Деятельность в области промышленной безопасности
- 1. К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
- Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 2. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию является представление соискателем лицензии в лицензирующий орган акта приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, а также декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта. (Статья в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию) – ФЗ №116
Вопрос 30 Сертификация продукции - как составная часть комплекса мероприятий по предупреждению аварий и катастроф.
Сертифика́ция — процедура подтверждения соответствия, посредством которойнезависимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Также сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров
В России существует больше 100 систем сертификации, из них около 20 обязательных, остальные добровольные. Основные из них:
ГОСТ Р, поднадзорная Ростехрегулированию и в Росстрою;
санитарно-эпидемиологическая экспертиза (санитарно-эпидемиологическая оценка продукции, «гигиеническая сертификация»), поднадзорная Росздравнадзору;
пожарная безопасность, поднадзорная МЧС;
обязательная сертификация средств защиты информации по требованиям безопасности информации.
Федеральные органы по сертификации: Министерство обороны Российской Федерации, СВР России, ФСБ России и ФСТЭК России. Сертификационные испытания проводят аккредитованные испытательные лаборатории.
На территории РФ действуют два отечественных органа по сертификации, имеющих международную аккредитацию, это: Ассоциация по сертификации "Русский Регистр" и Спб-Тест
Если продукция подлежит не только обязательной сертификации в системе ГОСТ Р, но и обязательной санитарно-эпидемиологической экспертизе или обязательной сертификации по пожарной безопасности, то вначале должны быть получены все эти «дополнительные» документы, а потом уже на основании их может быть получен сертификат соответствия.
Все сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологические заключения и отказные письма имеют юридическую силу на всей территории РФ независимо ни от места, где они выданы, ни где находится фирма юридически или физически, и независимо от того, в какой части РФ данный документ предоставляется.
Сертификат соответствия включает в себя:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
срок действия сертификата соответствия.
Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.
Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Орган по сертификации:
привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - аккредитованные испытательные лаборатории (центры));
осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)
обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
определяет стоимость работ по сертификации, выполняемых в соответствии с договором с заявителем;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)
в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, принимает решение о продлении срока действия сертификата соответствия, в том числе по результатам проведенного контроля за сертифицированными объектами.
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ)
3. Порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за их предоставление, а также федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение указанного реестра, определяется Правительством Российской Федерации.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)
4. Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).
Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
Вопрос 31 Принципы и методика сертификации продукции для потенциально опасных промышленных производств объектов и работ
ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
3.1. Сертификацияподнадзорной продукции системы Госгортехнадзора России осуществляется в целях:
содействия государственномунормативному регулированию обеспечения промышленной безопасности на территорииРоссийской Федерации и специальным разрешительным, надзорным и контрольнымфункциям;
обеспечения безопасности и надежностисредств производства и контроля их соответствия нормам и правилам дляподконтрольных отраслей: угольной, горнорудной и нерудной, металлургической,нефте- и газодобывающей, нефте- и газоперерабатывающей промышленности;химических и нефтехимических производств повышенной опасности; по хранению ипереработке зерна; геологоразведочных и других горных работ; магистральныхгазо-, нефте- и продуктопроводов; систем газоснабжения природными и сжиженнымиуглеводородными газами, используемыми в качестве топлива; хранения ииспользования промышленных взрывчатых материалов; изготовления простейшихгранулированных и водосодержащих взрывчатых веществ напредприятиях-потребителях; изготовления и безопасной эксплуатации подъемныхсооружений и объектов котлонадзора; разработки и изготовления оборудования дляпотенциально опасных промышленных производств;
создания условий длядеятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на единомтоварном рынке Российской Федерации, а также для участия в международномэкономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
подтверждения показателейбезопасности и надежности продукции, заявленных изготовителями, в соответствиис Номенклатурой продукции, утверждаемой Госстандартом России в установленномпорядке;
содействия потребителям вкомпетентном выборе продукции;
содействия экспорту иповышению конкурентоспособности продукции;
защиты потребителя отнедобросовестности изготовителя.
