Сделай Сам Свою Работу на 5

Профильная и предпрофильная подготовка.





Предпрофильная подготовка - это система обучения, воспитания и профессиональных проб, которая позволяет обоснованно, с учетом личных особенностей и интересов, выбрать область деятельности или профессию, а также сформировать интерес и общую готовность к труду.

Профильная подготовка - это система обучения, направленная на получение специальности (профессии) и представление возможности осуществить профессиональную пробу, результатом чего должна стать уверенность в правильности профессионального выбора.

Объектом являются учащиеся профильного класса. Представляя учащихся в качестве объекта, необходимо сделать оговорку: так определено только в смысле н а п р а в л е н н о с т и деятельности (цель: способствовать успешному профессиональному самоопределению учащихся для успешной адаптации в профессиональной среде). В процессе же деятельности у специалистов с учащимися складываются субъект-субъектные отношения, предполагающие равенство и активность самоопределяющихся, то есть учащиеся являются одновременно и субъектом и объектом деятельности.

Содержание социально-педагогической деятельности предполагает передачу учащимся специальных знаний, формирование специальных умений и навыков, а также ценностного отношения к избранному виду профессиональной деятельности. С учетом специфики деятельности субъектов в профессиональном самоопределении учащихся профильных классов могут быть выделены следующие их функции: '~



· функции социального педагога — прогностическая, дидактическая, организационная, посредническая]

· функции психолога — диагностическая, прогностическая, коррекционная, дидактическая, посредническая;

· функции учителя — дидактическая и прогностическая;

· функции родителей — организационная и прогностическая.

К средствам относятся все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. В качестве средств социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении учащихся профильных классов можно выделить:

· пространственно-временные ресурсы;

· кадровые ресурсы;



· программно-методическое обеспечение;

· нормативно-правовую базу;

· материальные ресурсы.

Субъекты деятельности по оказанию помощи учащимся в профессиональном самоопределении применяют различные методы:

· педагогические методы — словесные, наглядные, практические; методы формирования сознания личности (беседы, диспуты, лекции,метод примера); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание);

· социально-психологические методы — методы исследования (методы сбора информации, методы диагностики, методы обработки и интерпретации); методы воздействия (методы коррекции и терапии; мотивирования и управления; обучения и развития; конструирошния и творчества).

Модельсоциально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении.На основе анализа теории и практики профессионального самоопределения, теории социально-педагогической деятельности, а также практического опыта по организацииработы профильных классов в общеобразовательных учреждениях может быть разработана модель социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении учащихся. Ее основными компонентами являются:

образовательный, реализуемый в обучении и воспитании учащихсяи предполагающий сформированное у учащихся социальных знаний — об особенностях выбранной профессии, о психологических особенностях личности профессионала, об особенностях профессиональной среды и общения в ней; специальных умений — коммуникативных, организаторских, аналитических, прогностических;

специальных навыков бесконфликтного общения, организации пространства, рефлексии, самоанализа. Важным в данном процессе является формирование ценностного отношения к выбранной профессии, осознание учащимися ценности данного труда и профессиональной ответственности за результаты своей деятельности;



психологический, направленный на психодиагностику индивидуальных особенностей личности для выявления и развития профессионально значимых и психокоррекции профессионально нежелательных качеств личности. Реализация психологического компонента предполагает также психологическое консультирование по результатам исследования и психологическое просвещение учащихся, их родителей и учителей;

посреднический, предполагающий организацию совместной деятельности учащихся, учителей, родителей с целью соотнесения профессиональных планов учащихся с ожиданиями их родителей; координацию их усилий для реализации личной профессиональной перспективы учащихся; информирование учащихся и родителей по вопросам, связанным с выбором будущей профессии. Реализуется

данный компонент через организацию и проведение педагогических советов, психолого-педагогических консилиумов, родительских групп и родительских собраний.

Для достижения успешной профессионально-ролевой адаптации необходимо также стимулировать интерес обучающихся к самопознанию, самоанализу; активизировать их внутренний потенциал для осмысления себя в окружающем мире, в том числе в мире профессий, для освоения путей и способов самосбвершенствования.

В совокупности все мероприятия, проводимые с учащимися, должны способствовать формированию у них готовности к адекватному выбору профессии, устойчивой мотивации к выбранной профессиональной деятельности, и, как следствие, повышать уровень адаптации обучающихся и в социуме, и в профессиональной среде.

