Сделай Сам Свою Работу на 5

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ 2255

 

Приложения А-Е

 

1. Приложение А

 

Порядок действия поездной бригады при обнаружении пожара в пассажирском вагоне

 

А.1 В случае обнаружения пожара проводники обязаны:

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда дежурный проводник, немедленно вызвав проводника, находящегося на отдыхе, обязан:

– остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушения пожара).

В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест;

– обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители кроме цепи аварийного освещения и приступить к тушению пожара.

Дежурный проводник приступает к тушению пожара соблюдая правила личной безопасности в изолирующем самоспасателе (СПИ-20 или др.) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением).

В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (УПС) дежурный проводник вагона должен убедиться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара принять вышеуказанные меры, а в случае ложного срабатывания вызвать электромеханика поезда;

Второй проводник в это время обязан вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика и сообщить машинисту локомотива. Открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами. Открыть аварийные двери (окна) где они предусмотрены конструкцией вагона, при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара. Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров.



Примерный текст оповещения пассажиров:

«Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты».

При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов должны не допуская паники и встречного движения вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.

В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров производить с учетом того, что огонь распространяется в противоположном направлении по ходу поезда.

Второй проводник – после эвакуации пассажиров обязан закрыть торцевые тамбурные двери на соседних и на горящем вагонах и приступить к тушению пожара. Во время тушения пожара, после эвакуации пассажиров, торцевые тамбурные двери должны быть закрыты до окончания тушения пожара.

Второй проводник приступает к тушению пожара в изолирующем самоспасателе (далее – самоспасатель) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов, находящихся под напряжением), а также после эвакуации пассажиров – аэрозольными генераторами оперативного применения.

Проводники приступают к тушению пожара, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика.

При этом в целях соблюдения личной безопасности проводники должны помнить продолжительность времени защитного действия самоспасателя указанного в паспортах к этим средствам защиты.

При обслуживании тремя проводниками двух вагонов: два проводника выполняют работы в аварийном вагоне (согласно выше описанным действиям), третий проводник помогает эвакуации пассажиров, затем выполняет распоряжения начальника поезда по участию в тушении пожара и ликвидации его последствий.

А.2 Действия дежурного проводника соседнего вагона.

Получив информацию о пожаре, проводник обязан сообщить по цепочке проводнику следующего вагона, либо по телефонной связи.

Разбудить отдыхающего проводника, предупредить о возникновении пожара в соседнем вагоне и возможной эвакуации и размещении пассажиров в его вагоне.

Направить отдыхающего проводника к горящему вагону с огнетушителями и самоспасателем по полевой, стороне пути.

Объявить и организовать эвакуацию пассажиров, открыть тамбурные боковые, торцевые двери.

После полной эвакуации пассажиров из своего вагона приступает к тушению пожара горящего вагона.

А.3 Действия отдыхающего проводника соседнего с горящим вагоном.

Получив сообщение от дежурного проводника о пожаре – обязан взять огнетушители и доставить их к горящему вагону выйдя на полевую сторону пути.

Оказывать помощь при тушении пожара и эвакуации пассажиров горящего вагона, действовать по указанию начальника поезда.

А.4 Дежурный проводник хвостового вагона обязан:

Сообщить отдыхающему проводнику.

Привести в действие ручной тормоз.

Оградить свой и соседний путь согласно ИСИ, по указанию ЛНП. Отдыхающий проводник хвостового вагона берет огнетушители и прибывает к горящему вагону и действует по указанию начальника поезда.

А.5 Дежурные и отдыхающие проводники остальных вагонов обязаны: (кроме дежурного проводника головного вагона) прибыть к горящему вагону с огнетушителями или другими средствами пожаротушения и действовать по указанию начальника поезда.

А.6 Начальник поезда обязан:

Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями или с другими средствами пожаротушения, самоспасателями и носимой радиостанцией.