3.2. Организация икоординация работ по сертификации в области потенциально опасных промышленныхпроизводств, объектов и работ базируется на системно-комплексном подходе:
полный охват всехиерархических уровней разукрупнения техники при осуществлении работ посертификации (системы, комплексы, оборудование, аппаратура, приборы,комплектующие изделия, материалы, технология);
взаимная увязка функцийминистерств (ведомств) и соответствующих структур в части нормативногообеспечения безопасности и сертификации;
оптимизация структуры исостава норм и требований безопасности и надежности, Органов по сертификации,сетей Испытательных лабораторий (центров) и т.д.
3.3. Процедуры сертификации,осуществляемые в соответствии с Правилами, предусматривают участие в ней организацийи предприятий различных форм собственности Российской Федерации и другихгосударств, предпринимателей и иных лиц, заинтересованных в деятельности посертификации поднадзорной продукции для потенциально опасных промышленныхпроизводств, объектов и работ.
3.4. При сертификации должноосуществляться информирование изготовителей, потребителей, общественныхорганизаций, Центрального органа по сертификации. Органов по сертификации.Испытательных лабораторий (центров), а также всех других заинтересованныхпредприятий, организаций и отдельных лиц о правилах и результатах аккредитациии сертификации, участниках сертификации.
3.5. При сертификации должнасоблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну,получаемой от изготовителей и организаций в ходе деятельности по сертификации иаккредитации, за исключением конечных результатов испытаний, а также вопросов,касающихся требований безопасности.
3.6. По данным Правиламосуществляют работы по сертификации в законодательно регулируемой сфере, онираспространяются на сертификацию отечественных и импортируемых объектовнаправлений техники системы Госгортехнадзора России (приложение 1).
3.7. При разработкеконкретных Систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции Правилаприменяются совместно с основополагающими документами по сертификации (разд. 1) иНормативно-правовыми актами Госгортехнадзора России.
Вопрос 32 Правила сертификации поднадзорной продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ.
Обязательнаясертификация поднадзорной продукции проводится на соответствие требованиямбезопасности для жизни, здоровья или имущества граждан и охраны окружающейсреды, установленным в нормативных документах.
Перечни конкретной продукции(поднадзорной) и технические требования нормативных документов для сертификацииопределяются и утверждаются Госстандартом России на основе предложенийЦентрального органа по сертификации (Госгортехнадзора России) и, принеобходимости, периодически уточняются.
Госстандарт России доводит вустановленном порядке утвержденные перечни до Центрального органа посертификации. Органов по сертификации и Испытательных лабораторий (центров),заинтересованных организаций и предприятий.
5.2. Сертификацию продукцииосуществляют Органы по сертификации. Аккредитацию Органов по сертификации иИспытательных лабораторий (центров) осуществляет Госстандарт России с участиемГосгортехнадзора России в установленном порядке.
5.3. Если по сертификацииодной и той же продукции аккредитованы несколько Органов по сертификации, тозаявитель вправе провести сертификацию в любом из них.
5.4. Сертификация поконкретным направлениям техники проводится по схемам (приложение 3),установленным в каждом конкретном случае Системами (правилами, порядками)сертификации однородной продукции.
5.5. Сертификацияотечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.
5.6. Признание аккредитациизарубежных Органов по сертификации и Испытательных лабораторий (центров), атакже сертификатов и знаков соответствия в Российской Федерации (соответственноотечественных за рубежом) осуществляется на основе многосторонних идвусторонних Соглашений, участником которых является Российская Федерация.
5.7. Сертификация системкачества осуществляется Органом по сертификации систем качества на соответствиетребованиям ГОСТ40.9001 (ИСО 9001), ГОСТ40.9002 (ИСО 9002), ГОСТ40.9003 (ИСО 9003); сертификация производства - Органом по сертификациипроизводства; проверка условий производства - Органом по сертификации продукции(по методикам, установленным в конкретных Системах (правилах, порядках).
5.8. Сертификация однороднойпродукции предусматривает:
подачу заявки насертификацию;
* К нормативным документам, используемым при сертификации,относятся законы Российской Федерации, государственные стандарты (в том числепринятые в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты),правила устройства и безопасной эксплуатации поднадзорного оборудования системыГосгортехнадзора России, а также другие документы, которые в соответствии сзаконодательством Российской Федерации устанавливают требования к продукции взаконодательно регулируемой сфере.