Психологическая помощь, направленная на профилактику профессионально-ролевой дезадаптации будущих специалистов, может осуществляться через систему психопрофилактических мероприятий,

таких как:

· диагностика индивидуально-психологических особенностей личностного развития учащихся с целью выявления профессионально важных и профессионально нежелательных качеств;

· выявление симптомокомплексов качеств личности, имеющих тенденцию преобразования в профессиональные деформации, с целью определения конкретного направления, приемов и методовпрофилактической работы;

· разработка и проведение комплексов упражнений и занятий, как групповых, так и индивидуальных, с целью повышения компетентности учащихся в обсуждаемых вопросах; создание условий для решения следующих задач: усвоения нового знания, осознания и рефлексии состояний, овладения приемами и способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции поведения;

· организация мониторинга личностного развития учащихся с целью наблюдения, оценки и прогнозирования личностного развития в условиях реализации психопрофилактических мероприятий.

Здесь могут решаться следующие задачи:

· рефлексия прошлого опыта и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;

· организация работы с профессиональным будущим с целью определения желаемых профессиональных достижений, возможных помех и способов их предупреждения.

Предлагаемая технология социально-педагогической деятельности с учащимися педагогических классов в период формирования у них профессиональных намерений позволяет реализовать комплексный подход к решению проблемы их профессионального самоопределения. Данная методика, которая предполагает выделение в деятельности трех составляющих, включает:

• диагностику индивидуальных особенностей учащихся и отслеживание динамики развития личности в процессе обучения (психологическая составляющая);

• обучение учащихся по учебной программе ≪Введение в педагогическую профессию≫ (образовательная составляющая);

• работу с другими субъектами деятельности по оказанию социально- педагогической помощи учащимся в процессе их профессионального самоопределения (посредническая составляющая).

Социально-педагогическая деятельность с учащимися на стадии выбора профессии осуществляется в два этапа:

1-й этап — психодиагностический;

2-й этап — психолого-педагогический.

На психодиагностическом этапе ведущей является деятельностьпсихолога, поскольку только этот специалист компетентен в вопросах диагностики, а также коррекции личностных качеств, без чего невозможно проведение работы по профориентации. Психолог проводит диагностическое исследование с целью изучения индивидуально-психологических особенностей развития личности учащихся педагогического класса. Для этого возможно использование'методов:-' исследования и диагностики: опрос (анкетирование); тестирование; обработки и интерпретации данных: статистические методы, корреляционный метод.

Таким образом, в ходе психодиагностического этапа социально- педагогической деятельности в профессиональном самоопределении учащихся педагогических классов реализуются психологическая

(психодиагностика) и посредническая (организация и координация) составляющие деятельности.

Результаты диагностического исследования позволяют определить направленность дальнейшей совместной деятельности психолога и социального педагога с учащимися, их родителями и учителями.

Нa психолого-педагогическом этапе основным субъектом деятельности выступает социальный педагог, который организует и непосредственно участвует в приведении профориентационных

мероприятий в соответствии с намеленным планом.

В целом учебный курс должен быть ориентирован на выработку у учащихся педагогических классов системы личностныхсмыслов, так как именно это является сущностью профессионального самоопределения, а также, исходя из того, что основой любой деятельности являются ценностные смыслы, формирующие

мотив деятельности.

В рамках решения этой основной задачи необходимо:

· сформировать у учащихся представление о профессиональной деятельности, об особенности профессиональной среды;

· способствовать развитию аналитических, прогностических, рефлексивных, организаторских и коммуникативных умений; социальных навыков бесконфликтного общения, организации пространства, рефлексии, самоанализа;

· сформировать ценностное отношение к выбранной профессии, предполагающее осознание учащимися ценности педагогического труда и профессиональной ответственности за результаты своей деятельности;

· способствовать формированию устойчивой мотивации учащихся к педагогической деятельности и получению педагогического профессионального образования;

· способствовать формированиюготовности к адекватному выбору профессии.

Ведение учебного курса предполагает учет ряда принципиально важных моментов.

Во- первых, при изучении данного курса чувственно-эмоциональное и рефлексивное познание педагогической профессии учащимися должно преобладать над теоретическим и практическим.

Поэтому акцент должен делаться на фиксации учащимися своих ощущений, реакций, переживаний, возникающих в процессе познания того или иного явления педагогической действительности, что должно найти свое отражение в творческих работах учащихся, в различных формах фиксации результатов опросов и групповой работы, в ходе групповых дискуссий.

