защита прав и соблюдение интересов потребителя;

- стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания;

- развитие и укрепление нормативно- правовой базы в торговле;

- поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд.

Механизм государственного регулирования опирается на следующие принципы:

- сведение административного воздействия к нормативно- правовому регулированию;

- обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

- необходимость централизации определенного комплекса организационно- экономических функций;

- четкое разграничение макро- и микроуровней в системе государственного регулирования.

Общее содержание государственного регулирования должно опираться на понимание того, что на любом уровне системы должны выполняться предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно- запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции по поддержке предпринимательства, формированию и реализации научно- технической политики и кадрового обеспечения.

Национальная система обеспечения безопасности и качества товаров должна опираться на следующие принципы:

- организацию контроля при постановке и выходе продукции с производства:

- организацию внутрифирменного контроля на стадии оптового оборота товаров;

- организацию контроля на конечной стадии реализации товаров;

- четкое закрепление конкретных сфер контроля за соответствующими органами государственной власти, обеспечивающее единство прав и ответственности контролирующих органов и определение сферы их взаимодействия.

Стратегической целью национальной системы безопасности и качества товаров должно стать создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции, вызванной недостоверностью измерений и информации о потребительских свойствах товаров, а также нарушениями различных нормативных документов. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- государственного регулирования в области обеспечения безопасности товаров для жизни и здоровья человека, окружающей среды и имущества потребителей;

- совершенствования механизмов экономического регулирования в области обеспечения качества товаров;

- создания и развития системы информационных услуг о качестве и безопасности товаров;

- развития образования и просвещения населения в вопросах качества и безопасности товаров.

Важным элементом совершенствования контроля качества и безопасности товаров должно стать формирование единой информационной системы. [11, с.109.]

 

Рыночные преобразования в торговле резко обострили проблему информационного обеспечения. Поиск необходимой информации затруднен сегодня не только для участников рынка, но и для органов исполнительной власти всех уровней. В сложившейся ситуации восстановление единой информационной системы развития внутренней торговли и потребительского рынка может и должно стать действенным инструментом государственного регулирования торговой деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.