принятие решения по заявке,в том числе выбор схемы;
отбор, идентификациюобразцов и их испытания;
оценку производства (еслиэто предусмотрено схемой сертификации);
анализ полученныхрезультатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
осуществление инспекционногоконтроля за сертифицированной продукцией (в соответствии со схемой сертификации);
информацию о результатахсертификации.
5.9. На продукцию, длякоторой по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиямнормативных документов, выдается сертификат соответствия. Эта продукциямаркируется знаком соответствия. Знак соответствия наносят на продукцию (тару,упаковку), сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителюпри реализации.
5.10. Инспекционный контрольза деятельностью аккредитованных Органов по сертификации и Испытательныхлабораторий (центров) организует Госстандарт России совместно сГосгортехнадзором России.
Инспекционный контроль засертифицированной продукцией (если он предусмотрен схемой сертификации)осуществляют Органы, проводившие сертификацию этой продукции.
Правила инспекционногоконтроля за конкретными видами сертифицированной продукции устанавливают вдокументах, определяющих правила аккредитации Органов по сертификации иИспытательных лабораторий (центров), и в Системах (правилах, порядках)сертификации однородной продукции.
5.11. Сертификаты иаттестаты аккредитации в Системах (правилах, порядках) сертификации вступают всилу с даты их регистрации в Государственном Реестре.
5.12. При возникновенииспорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторонаможет подать апелляцию в Орган по сертификации, Центральный орган посертификации, Госстандарт России. Указанные органы рассматривают вопросы,связанные с деятельностью Органов по сертификации. Испытательных лабораторий(центров), экспертов и заявителей по вопросам сертификации, аккредитации,применения знаков соответствия, выдачи и отмены действия сертификатов иаттестатов аккредитации.
ПЕРЕЧЕНЬ
поднадзорной продукции для потенциально опасных промышленных производств,объектов и работ, подлежащей сертификации в законодательно регулируемой сфере
1. Подъемные сооружения(краны, лифты, эскалаторы, подвесные канатные дороги и др.).
2. Объекты котлонадзора(котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды).
3. Взрывозащищенное ирудничное электрооборудование.
4. Горно-шахтноеоборудование повышенной опасности.
5. Оборудование и приборы,используемые при выполнении взрывных работ в промышленных целях; взрывчатые материалыпромышленного назначения.
6. Оборудованиенефтегазопродуктопроводов, газоснабжения производственных и жилых объектов.
7. Нефтегазопромысловоеоборудование.
8. Буровое оборудование.
9. Геологоразведочноеоборудование.
10. Оборудование химических,нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств и объектов.
11. Оборудование дляпроизводств и объектов по хранению и переработке зерна.
12. Оборудованиеметаллургических производств (машины для разливки металлов и сплавов,плавильные электропечи и др.).
33. Лицензирование-мероприятие связан с предоставл. лицензий,переоформ док-ов подтверждающих лицензию,возобновлением лицензии,онулированием лицензии и контроль лицензир органов за соблюдением лицензиатами при осущ лицензир видов деятельнсти соответ лицензир требования и условия. Срок действия лицензии не менее 5 лет.Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. Лицензир орган- органы исполнит власти ОИВ с РФ
Лицензионные условия — условия, при соблюдении которых лицензия действительна. Лицензирование деятельности опасных производственных объектов является составной частью социально-экономического механизма обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды от аварий на потенциально опасных промышленных объектах.
Государственная стратегия в области лицензирования деятельности определена Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, а также подзаконными актами в свете требований данного закона.
В соответствии с законом лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату).
Лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при осуществлении требований и условий лицензируемого вида деятельности.
В эти требования и условия должны включаться меры и по предупреждению аварий и катастроф.
Особенность положений Федерального закона о лицензировании состоит в том, что он направлен преимущественно на лицензирования деятельности по эксплуатации потенциально опасных производственных объектов.
Среди перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, значительное место занимают объекты, нарушение порядка эксплуатации которых может привести к чрезвычайным ситуациям. Основными из них являются:
- выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
- эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
- эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
- эксплуатация химически опасных производственных объектов;
- эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;
- деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
- перевозки пассажиров и грузов морским, речным, воздушным, железнодорожным транспортом;
- перевозки пассажиров автомобильным транспортом (более 8 чел.) и грузов (автотранспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонн);
- деятельность по обращению с опасными отходами и другие.