Лично убедиться в полной эвакуации пассажиров из вагона, используя для этих целей самоспасатель.

Вызвать по радиосвязи через локомотивную бригаду территориальное пожарное подразделение или пожарный поезд, сообщить по мобильному телефону или другими средствами связи оперативному дежурному ФПД:

– номер поезда;

– местонахождение;

– свою фамилию, имя, отчество, номер мобильного телефона;

– обстоятельства случившегося.

Принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны (не менее 10 м) или близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить беспрепятственный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию начальника поезда.

После расцепки состава потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контактной сети.

Организовать ограждение хвостовой части состава и горящего вагона поезда на перегоне согласно требованиям Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации от 26.05.2000 года № ЦРБ-757, а также закрепление оставленной группы вагонов и загоревшегося вагона в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 16.10.2000 г. № ЦД-790;

До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда организовать работу поездной бригады и принимать все зависящие меры по эвакуации пассажиров и ликвидации пожара, используя все имеющиеся средства пожаротушения и индивидуальной защиты.

А.7 Поездной электромеханик обязан:

Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями и другими средствами пожаротушения, а также со самоспасателем.

Убедиться в том, что вагон обесточен (в светлое время суток), а в ночное время отключены все потребители, кроме цепи аварийного освещения.

Удалить предохранитель аккумуляторной батареи (далее – АБ) на пульте управления (по возможности) и в обязательном порядке предохранитель, расположенный в коробке на аккумуляторном ящике (с целью полного обесточивания системы электроснабжения вагона).

По указанию начальника поезда и под его руководством – выполнить расцепку состава и отвод горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны и близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить беспрепятственный подъезд передвижных средств пожаротушения, действуя при этом в следующей последовательности:

а) пройти к кабине локомотива и взять у машиниста или его помощника ключ высоковольтного отопления поезда;

б) посмотреть в справке формы ВУ-45 потребное количество осей для безопасного закрепления состава на перегоне (станции) и дать команду проводникам о закреплении каждой группы вагонов ручными тормозами (башмаками) после изоляции горящего вагона;

в) разъединить высоковольтную магистраль головного вагона поезда и электровоза (при этом на электровозе предварительно должны быть опущены токоприемники);

г) отцепить вагоны, стоящие за горящим вагоном, для чего поднять переходные площадки горящего вагона, разъединить межвагонные соединения с обоих концов горящего вагона, перекрыть концевые краны, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза оставляемой на месте части поезда, повернуть рычаг автосцепки горящего вагона в положение расцепа, проследить за тем, чтобы часть поезда вместе с горящим вагоном продвинулась локомотивом на расстояние не менее 10 м;

д) отцепить загоревшийся вагон от поезда, для чего перекрыть концевые краны загоревшегося и соседнего вагонов, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза загоревшегося вагона полным открытием концевого крана и повернуть рычаг автосцепки в положении расцепа, головную часть вагонов продвинуть на расстояние 15―20 м.;

е) до прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда принимать все возможные меры по эвакуации пассажиров и тушения (локализации) очага возгорания (задымления), используя все имеющиеся средства пожаротушения и индивидуальной защиты.

А.8 В вагоне-ресторане.

В период работы вагона ресторана, первый из обнаруживших пожар работников поездной бригады обязан остановить поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест); затем сообщает о пожаре всем дежурным работникам вагона ресторана (на кухне и в зале).

Сторож (во время его отдыха официант) обязан:

– подготовить пути эвакуации;

– оповестить по цепочке поездную бригаду (вызывает ЛНП и ПЭМ);

– приступить к тушению пожара.

Рабочий по кухне:

– подготавливает пути эвакуации со стороны кухни;

– оповещает по цепочке поездную бригаду (вызывает ЛНП и ПЭМ);

– приступает к тушению пожара.

Повар:

– приступает к тушению пожара.

