Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные функции управления. Процесс управления.

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Понятие управления. Сущность и задачи управления. Принципы управления.

В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния т.о., чтобы достичь поставленной цели.

В узком смысле управление – это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работающих в процессе производства продукции, оказания услуг.

Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и огранич. ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства.

Задачи:

1) поддерживать нормальный ход производства, обеспечивая его цикличность и стабильность.

2) обеспечивать развитие производства через совершенствование продукции, внедрение новых технологий и т.д.

3) Суть управления заключается в следующем:

У=И+Р+В+К

И – это сбор, хранение, передача информации.

Р – разработка и принятие управленческих решений

В – выработка управленческих воздействий и выдача их объекту управления.

К – контроль исполнения принятых решений

Принципы управления:

1) Общие принципы управления:

а) принцип применяемости правил и приема действий менеджера в процессе управления для всех сотрудников организации.

б) принцип системности – состоящий в учете всех внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.

в) принцип многофункциональности – в соответствии с которым менеджмент охватывает различные аспекты деятельности предприятия: материальные ресурсы, производственные, финансовые.

г) принцип интеграции – учет и согласование различных способов, отношений, взглядов сотрудников и внеш. воздействий в единую систему менеджмента.

д) принцип ориентации на ценности, т.е. культивирование в организации как общечеловеческих ценностей, так и частных ценностей, связанных с ведением эффективного бизнеса.



2) К основным частным принципам относят:

а) принцип разумного сочетания, централизации и децентрализации в управлении, состоящей в оптимальном рассмотрении (делегировании) полномочий по уровням управления при принятии управленческих решений или умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении.

б) принцип научного подхода. предполагает выявление закономерностей и на основании этого составление обоснованных прогнозов функционирования п/п и эффективного управления на основе научных методов и глубокого изучения практического опыта.

в) принцип плановости. заключается в определении основных направлений и пропорций развития п/п, учете и увязки их при составлении планов разного уровня.

г) принцип регламентации деятельности всех членов коллектива – предполагает четкое распределение прав и обязанностей между ними, а также ответственности за выполнение возлагаемых задач.

д) принцип иерархичности и обратной связи, состоящий в создании многоступенчатой структуры управления, при которой нижние уровни управления подчиняются и контролируются менеджерами следующего более высокого уровня на основе отчетов о выполнении поступающих заданий (обратной связи)

е) принцип мотивации – заключается в создании в организации эффективной системы поощрений и наказаний стимулирующей ее эффективную деятельность всех членов коллектива.

ж) принцип устойчивости и гибкости системы управления – предполагает сохранение целесообразности п/п при любых внешний и внутренних воздействиях и при способ-ти в структуре управления ним.

з) принцип законности – соответствие системы менеджмента п/п и требований действующего законодательства.

Принципы управления – это основополагающие идеи, законности, правила и приемы поведения менеджеров при осуществлении управленческих функций.

 

Уровни и сферы управления.

Управленческие работы должны быть разделены:

1) Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер ( сфера управления) расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (например, начальник финансового отдела и т.д.) правовая

(обязательная

2) Вторая форма разделения управленческого труда носит вертикальный характер (уровни управления).

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на 3 категории:

а) на техническом уровне, в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказания услуг – руководители низшего звена управления.

б) лица как на управленческом уровне в основном заняты управлением и координацией внутри организации ни согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организаций - руководители среднего звена управления.

в) руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных планов), формулированием цели, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями организации и внешней средой, а также обществом, в котором сущ. и функционирует данная организация.

 

Рис. 1 – Зависимость значимости вида умений от уровня менеджмента.

менеджер высшего звена концептуал  
менеджер среднего звена концептуал * общественные
менеджер низшего звена концептуал * * Техническая
         

Концептуальные способности ( способность к ведению организации в будущем)

Общественные способности (способность к сотрудничеству с другими людьми)

Техническая способность (умение использовать знания, умения, навыки)

 

Рис. 2 – Спец-ка знаний менеджеров на различных уровнях управления

Широта знаний

 

 

руководство высшего звена
·   руководство среднего звена  
  руководство низшего звена  
       
глубина знаний

 

 

Основные функции управления. Процесс управления.

Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами с помощью соответствующей системы организации работ.

