Технология реализации социальным педагогом коммуникативной функции.
Правила педагогического общения
Первое правило – формирование чувства Мы. Достигается устранением ряда барьеров, которые могут возникать в процессе взаимодействия. Педагог должен следить за тем, чтобы не вторгаться в личное пространство ребенка, не давить на него. Оптимальная физическая дистанция в общении, воспринимаемая, как правило, бессознательно, благоприятно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом.
Второе правило – обязательное установление личностного контакта с детьми. Одному ребенку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе), к другому нужно обратиться с какими-нибудь словами (назвать по имени, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.
Третье правило – демонстрация собственной расположенности. Это проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или с ехидцей), с какой интонацией говорим , как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т.д.).
Четвертое правило – показ ярких целей совместной деятельности. Значимость этого положения убедительно обоснована А. С. Макаренко в его учении о перспективе: близкой, средней и дальней.
Пятое правило – постоянное проявление интереса к клиенту. Педагог должен уметь слушать и при этом слышать, сопереживать, не обделяя своим вниманием никого из ребят.
Шестое правило – оказание и просьба помощи. Созидательную деятельность, в которую включается ребенок, педагогу необходимо инструментировать так, чтобы у него все получилось, чтобы ему сопутствовал успех. В любой деятельности учащихся важно создать положительный психологический фон, атмосферу радости и одобрения с помощью различных средств: авансирования, подчеркивания индивидуальной исключительности, снятия страха, оказания скрытой помощи, мобилизации активности, усиления мотивации.
Уровни общения:
Примитивный уровень.
Общая характеристика того, кто опускается до примитивного уровня в контакте, такова: для него собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий. Если нужный, надо им овладеть, если мешающий, надо его оттолкнуть. Отсюда позиция в общении: «родительская» или «детская», если партнер дал достойный отпор; интереса и уважения к личности собеседника нет при полной открытости нелучших сторон своего «Я». Пример: пьяница-дебошир, пристающий к девушке и неожиданно получивший отпор от постороннего со спортивной фигурой.
Манипулятивный уровень.
Классификация технологий СПД.
Социальные технологии - методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием.
Классификация социальных технологий:
№
п/п
| Основная классификация
| Виды социальных технологий
|
| Сфера применения
| - глобальные
- универсальные
- региональные
|
| Объекты
| - групповые
- общинные
- индивидуальные
|
| Характер решаемых проблем
| - организационные
- обучающие (информационные)
- инновационные (поисковые)
- социальное моделирование
- социальное прогнозирование
|
| Область заимствования методов
| -социально-медицинские
- социально-психологические
- социально-педагогические:
* социально-педагогическая профилактика
* социально-педагогическая поддержка
* психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации защиты детства
* социальная защита детства
* социально-педагогическая реабилитация детей и подростков
|
| Направления социальной работы
| Собственно социальной работы:
- социальная диагностика (экспертиза)
- социальная профилактика
- социальный контроль (надзор)
- социальная реабилитация
- социальная адаптация
- социальный патронаж (опека)
- социальное обеспечение
- социальная терапия
- социальное консультирование
|
Управление СПД.
Стиль управления - это способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных, один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
· директивный стиль (авторитарный)- характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость.
· демократический стиль (коллегиальный)- зиждется на сочетании принципа единоначалия с активным участием подчиненных в управлении, организации и контроле над всей деятельностью предприятия. Демократичный руководитель старается сформировать у персонала командный дух. Такой начальник обычно хорошо осведомлен о личных качествах, навыках работы, талантах и наклонностях каждого из сотрудников; решения он принимает, исходя из этой информации. При этом обязательно учитывается и мнение коллектива по поводу той или иной инициативы. Демократический стиль наиболее эффективен в деле построения командных взаимоотношений, он создает дружескую атмосферу не только между начальником и подчиненными, но и между всеми сотрудниками, что и позволяет добиваться лучших результатов. Демократический стиль предполагает применение методов убеждения и «мягкого» принуждения: каждый работник может четко сформулировать свои личные цели - и в то же время это не препятствует эффективному взаимодействию руководителя и подчиненных
· либеральный стиль (попустительский или анархический)- характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, уклоняется от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
Профессиональные качества руководителя:
Профессионально необходимые качества руководителя - индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов.
Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя:
· Практический интеллект - способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач.
· Социальный интеллект - способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет.
· Адекватная самооценка - выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения.
Социальный педагог должен обладать профессиональными качествами, позволяющими:
· выявлять проблему с учетом ее взаимосвязей с другими задачами управления;
· принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов;
· оперативно руководить и контролировать работу сотрудников.
Планирование СПД.
Сущность планирования социально-педагогической деятельности в условиях школы заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период.
Цель планирования работы социального педагога - координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.
Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.
К числу основных принципов планирования специалисты относят:
· научность - социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагаем учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;
· согласованность - соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;
· оптимальность - выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий;
· перспективность - построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;
· коллегиальность - использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;
· конкретность - четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.
Разработка плана может строиться по следующей схеме:
· ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;
· изучение литературы по общим основам планирования;
· изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;
· анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год;
· изучение рекомендаций научной организации труда (НОТ);
· подготовка проекта плана:
· коллективное обсуждение отдельных аспектов плана;
· рассмотрение проекта плана работы на методическом объединении и утверждение ого на заседании педагогического совета.
В деятельности социального педагога используются различные формы планов:
· план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;
· план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;
· план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.
Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого с учетом настоящего состояния дел.
Перспективный план может иметь следующую структуру:
· аналитическую записку (состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и т. д.);
· цели и задачи работы;
· планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи). К числу основных разделов относя профилактическую работу, защитно-охранную деятельность, организационную или координационную деятельность.
Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. План-график позволяет упорядочить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|