Понятие миссии предприятия. Составляющие миссии. Факторы, влияющие на ее формулировку.
В широком понимании миссия – это философия (определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществить свою деятельность) и предназначение (определяет действия, которые п/п намеревается осуществить и то, какого типа организацией она намеревается быть), смысл существования организации.
В узком понимании миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация, чем она отличается от ей подобных.
Значение миссии: миссия является начальной точкой любого совершенствования системы управления.
Цели формулирования миссии:
1. дает субъектам внешней среды общие представления о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.д.
2. способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа.
3. создает возможность для более действенного управления организацией.
В формулировке миссии может быть отражены следующие аспекты:
1. предлагаемы продукты или услуги
2. место и роль в системе рыночных отношений
3. цели организации
4. используемая технология
5. философия организации (базовые взгляды, ценности и мотивации)
6. внутренняя концепция (сильные стороны, степень конкурентоспособности и т.д.)
7. внешний образ, имидж организации
Носители интересов миссии (т.е. основные группы людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации):
1. собственники организации
2. сотрудники организации
3. потребители продукта организации
4. деловые партнеры организации
5. местное сообщество
6. общество вцелом
Факторы выработки миссии:
1. история фирмы
2. существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала
3. состояние среды обитания организации
4. ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей.
5. отличительные особенности, которыми обладает организация
8. Процесс планирования на предприятии. Принципы планирования.
Планирование - это одна из функций управленческой деятельности, который состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы для развития п/п и его подразделений.
Процесс планирования включает в себя определение:
1. конечных и промежуточных целей
2. задач, решение которых необходимы для достижения целей
3. средств и способов решения этих задач
4. треб ресурсов, их источников и способов распределения
Задачи планирования определяются каждым п/п самостоятельно в зависимости от его деятельности. Вцелом они сводятся к следующим:
1. планирование роста прибыли
2. планирование издержек и как следствие их уменьшение
3. увеличение доли рынка и доли продаж
4. улучшение социальной политики фирмы
Планирование деятельности в организации должно осущ-ся на основе следующих принципов:
I. Принцип единства планов. Предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер. Элементами планирования являются подразделения и отдельные части процесса планирования. Взаимосвязь подразделений осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне. Единое направление плановой деятельности, общность цели всех элементов экономической организации становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений.
Внутреннее планирование осуществляется на основе координации и интеграции плановой деятельности отдельных функциональных подразделений и выражается в том, что:
· нельзя эффективно планировать деятельность любого отдела организации, если такое планирование не связано с деятельностью отдельных единиц данного уровня.
· изменение в планах одного из подразделений д.б. отражены в планах других подразделений.
Интеграция плановой деятельности предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и част. планов подразделений, т.е. разнообразие подсистем планирования, но каждая подсистема действует исходя из общей стратегии, а каждый отдельный план является частью более высокого подразделения или организации вцелом.
II. Принцип участия. Означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемыми им функциями. Планирование, основанное на принципе участия, называется партисипативным.
III. Планирование – это непрерывный процесс:
a) процесс планирования на п/п должен осущ-ся постоянно в рамках установленного цикла.
б) разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.
IV. Принцип гибкости. Заключается в предании планам и процессу планирования способности менять направленность из-за непредвиденных обстоятельств. Для реализации этого принципа планы д.б. составлены так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями, поэтому планы обычно содержат резервы. («надбавки безопасности», «подушки»)
V. Принцип точности. Всякий план д.б. составлен с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над организацией неизвестностью. Планы д.б. конкретизированы в той степени, в какой позволяют внеш и внутр условия деятельности п/п.
Как показала практика, применение планирования создает следующий важные преимущества:
1. Делает возможной подготовку к использованию
2. проясняет возникающие проблемы
3. стимулирует менеджеров к реализации решений в дальнейшей работе
4. улучшает координацию действий в организации
5. создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджера
6. увеличивает возможности получения организацией необходимой информации
7. способствует более рациональному распределению ресурсов
8. улучшает контроль.
9. Типы планов и типы планирования на предприятии. Основные требования к планам.
Классификация типов планов:
I. В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирование в организации:
1. те, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка информации, т.е. детерминированные системы.
2. предполагают недостаток определенности во внешней среде и недостаток информации. Такие системы – вероятностные (стохастические).
Вероятностные:
· планирование, основанное на системе жестких обязательств. (н/р, планирование хозяйственных связей с хорошо знакомым проверенным партнером)
· планирование под личную ответственность
· планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам.
II. Типы планирования в зависимости от временной ориентации осн-щей планирования:
1. Реактивное (нацеленное только в прошлое). Представители данного типа планирования свои идеалы и способ существования находят в прошлом, они отрицают все достижения сегодняшнего дня и опираются на предшествующий опыт.
2. Инактивное (приспосабливающееся только к настоящему). При данном планировании не считается нужным возвращаться в прошлое и вместе с тем стремиться к движению вперед. Этот тип планирования воспринимает сущ-е условия как достаточно хорошее, т.к. равновесие в положении экономической организации достигается автоматически естественным путем.
3. Преактивное (предпочитающее смотреть только в будущее). Преактивисты стремятся ускорить изменения, побыстрее приблизить будущее, особенно важной считается возможность угадать вероятные направления изменений и оседлать их «первую волну».
4. Интерактивное (ориентированное на взаимодействие всех личных идей). Основана на принципе участия, максимально мобилизует творческие способности участников организации, предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников организаций. Цель – проектирование будущего.
III. В зависимости от того, какой горизонт (период времени охватывают планы):
1) Долгосрочное планирование (10-25 лет). Оно носит описательный характер и определяет общую стратегию компании. Вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегические цели п/п на перспективу. Организационная структура производственной мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и др.
2) Среднесрочное планирование (3-5 лет)
3) Краткосрочное планирование (1 год, полгода, месяц и т.д.) Планируется объем производства, планирование прибыли и т.д.
Типы планов:
1. Стратегический план – общий план, содержащий решение относительно размещения ресурсов, приоритетов и действий, необходимых для достижения стратегических целей организаций. Разрабатываются на высшем уровне предприятия, имеют длительный период планирования.
2. Тактический план – направлен на достижение тактических целей, разрабатывается для реализации определенных частей стратегического плана. В его подготовке участвуют менеджеры высшего и среднего уровня. Период планирования короче, план носит более конкретный характер.
3. Оперативный план – (оперативно-календарный план) – разрабатывается для достижения оперативных целей и направлен на реализацию тактических планов. Разрабатывается на среднем и низшем уровне управления, имеет короткий период планирования и узкую сферу деятельности.
Требования к планам:
· реальность
· внутренняя согласованность
· согласованность между временными рамками и степенью подробности плана.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|