Сделай Сам Свою Работу на 5

Функции профессиональной деятельности социального педагога.





Соотношение понятий «методика» и «технология» в СПД.

Метод — способ достижения какой-либо цели, способ действия.

Методика — сложившаяся совокупность методов, позволяющая решать типовые задачи.

С использованием педагогикой технологического подхода возникла необходимость уточнить соотношение понятий ≪технология≫ и ≪методика≫. Специалисты не сформировали единой позиции.

По всей вероятности, близость педагогической деятельности к искусству оправдывает сохранение целой группы способов действия, которые нельзя отнести к технологиям и которые являются методиками.

Целеполагание имеет столь же важное значение для методики, как и для технологии. Но в социально-педагогической деятельности зачастую нет возможности четко, конкретно определить цель, в процессе работы возникает масса уточнений, кардинально меняющих предварительный замысел. Кроме того, специалист вправе апеллировать к собственной профессиональной интуиции, что недопустимо в рамках технологического подхода.

Особенностью технологии является ее универсальность. Максимальное количество специалистов, имеющих достаточную подготовку, в состоянии освоить ведущие технологии. Их реализация существенным образом не изменяется под влиянием индивидуально- личностных особенностей человека. В методике ситуация обратная. Именно индивидуально-личностные особенности специалиста, нюансы его профессиональной подготовки зачастую играют существенную роль в решении социально-педагогических задач. Напомним, что согласно ресурсному подходу одним из ведущих ресурсов социально-педагогической деятельности является личностный и профессиональный потенциал специалиста.



На подбор методики существенное влияние оказывает содержание деятельности человека, на работу с которым она рассчитана. Игра потребует одних методик и методов, диалоговое общение — других. Знание специфики деятельности задает своеобразие цели, определяет методику, которых может быть несколько.

Классический пример приводят авторы учебного пособия под редакцией С.А.Смирнова ≪Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии≫ (М., 2001). Воспитывая, можно действовать по-разному: воздействовать на ребенка, противодействовать ему, содействовать или помогать, сотрудничать. Кроме того, возможно комбинирование методов, подбор их в зависимости от характеристик ситуации. В технологическом процессе, где в основе лежат процессы целеполагания, прогнозирования, проектирования, содержание деятельности определяется ожидаемыми изменениями объекта.



Рост и развитие человека (группы) происходит нелинейно, т.е. спонтанно, под влиянием как известных, регулируемых условий и факторов, так и стихийных, нерегулируемых, средовых. В этих условиях применение технологий, особенно длительного действия, становится нецелесообразным, необходимы комбинация частных технологии и методов, постоянное внесение изменений, что и допускается методикой.

Это далеко не все отличия, которые можно обнаружить, сопоставляя сущностные характеристики понятий ≪технология≫ и≪методика≫. Но задача социального педагога не столько противопоставлять их, сколько использовать весь операционально-деятельностный арсенал, сочетать науку иискусство, технологии иметодики.

Функции профессиональной деятельности социального педагога.

Функция обязанность, круг деятельности, ее назначение, роль. К числу общих функций социального педагога вне зависимости от специализации относят: образовательно-воспитательную — обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона — семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума; стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;



· диагностическую — постановка ≪социального диагноза≫ путем изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявления позитивных и негативных влияний, проблем;

· организаторскую — организация общественно-ценной деятельности детей, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ;

· прогностическую и экспертную — разработка программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, его структур; социально-педагогическое проектирование личности ребенка, групп детей; экспертиза аналогичных документов и материалов;

· организационно-коммуникативную — включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми, семьями;

· охранно-защитную — использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;

· социально-компенсаторную — разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка, возникшей вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств;

· посредническую — осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением

Конкретизация функций социального педагога — необходимое условие эффективности социально-педагогической деятельности. Уровни конкретизации определяются факторами, традиционными для процесса социализации личности:

· макрофакторы (влияние конкретно-исторических, социально- политических, региональных, природно-экономических и других показателей). Функции социальных педагогов в данном случае уточняются органами государственной власти;

· мезофакторы (влияние особенностей ведомства, в котором работает специалист, религиозных, субкультурных особенностей, качественно-количественных характеристик социально-демографического состава населения территории и т. п.). Функции социального педагога определяются руководителями ведомств, органов управления на местах, подразделений, отделов и т. п. На этом уровне он конкретизирован в Тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (Приложение к постановлению Правительства РФ от 17 августа 1905 г. № 4);

· микрофакторы (влияние обстановки в учреждении, особенностей коллектива, семьи, группы, личности как воспитанника, так и социального педагога). Функции социального педагога конкретизируются руководителем учреждения, уточняются непосредственно самим специалистом. В последнем случае речь идет о профессионально-личностном, профессионально-педагогическом и профессионально-функциональном (должностном) самоопределении

1. Согласно Методическому письму ≪О социально-педагогической работе с детьми≫, если должность социального педагога вводится в штат общеобразовательного учреждения, то администрация данного учреждения совместно с заинтересованными лицами определяет специализацию социального педагога в зависимости от конкретных условий микросоциума; конкретизирует функции классного руководителя, педагога дополнительного образования, старшего вожатого, воспитателя и методиста, психолога

и других должностных лиц, уточняет зоны сотрудничества, механизм взаимодействия с социальными педагогами. Существенную роль в конкретизации функций социального педагога играет его специализация.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.