Директор вагона-ресторана (в случае его отсутствия - официант) обязан:

– оповестить посетителей о необходимости эвакуации;

– обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку и удалить предохранители АБ на пульте управления;

– руководить эвакуацией посетителей;

– после эвакуации приступает к тушению пожара.

Официант:

– помогает эвакуации посетителей;

– после эвакуации приступает к тушению пожара.

В нерабочее время:

Сторож вагона-ресторана:

– останавливает поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);

– обесточивает вагон нажатием на аварийную кнопку и удалением предохранителя АБ на пульте управления (в ночное время – только нажатием на аварийную кнопку);

– оповещает о пожаре поездную бригаду (со стороны расположения штабного вагона);

– перекрывает торцевую дверь и открывает боковые;

– приступает к тушению пожара.

А.9 В багажном вагоне, следующем в составе пассажирского поезда.

Дежурный приемосдатчик груза и багажа в поездах обязан:

– остановить поезд стоп-краном за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);

– сообщить отдыхающему приемосдатчику;

– обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку и удалить предохранители АБ на пульте управления (в ночное время – только нажать на аварийную кнопку);

– приступить к тушению пожара.

Отдыхающий приемосдатчик груза и багажа в поездах:

– выходит на полевую сторону ж/д пути и сообщает о возгорании проводнику первого вагона;

– приступает к тушению пожара.

А.10 В почтовом вагоне, следующем в составе пассажирского поезда.

Проводник-электрик обязан:

– остановить поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);

– обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку и удалить предохранители АБ на пульте управления (в ночное время – только нажатием на аварийную кнопку);

– приступает к тушению пожара.

Заместитель начальника почтового вагона:

– выходит на полевую сторону ж/д пути и сообщает о возгорании проводнику ближайшего пассажирского вагона;

– приступает к тушению пожара.

Начальник почтового вагона организует тушение пожара.

Обязанности других членов поездной бригады при возгорании в вагоне – ресторане, багажном и почтовом вагонах соответствуют их обязанностям при возгорании пассажирского вагона.

До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда поездная бригада должна принимать все зависящие от нее меры по спасению пассажиров и ликвидации пожара, используя все имеющиеся средства пожаротушения и индивидуальной защиты.

Сразу после ликвидации пожара составляются соответствующие документы.

 

2. Приложение Б (справочное)

 

Переносные огнетушители, их устройство и работа

 

Огнетушитель – переносное или передвижное устройство, предназначенное для тушения очага пожара оператором за счёт выпуска огнетушащего вещества, с ручным способом доставки к очагу пожара приведения в действие и управления струёй огнетушащего вещества.

Переносной огнетушитель – огнетушитель с полной массой не более 20 кг, конструктивное исполнение которого обеспечивает возможность его переноски и применения одним человеком.

Б.1 Классификация переносных огнетушителей.

Переносные огнетушители (далее – огнетушители) предназначены для тушения пожаров классов А, В, С, Е.

Огнетушители в зависимости от применяемого огнетушащего вещества (ОТВ), подразделяют на следующие виды:

– водные (ОВ):

с распылённой струёй – средний диаметр капель спектра распыления воды более 150 мкм (могут тушить только модельные очаги пожара класса А);

с тонкораспылённой струёй – средний диаметр капель спектра распыления воды более 150 мкм и менее (могут тушить только модельные очаги пожара класса А и В);

– воздушно-эмульсионные (ОВЭ) с фторсодержащим зарядом;

– воздушно-пенные (ОВП), в том числе: с фторсодержащим или другим зарядом, которые в зависимости от кратности образуемого ими потока воздушно-механической пены подразделяются на:

огнетушители с генератором пены низкой кратности – кратность пены не более 20;

огнетушители с генератором пены средней кратности – кратность пены свыше 20 до 200 включительно;

– порошковые (ОП):

с порошком общего назначения, которым можно тушить очаги пожаров классов А, В, С, Е;

с порошком общего назначения, которым можно тушить очаги пожаров классов В, С, Е;

– газовые, в том числе:

углекислотные (ОУ);

хладоновые (ОХ).