Во-вторых, изучение курса предполагает формирование учающихся индивидуальной позиции, которая соотносится с их позициями других в пространстве свободной коммуникации. По этому в ходе групповой работы у учащихся необходимо формиров; умения фиксировать дезультаты своих действий, собственные представления, эмоциональные состояния; позиции, соотносить ее собственные позиции с позициями других, вести диалог, уважая как собственную, так и чужую позицию, даже отличную от егдоказательно отстаивать собственную позицию; вести групповую работу.

Фиксация индивидуальной и групповой работы возможна форме индивидуальных дневников, различных видов творчеекг-работ, периодически издаваемого журнала педагогического класса и других.

В-третьих, учебный курс должен носить проблемный характер. Не должно быть однозначности в понимании педагогических ялений, что позволяет в реальной практике скорректировать стреотипное представление о педагоге как о носителе абсолютное единственно верного знания; создаст атмосферу творческого поиска.

В соответствии с принципами проблемного обучения ведении курса предполагает: обоснование и учащимися, и преподавателей собственной позиции; постановку вопросов, на которые нельзя дать однозначный ответ; обоснование ответов (законами, опытными данными, логикой); участие в совместной работе по описанию

педагогической действительности; эмоциональное и личностное переживание, осознание и осмысление этого опыта; носит индивидуальных и коллективных форм фиксации этого опыта Е образах, схемах, текстах (например, арттерапия).

В-четвертых, конкретное содержательное наполнение курса будет зависеть от индивидуальных и групповых особенностей тога или иного педагогического класса и их преподавателя. В частности, оно должно определяться результатами проведенного диагностического исследования, так как от содержания симптомокомплексов профессионально нежелательных качеств личности, выявленных на групповом уровне, будет зависеть конкретное содержаниенекоторых разделов.

Ведение такого курса предполагает сотворчество преподавателяс учащимися педагогического класса. Главным ориентиром должны быть потребности и интересы учащихся, направленность на стимуляцию их активности в самопознании; в свою очередь, их активность и заинтересованность должна быть своего рода индикатором для преподавателя в оценке собственной деятельности.

В то же время программа курса обязательно должна включать в себя диагностическое исследование, которое должно проводиться в форме психологического практикума в конце обучения и обеспечивать активное участие обучаемых, что позволит им отслеживать динамику личностного развития, будет способствовать формированию аналитических, прогностических, рефлексивных умений и навыков. Такой практикум может проводить только психолог.

Поэтому наиболее эффективным является такой вариант, когда этот учебный курс проводят совместно социальный педагог и психолог, что требует от них выработки единых дидактических подходов, координации и консолидации действий и в то же время четкого разграничения функций.

Успешная реализация социально-педагогической помощи учащимся в процессе профессионального самоопределения обусловлена также посреднической деятельностью социального педагога и психолога с родителями и учителями.

Целью посреднической деятельности в профессиональном самоопределении учащихся педагогического класса является консолидация усилий всех субъектов, оказывающих помощь учащимся на стадии выбора профессии.

В ходе посреднической деятельности социальный педагог совместно с психологом решает следующие задачи:

• организация и проведение родительских собраний, педагогических советов, психолого-педагогических консилиумов; ведение родительских групп;

• координация деятельности субъектов, оказывающих учащимся социально-педагогическую помощь в профессиональном самоопределении;

• информирование по актуальным вопросам профессионального самоопределения (психолого-педагогическое просвещение, консультирование).

Таким образом, на психолого-педагогическом этапе социально- педагогической деятельности в профессиональном самоопределении учащихся педагогических классов реализуется психологическая

(психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и просвещение), образовательная (обучение, воспитание) и посредническая (организация и координация) составляющие деятельности.

Данная социально-педагогическая технология может иметь варианты применения. Например, основным субъектом может выступать педагог-психолог, реализующий и психологическую, и образовательную, и частично посредническую составляющие, тогда как социальный педагог осуществляет только определенную

часть посреднических функций. Возможен и другой вариант, когда технология осуществляется

тремя основными взаимодействующими между собой субъектами, которые выполняют:

психолог — функции психологической составляющей;

социальный педагог — функции посреднической составляющей;

преподаватель (возможно, представитель данной профессии, владеющий необходимыми дидактическими умениями) — функции образовательной составляющей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.