Лицензирование деятельности в соответствии с настоящим законом осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (лицензирующие органы).
34.Декларирование-предоставление каких либо сведений.
норм права акт. Постановление пр-ва РФ 675 от 1июля 95. Декларирование безопасности промышленного объекта Российской
Федерации, деятельность которого связана с повышенной опасностью
производства (далее именуется - промышленный объект), осуществляется
в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки
достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте.
2. Декларация безопасности промышленного объекта Российской
Федерации (далее именуется - декларация) является документом,
определяющим возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на
промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и
ликвидации.
3. Декларация должна характеризовать безопасность промышленного
объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из
эксплуатации и содержать:
сведения о месторасположении, природно-климатических условиях
размещения и численности персонала промышленного объекта;
основные характеристики и особенности технологических процессов
и производимой на промышленном объекте продукции;
анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, включая определение
источников опасности, оценку условий развития и возможных
последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую
среду вредных веществ;
характеристику систем контроля за безопасностью промышленного
производства, сведения об объемах и содержании организационных,
технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных
ситуаций;
сведения о создании и поддержании в готовности локальной
системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о
возникновении чрезвычайных ситуаций;
характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте,
подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также
мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам
защиты и действий в чрезвычайных ситуациях;
характеристику мероприятий по защите персонала промышленного
объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок
действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов
материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
порядок информирования населения и органа местного
самоуправления, на территории которого расположен промышленный
объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте
чрезвычайных ситуациях.
4. Декларация разрабатывается предприятиями, учреждениями и
организациями независимо от их организационно-правовой формы (далее
именуются - организации) для проектируемых и действующих
промышленных объектов.
5. Порядок разработки декларации определяется Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с
Федеральным горным и промышленным надзором России по согласованию с
другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской
Федерации.
6. Декларация утверждается руководителем организации, в состав
которой входит промышленный объект. Лицо, утвердившее декларацию,
несет ответственность за полноту и достоверность представленной в
ней информации.
7. Декларация составляется в 4-х экземплярах и представляется в
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
Федеральный горный и промышленный надзор России и орган местного
самоуправления, на территории которого расположен декларируемый
промышленный объект. Декларация представляется в сброшюрованном
виде.
Первый экземпляр декларации хранится в организации, утвердившей
декларацию.
8. Декларация должна уточняться при изменении требований
безопасности, определяемых действующими нормами и правилами, или
сведений о промышленном объекте, приведенных в декларации, но не
реже одного раза в пять лет.
9. Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий совместно с Федеральным горным и промышленным надзором
России организует экспертизу деклараций и дает разъяснения по
применению настоящего Положения.
35. Разработка деклар-ции.
Декларация безопасности разрабатывается самостоятельно организацией, имеющей в своем составе особо опасные производства, или на основании договора организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы безопасности промышленных производств.
6.2. Декларация безопасности для проектируемого промышленного объекта утверждается заказчиком проекта.
6.3. Декларация безопасности действующего промышленного объекта утверждается руководителем организации.
Лицо, утвердившее декларацию безопасности, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации.
6.4. Первый экземпляр утвержденной декларации хранится в организации, утвердившей декларацию.
6.5. Декларация безопасности представляется в соответствующий штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, соответствующий региональный орган Госгортехнадзора России, МЧС России, Госгортехнадзор России и орган местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый промышленный объект. Декларация представляется в сброшюрованном виде и с экспертным заключением.
6.6. Декларация безопасности для действующего промышленного объекта является обязательным документом, который представляется в органы Госгортехнадзора России при получении лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опасностью производства.
6.7. МЧС России и Госгортехнадзор России ведут компьютерные банки данных о промышленных объектах, подлежащих декларированию безопасности, анализируют ход выполнения процедуры декларирования безопасности на территории Российской Федерации.
6.8. МЧС России с участием Госгортехнадзора России организует анализ хода проведения декларирования безопасности для включения его в ежегодный Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Утверждён
| 04 апреля 1996 г. Госгортехнадзор России 04 апреля 1996 г. МЧС России
| Разработан
| Служба пожарно-спасательной и местной обороны ВС РФ Зам. Главного Государственного санитарного врача РФ Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Администрации Санкт-Петербурга
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|