По принципу создания избыточного давления газа для вытеснения ОТВ огнетушители подразделяют на следующие типы:

– закачные (з);

– с баллоном высокого давления для хранения сжатого или сжиженного газа (б);

с газогенерирующим устройством (г).

По возможности перезарядки огнетушители подразделяют на:

– перезаряжаемые;

– неперезаряжаемые (однократного пользования).

По величине рабочего давления огнетушители подразделяют на:

– низкого давления [Рраб ≤ 2,5 МПа при температуре окружающей среды (20±2) оС];

– высокого давления [Рраб > 2,5 МПа при температуре окружающей среды (20±2) оС].

В зависимости от вида заряженного ОТВ, огнетушители используют для тушения одного или нескольких пожаров следующих классов:

А – горение твёрдых веществ;

В – горение жидких веществ;

С – горение газообразных веществ;

D – горение металлов или металлосодержащих веществ (огнетушители специального назначения);

Е – пожары электрооборудования, находящихся под напряжением.

Б.2 Огнетушители углекислотные.

Переносные огнетушители углекислотные ОУ-5 и ОУ-6 предназначены для тушения загораний различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, загораний на электрифицированном железнодорожном транспорте и электроустановок, находящихся под напряжением не более 1000 В.

Огнетушители ОУ-5 и ОУ-6 в зависимости от места установки изготовляются в транспортном исполнении, с кронштейном для крепления на вагонах.

Огнетушитель представляет собой стальной баллон, в горловину которого ввернуто запорно-пусковое устройство (ЗПУ) с раструбом (огнетушитель ОУ-5), а ОУ-6 оборудован шлангом с раструбом.

Порядок приведения огнетушителя в действие

Для приведения огнетушителя в действие необходимо:

- сорвать пломбу и выдернуть чеку;

- направить раструб на очаг пожара;

- нажать на рычаг ЗПУ.

Подводить струю углекислого газа (снега) к огню нужно с края. При пользовании огнетушителем баллон нельзя наклонять в горизонтальное положение, так как при этом не обеспечивается нормальная работа огнетушителя.

Технические характеристики:

 

Наименование показателей Значение показателей
ОУ-5 ОУ-6
Вместимость корпуса, л
Вид огнетушащего вещества Двуокись углерода сжиженная
Продолжительность подачи огнетушащего вещества при температуре 20±5 °C, с, не менее
Длина струи огнетушащего вещества при температуре 20±5 °C, минимальная, м 3,0 3,0
Масса огнетушащего вещества, кг 3,5±0,1 4,2±0,1
Продолжительность приведения огнетушителя в действие, не более, с 1,0
Огнетушащая способность по классу В (м2), не менее 34В (1,1) 34В (1,1)
Масса огнетушителя полная (без кронштейна), не более, кг 13,3 14,5
Источник рабочего газа закачной
Диапазон температур эксплуатации, °C минус 40 – плюс 50
Длина шланга с раструбом, не менее, м - 1,0
Рабочее давление баллона, не менее, МПа (кгс/см2) 15 (150)
Средний срок сохранности огнетушащего вещества, лет 2,0
Срок службы огнетушителя, лет

 

Б.3 Огнетушители порошковые.

Огнетушители порошковые общего назначения предназначены для применения на объектах народного хозяйства, в том числе и на железнодорожном транспорте, в качестве первичных средств тушения пожаров классов А (твердых веществ), В (жидких веществ), С (газообразных веществ) и электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В (в зависимости от применяемого огнетушащего порошка).

Огнетушители не предназначены для тушения загораний щелочных и щелочноземельных металлов (класс D) и других материалов, горение которых может проходить без доступа воздуха.