Общие функции управления:

1) планирование

2) организация и координация

3) мотивация и руководство

4) контроль и регулирование

Взаимосвязь функции управления:

организация и координация
планирование

контроль и регулирование
мотивация и руководство

 

 


· Планирование – это вид управленческой деятельности, направленный на постановку цели развития объекта и разработку программы ее достижения.

· Организация – вид управ. деятельности, направленный на обеспечение достижения целей. Это процесс создания структуры организации, дающий возможность людям эффективно работать вместе и обеспечивать их работу всем необходимым (материалами, помещениям, оборудованием, денежными средствами и т.д.)

· Координация – вид упр. деятельности, обеспечивающий согласованное взаимодействие всех управленческих действий и функций, бесперебойность и непрерывность процесса управления.

· Мотивация – это вид упр. деятельности, целью которой является оптимизация деятельности отдельного человека или группы людей, направленной на достижение цели организации.

· Руководство – это вид упр. деятельности, который представляет собой определение общего замысла управления и обеспечения необходимой направленности развития организации.

· Контроль – это вид упр. деятельности, задачей которого является учет результатов работы организации, их количественная и качественная оценка.

· Регулирование – это вид упр. деятельности, посредством которого осуществляется удержание характеристик системы на определенной траектории: регулирование направлено на предотвращение или направление сбоев в процессе функционирования организации по отношению к цели.

В последнее время добавилось еще 2 функции управления:

1) Маркетинг – широкий комплекс мероприятий, увязывающих деятельность организаций с предпочтением потребителей и признанных обеспечивать наличие нужных продуктов в нужном месте в нужное время.

2) Инновации – включает в себя проведение научно-технических исследований и разработку новых товаров и услуг, а также осуществление каких-либо изменений в стиле работы п/п.

Процесс управления – это совокупность отдельных видов деятельности (совокупность всех вышеперечисленных функций управления), направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения ставших перед ней целей.

Управленческий процесс объединяет в себе такие моменты как управленческий труд, его предмет и средства и реализуется в определенном продукте.

Предметом и продуктом труда в управлении является информация.

Средствами управленческого труда является все то, что способствует осуществлению операций с информацией (ручка, бумага, факс)

Процесс управления можно разделить на несколько этапов:

1) сбор и обработка информации

2) анализ, систематизация, синтез

3) постановка на этой основе целей. Выбор метода управления, прогноз.

4) внедрение выбранного метода управления

5) оценка эффективности выбранного метода управления (обратная связь)

 

4. Сущность организации как объекта управления. Цели и задачи организации. Этапы жизненного цикла организации.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей организации (п/п).

Цель – это желаемый результат или желаемое конечное состояние организации.

Задача – это работа или ее часть, которая должна быть выполнена способом и в сроки, определенные в плане.

Существует 4 сферы, в которых организации устанавливают свои цели:

1) доходы организации

2) работа с клиентами

3) потребности и благосостояние сотрудников.

4) социальная ответственность.

Иерархия целей – это декомпозиция целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей организации обусловлена тем, что:

1) цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения.

2) цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Требования к целям:

1) д.б. достижимыми

2) д.б. гибкими

3) д.б. измеримыми

4) д.б. конкретными

5) д.б. совместимыми

6) д.б. приемлемыми

Правильно организованный процесс становления целей предполагает прохождение 4 фаз:

1. выявление и анализ тех трендов, которые наблюдается в окружении.

2. установление целей для организации в целом

3. построение иерархии целей

4. установление индивидуальных целей

Этапы жизненного цикла организации.

Вся деятельность организации проходит следующие виды циклов.

фазы жизненного цикла организации цель (главная) руководство основная задача организация труда
1. рождение выживание одним лицом выход на рынок максимальное увеличение прибыли
2. детство и юность кратковременная прибыль и ускоренный рост жесткое укрепление и завоевание своей части рынка планирование прибыли, увеличение з/п
3. зрелость систематический сбалансированный рост и формирование имиджа делегирование полномочий децентрализация рост по разным направлениям завоевание рынка разделение и кооперация, индивидуальный результат
4. старение сохранение достигнутых результатов координация действий стабильность свободный режим участия в прибылях
5. возрождение оживление по всем до-м коллективизм омолаживание научная, коллективный результат

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.