Сделай Сам Свою Работу на 5

Теории социального контроля






■*> Объективные


 


Рис. 3.1. Анализ теорий социальной работы (по Виттингтон и Холанду, 1985;

Хау, 1987)

Примечание: обозначения, предложенные Хау, даны в скобках.

Хау (1987). В нем используются результаты социологического анализа Баррела и Моргана (1979), в котором все философские представления о природе об­щества подразделяются на субъективные (гуманистические, постмодернист­ские, конструктивистские) и объективные (модернистские, позитивистские, научные), а философские концепции о природе социального порядка — на теории радикальных трансформаций и теории социального порядка (рис. 3.1). На вертикальной оси теории размещаются согласно тому, как в них опре­деляется общество — через социальные трансформации или как жесткая струк­тура социальных взаимодействий. Все теории социальной работы располага­ются в разном соотношении к этим двум полюсам. Подобный способ катего­ризации может вызывать сомнения, поскольку противоположные категории выбраны произвольно, и, кроме того, можно обосновать совершенно различ­ное размещение теорий на представленных осях (Стенсон и Гулд, 1986). На­пример, взаимоисключающие теории могут быть помещены в один и тот же сектор, поскольку зачастую имеют определенные сходства. Более того, другие пары контрастных категорий не отражены в данной системе. Например, Хау (1987) рассматривает психодинамическую и поведенческую теории в качестве функциональных, несмотря на то что между ними существуют значительные различия.



Работа с группой

В табл. 3.2 представлены некоторые из существующих классификаций груп­повой работы. Роберте и Новен (1976) являются авторами аналитической мо­дели, в которую включены несколько форм работы с группой, такие, как функциональная и проблемно-ориентированная групповая работа, пересека­ющихся с теориями индивидуальной работы со случаем. Авторы стремятся провести параллели с практическими технологиями, описанными в их пре­дыдущей работе, посвященной теориям работы с индивидуальным случаем. Более поздние модели во многом опираются на статью Папела и Ротмана (1966), которая символизирует переломный момент в теории групповой рабо­ты и является основополагающей для многих современных моделей (см.: Бан-ди, 1976; Браун, 1992).





 


В настоящее время распространены три подхода к групповой работе. В лечеб­ной модели под группой понимается совокупность индивидов, имеющих про­блемы в социальном функционировании, которая создана для работы над поведенческими нарушениями. Любая терапевтическая форма групповой ра­боты может считаться лечебной. Примером современной формы этого подхода является целевая групповая терапия (Шарри, 2001). Модель взаимопомощи свя­зана со взаимной поддержкой членов группы, которые наравне со специали­стом участвуют в разработке программы групповой работы. Социально-ориен­тированная модель, которая ассоциируется с работой в малых социальных (тер­риториальных) группах и с молодежью, использует групповую работу как средство достижения внешних целей, таких, как образование и общественное самоуправление. В работе Брауна (1992), посвященной теории развития, рас­крываются и другие модели, получившие распространение в настоящее время. Одной из них является модель потенциальной групповой среды, с помощью которой клиент восстанавливает свои социальные роли через установление контакта с потенциальной системой поддержки, которая его окружает. Груп­пы встреч, как правило, рассматриваются в качестве гуманистической формы и гештальтформы (от нем. Се$1а11— цельный образ. — Примеч. науч. ред.) груп­повой работы, главной целью которых является личностный рост, но с точки зрения философии они могут считаться вариациями средового подхода. Разви­вающие подходы направлены на исследование групповой динамики, поскольку групповое поведение независимо от деятельности и мышления членов группы. Данный психодинамический подход основывается на идеях Эриксона (1965). психологии личности, теориях групповой динамики, а также социальной пси­хологии, в которой затрагиваются вопросы внутригрупповых конфликтов и солидарности (Болгопал и Вэсил, 1983). К этому направлению можно также отнести подход, разработанный Байоном (1961). Модель гуманистической груп­повой работы предложена Глассманом и Кейтсом (1990). В ней сочетаются средовые и развивающие техники.



Обширный анализ теорий групповой работы был создана Дугласом (1993). Помимо вышеупомянутых вариантов анализа также был предпринят целый ряд попыток усовершенствовать теорию групповой работы с привлечением гуманистического, феминистского подходов, а также целевого подхода. При­меры практических приложений представлены в главах 5, 9, 12. Хип (1992) утверждает, что в Европе групповая работа приобретает все больший мульти-дисциплинарный характер (хотя, на мой взгляд, это отражение общемировой тенденции) и менее сосредоточена на практике социальной работы. Кроме того, он подчеркивает растущее влияние групп самопомощи. Их поддержка и поощрение становятся главной задачей в развитии работы с группой и нача­лом взаимосвязи с работой в малых социальных группах. Примером этого раз­вития являются группы самоуправления, описанные в работе Маллендера и Вода (1991) (см. гл. 14).

Обзор теорий групповой работы, принадлежащий Брауну (1992), рас­ширяет спектр идей, но он более дифференцирован. В некоторых случаях клиенты собираются в группы, однако специалист не стремится вести их в каком-либо определенном направлении (Фелдман и Водарски, 1975). На­против, с прагматической точки зрения предполагается, что совместное пребывание людей с одинаковыми проблемами и случаями будет полез-

 

 

  Таблица 3.2. Классификация теорий работы с группой        
  Роберте и Новен, 1976 Фелдман и Водарскн, 1975 Папел и Ротман, 1966 Дуглас, 1979 Болгопал и Вэсил, 1983 Браун, 1992  
  Общая теория - Эклектичная теория  
  Организационная теория Традиционная теория - - , Теория регулярных встреч  
  — » - - «Господствующая» теория  
  Психосоциальная теория - Лечебная теория Лечебная теория Лечебная теория  
  Функциональная теория - -  
  Средовая теория Теория взаимопомощи Взаимопомоши/средовая Средовая теория -  
    Психотерапевтическая теория  
  Развивающая/гуман исти-ческая теория Группа-ориентированная теория   Группа-ориентированная теория/процессуальная теория/развивающая тео­рия/теория стадий зрело­сти/теория личностного роста Развивающая теория Личностно-ориентирован-ная теория/гештальт/психо-драма/трансактный анализ Проблемно-ориентированная теория/задаче -ориентирован­ная теория/теория социаль­ных навыков  
  Задаче-ориентированная теория Теория поведенческих изменений Социад ьно-орие н-тированная теория    
  - Теория решения задач   -  
  Теория кризисной социализации          
  Теория интервенции -  
  Проблемно-ориенти­рованная теория - Теория управляемых групповых взаимодействий  
  - Теория поведенческих изменений Поведенческая теория Поведенческая теория    
        Социально-ориентирован­ная теория   Соци ально-ориентированная теория/теория социального взаимодействия/теория са­моуправления/теория взаим­ной поддержки  
  - - - - - Теория активизации  
(^1 -   Постановка на учет/диагно­стика/введение  
чС 1              

ным, так как они смогут помочь друг другу. В группах самопомощи и взаим­ной поддержки терапевтические воздействия также не являются главной задачей. Так, Браун и его коллеги (Браун и др., 1982; Браун, 1994) пыта­лись обосновать именно такой прагматический подход к работе с группой. Подобные группы напоминают группы регулярных встреч, целью которых является личностное развитие клиентов с помощью коллективной соли­дарности и ответственности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.