Б.3.1 Огнетушитель унифицированный ОПУ-5 (ОПУ-10) и ОП-5(г) (ОП-10(г)) состоит из корпуса, наполненного огнетушащим порошком. На горловине корпуса посредством накидной гайки закреплена головка. На головке установлены баллон (источник рабочего газа), сифонная и газоотводящая трубки, рукоятка запуска, связанная с иглой.

Огнетушитель оснащен гибким рукавом, пистолетом-распылителем, состоящим из гильзы, подвижного подпружиненного штуцера, ручки, рассекателя и сопла.

Порядок приведения огнетушителя в действие

Для приведения огнетушителя в действие необходимо:

- сорвать пломбу и выдернуть чеку;

- повернуть рукоятку запуска;

- направить пистолетный распылитель на очаг пожара;

- нажать ручку распылителя.

Принцип работы пистолета распылителя позволяет выпускать порошок порциями.

Принцип действия огнетушителя основан на использовании энергии сжатого газа для аэрирования и выброса огнетушащего порошка.

Данные огнетушители относится к группе огнетушителей, у которых газ находится в отдельном баллоне высокого давления, размещенном внутри корпуса. Такие огнетушители менее трудоемки в эксплуатации, имеют более простую конструкцию, но требуют более повышенной герметичности.

Технические характеристики:

 

Наименование показателей Значение показателей
ОПУ-5 ОПУ-10
Вместимость корпуса, л
Масса и марка применяемого огнетушащего порошкового состава, кг:    
П-2АП 4,0 8,0
Пирант-А 3,8 7,5
Пирант-АН 4,0 8,0
Продолжительность приведения огнетушителя в действие, не более, с 5,0
Масса огнетушителя снаряженного, не более, кг (без кронштейна) 8,8 15,0
Огнетушащая способность при тушении модельного очага пожара кл. А
кл. В, (м2) 1,73 (55В) 4,52 (144В)
Диапазон температур хранения, °C От минус 50 до плюс 50
Рабочее давление в корпусе огнетушителя, МПа (кгс/см2) 0,8 (8)
Усилие приведения огнетушителя в действие, не более, Н (кгс) 90 (9)
Длина струи огнетушащего вещества эффективная, не менее, м 5,0 5,5
Масса огнетушителя неснаряженного не более, кг (без кронштейнов) 3,8 5,0
Продолжительность подачи огнетушащего вещества, с 10±2 15±3
Габаритные размеры, мм Высота 440, Æ150 Высота 415, Æ210
Длина шланга (с насадкой), мм 515±15
Установленный срок службы до освидетельствования, лет 2,0
Установленный срок службы до списания, лет 10,0

 

Технические характеристики огнетушителей с газогенерирующим устройством:

 

Наименование показателей Значение показателей
ОП-5(г) ОП-10(г)
Масса и марка применяемого огнетушащего порошкового состава, кг:    
П-2АП и П-2АПМ 4,0 8,5
Пирант-А 3,8 8,0
Пирант-АН 4,0 8,5
ПСБ-3М 4,0 9,0
Вексон АВС 3,8 8,0
Огнетушащая способность при тушении модельного очага пожара кл. А
кл. В, (м2) 1,73 (55В) 4,52 (144В)
Продолжительность приведения огнетушителя в действие, с, не более
Масса огнетушителя снаряженного, кг, не более 8,0 15,0
Габаритные размеры, мм, не более Высота 440, Æ150 Высота 520, Æ190
Диапазон температур хранения, °C от минус 50 до плюс 50
Рабочее давление в корпусе огнетушителя, МПа (кгс/см2) 0,8 (8)
Длина струи огнетушащего вещества эффективная, м, не менее 3,0 4,5
Продолжительность подачи огнетушащего вещества, с, не менее
Установленный срок службы до освидетельствования, лет 2,0
Установленный срок службы до списания, лет 10,0

 

Б.3.2 Устройство огнетушителей порошковых ОП-5ТМ и ОП-10ТМ (транспортный вариант).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.