Типы управленческих решений.
Управленческие решения могут быть классифицированы:
1. по функциональному содержанию: - решения плановые, - организационные, - контролирующие, - прогнозирующие. 2. по характеру решаемых задач: - экономических, - организационных, - технологических, - технических, - экологических. 3. по уровням иерархии систем: - на уровне системы, - на уровне подсистем, - на уровне отдельных элементов системы. 4. в зависимости от организации разработки решений: - индивидуальные, - коллективные. 5. по характеру целей: - текущие (оперативные), - тактические, - стратегические
.6. В зависимости от подходов к принятию управленческого решения: - интуитивные (решения основаны на внутреннем убеждении руководителя в состоятельности принимаемого решения), - решения, основанные на суждениях (когда наибольшее значение имеют предыдущий опыт и схожие ситуации, которые складывались ранее), - рациональные решения (связаны, как правило, со сложными ситуациями внутри предприятия, когда требуется тщательный анализ, разрабатываются решения тактического и стратегического характера), - экспертные (связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей). Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению.
В связи с этим принято различать следующие типы решений: 1. Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею. 2. Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками». 3. Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. 4. Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей. 5. Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу.
Классификация управленческих решений по следующим признакам:
1. Источник возникновения: - инициативные (творческий вклад руководителя) - по предписанию (функциональные обязанности) 2. Способ доведения решений: - устные - письменные - виртуальные
3. Субъект принятия решения: - индивидуальные - групповые 4. По повторяемости выполнения: - рутинные (традиционные) - новаторские (творческие) 5. По времени действия: - стратегические - тактические - оперативные 6. По прогнозируемым результатам: - с определенным результатом - с вероятностным или неопределенным исходом 7. По характеру разработки и реализации: - уравновешенные - импульсивные - инертные - рискованные - осторожные решения 8. По методам переработки информации: - алгоритмические (математические и статистические методы) - эвристические (логика, интуиция) 9. Содержание решений: - экономические - технические - социальные - организационные 10. По типу проблемы: - хорошо структуризованные - слабо структуризованные - неструктуризованные.
Процесс принятия и реализации управленческих решений.
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
· выработку и постановку цели;
· изучение проблемы на основе получаемой информации;
· выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
· обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
· конкретизацию решения для его исполнителей.
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей::
1) метод, основанный на интуиции управляющего 2) метод, основанный на научно-практическом подходе. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники; 3) метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт.
Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, и важнейшие области принятия решений.
· формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;
· информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;
· выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации;
· должна строго соблюдаться соподчиненность в отношениях в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.
Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.
1) Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении.
2) Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений в американских фирмах довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления.Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции. Тогда в состав их входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы.
3) Использование формальных правил и процедур в принятии решений - это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.
4) Использование шипов в принятии решений нацелено па координацию деятельности фирмы в центом. Планирование является тем важным видом управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|