Сделай Сам Свою Работу на 5

Учет в процессе спортивной тренировки





 

Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и исполь­зования средств, методов и форм осуществления процесса спортив­ной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различ­ных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д. Ана­лиз данных учета дает возможность не только контролировать, но и, активно вмешиваясь в учебно-тренировочный процесс, совершен­ствовать его. Учету подлежат все стороны тренировочного процесса.

Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

Этапный учетосуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором — заключительным (итоговым).

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами пред­варительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тре­нировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.



Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдель­ных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин трени­ровочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоро­вья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную инфор­мацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, со­держании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления трениро­вочным процессом в ходе одного занятия.

Основными документами учета в спортивной школе являются жур­нал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсме­нов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, лич­ные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.



Журнал учета занятий — один из главных документов учета. Для всех отделений спортивных школ он должен иметь единую форму. Каждый учащийся спортивной школы обязан вести дневник тренировки, в котором фиксируются дата, время и продолжи­тельность занятия; его содержание, дозировка тренировочной на­грузки; спортивные результаты, показанные на соревнованиях. В днев­нике записывается, как соблюдаются режим, восстановительные мероприятия. В дневник вносятся результаты выполнения контрольных испытаний (тестов). Данные врачебного контроля позволяют судить о динамике тренированности и оценивать, как воздействует приме­няемая система тренировки на здоровье спортсменов.

В дневнике спортсмена рекомендуется включить следующие разделы: индивидуальный план тренировки, содержание учебно-трениро­вочного процесса, результаты участия в соревнованиях, результа­ты контрольных испытаний, данные врачебных обследований, данные самонаблюдений, отчет о тренировке за определенный период времени.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение и раскройте понятие «комплексный контроль».

2. Что входит в содержание контроля за соревновательными и тренировочными воздействиями?

3. Что входит в содержание контроля за состоянием подготовленности спортсмена?

4. Какие факторы внешней среды следует учитывать в тренировочном процессе?

5. Какое значение имеет система учета в процессе спортивной тренировки? Раскройте содержание этапного, текущего и оперативного учета.



 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник для студ. высш. учеб. заведений.- М.- Физическая культура, 2005.

2. Теория и методика спорта: Учеб.пособие для училищ олимпийского резерва / Под ред. Ф.П.Суслова, Ж.К.Холодова. – М.: 1997

3. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. Ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007.

4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.- Издательский центр «Академия», 2001.

Дополнительная литература:

5. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

6. Архипова И.Л. Физкультурно-оздоровительные технологии: Учеб. Пособие. Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2004.

7. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978.

8. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физичес­кой культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.; ЛГОУ, 1999.

9. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000.

10. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: Медицина, 1991.

11. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1968.

12. Благуш П.К. О теории тестирования двигательных способностей. — М.: Физкультура и спорт, 1982.

13. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физкультура и спорт, 1986.

14. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способ­ностей человека. - М.: ФиС, 1987.

15. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для ин­ститутов физ. культ. / Под ред. Л.П. Матвеева. — М.: Физкультура и спорт, 1983.

16. Верхошанский Ю.Ф. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988.

17. Верхошанский Ю.Ф. Программирование и организация трениро­вочного процесса. — М.: Физкультура и спорт, 1985.

18. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. — Кишинев: Штининца, 1989.

19. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации про­цесса обучения в высшей школе. — М.: Физкультура и спорт, 1992.

20. Вилькин А.Р., Каневец Т.М. Организация работы по массовой фи­зической культуре и спорту: Учебное пособие. — М.: Физкультура и спорт, 1985.

21. Гандельсман А.Б., Смирнов Д.М. Физическое воспитание детей школь­ного возраста. — М.: Просвещение, 1986.

22. Гелецкий В.М. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта. – Краснояр. гос. ун–т. – Красноярск, 2004

23. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагру­зок. — М.: Физкультура и спорт, 1980.

24. Донской А.А. Законы движений в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1968.

25. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спорт­сменов. — М.: Физкультура и спорт, 1970.

26. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для педагогических вузов. - М.: Академия, 2001.

27. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. — М.: Физ­культура и спорт, 1979.

28. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — Изд. 2-е. — М.: Физкультура и спорт, 1970.

29. Иванков Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта. – М.: «ИНСАН», 2005.

30. Курпан Ю.И., Таламбум Е.А. Физкультура, формирующая осан­ку. — М.: Физкультура и спорт, 1990.

31. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, сознание. — М.: Мысль, 1980.

32. Лесгафт П.Ф. Избранные труды./Сост. И.Н. Решетень – М.: Физкультура и спорт, 1987.

33. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / ГЦИФК. - М.. 1992.

34. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

35. Лях В.М. Координационные способности школьников. – Минск, Полымя, 1989.

36. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.

37. Менхин Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – М.: СортАкдемПресс, Физкультура и спорт, 2006.

38. Настольная книга учителя физической культуры / Под общ.ред. проф. Л.Б. Кофмана. - М.: ФиС, 1998.

39. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. – Москва, «Лист», 1997.

40. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. — М.: Физкульту­ра и спорт, 1986.

41. Основы управления подготовкой юных спортсменов. / Под ред. М.Я. Набатниковой. — М.: Физкультура и спорт, 1982.

42. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986.

43. Программа по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений (последнее издание).

44. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подго­товка студентов технических вузов: Учебное пособие для вузов. — М.: Выс­шая школа, 1985.

45. Сидоров Л.К. Реализация потребности в движении детей и школьников в системе непрерывного физкультурного образования: концепции, условия, структура: Монография. – Красноярск: РИО КГПУ, 2001.

46. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. — М.: Физкуль­тура и спорт, 1976. — Ч. 1, 2.

47. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студен­тов фак. физ. культ, пед. ин-тов. / Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990.

48. Теория и методика физической культуры / Под ред. В.М. Шияна. — М.: Просвещение, 1988.

49. Теория спорта: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.Н. Платонова. — Киев: Вища школа, 1987.

50. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспита­ния. — М.: Физкультура и спорт, 1978.

51. Уроки физической культуры в IV-VI классах / Под ред. Г. П. Богданова. — М.: Просвещение, 1984.

52. Уроки физической культуры в VII-VIII классах средней школы/ Под ред. Г.П. Богданова — М.: Просвещение, 1986.

53. Уроки физической культуры и 1Х-Х классах средней школы/ Под ред. Г.П. Богданова— М.: Просвещение, 1987.

54. Фарфель В. В. Управление движениями в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1975.

55. Филин В.Н. Теория и методика юношеского спорта: Учебное посо­бие. — М.: Физкультура и спорт, 1987.

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Абсолютная сила –это максимально возможная сила, проявляе­мая человеком в каком-либо движении.

Адаптивная физическая культура – часть физической культуры: различные формы физической культуры, адаптированные к функциональному состоянию органов, систем и опорно-двигательного аппарата инвалидов, используемых с целью повышения дееспособности, подготовки к труду и со спортивной направленностью.

Активная гибкость проявляется за счет собственных мышечных усилий человека (наклон вперед, назад, мах ногой и др.).

Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность обучаемого является главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процессу. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество.

Взрывная сила – это способность про­являть большую силу в минимальное время.

Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержатель­ные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что по­лучено самим автором.

Выносливость –это способность организма человека преодолевать наступающее утомление.

Гибкость –это комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обусловливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.

Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы:

1. Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общест­венной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физиче­скими упражнениями.

2. Средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воз­духа, достаточная освещенность, искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое об­лучение и т. п.).

Гипотеза – научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения.

Двигательная (моторная) плотность урока— это отношение времени, исполь­зованного непосредственно на двигательную деятельность учащих­ся, к общей продолжительности урока.

Двигательная активность – сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Различают привычную и специально организованную двигательную активность.

Двигательное действие – это определенная система движений направленных на решение конкретной двигательной задачи.

Двигательное умение – это такая степень владения двигательным действием, при котором управление движениями происходит при активной роли мышления.

Двигательные способности —это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида двигательной деятельности и обеспечивающих эффективность ее вы­полнения.

Двигательный навык – это такая степень владения двигательным действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания).

Движение как моторная функция организма есть изменение положения тела или его частей по отношению к внешним предметам или друг к другу.

Детали техники– это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основу.

Классификация физических упражнений — это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком.

Динамическая гибкость проявляется в упражнениях динамического характера типа сгиба­ний – разгибаний.

Компетенция – единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью.

Компетентность – совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Комплексный контроль – это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, пси­хологические, биологические, социометрические, спортивно-ме­дицинские и другие методы и тесты).

Координационные способности –это совокупность двигатель­ных способностей, определяющих быстроту освоения новых дви­жений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.

Лечебная физическая культура (двигательная реабилитация) –часть физической культуры: использо­вание физических упражнений в ка­честве средств лечения и восстанов­ления функций организма, нарушен­ных в результате заболеваний, травм, переутомления и др. причин.

Макроцикл— это большой тренировочный цикл типа полуго­дичного (в отдельных случаях 3—4 месяца), годичного, многолет­него (например, четырехгодичного), связанный с развитием, ста­билизацией и временной утратой спортивной формы и включаю­щий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

Мезоцикл— это средний тренировочный цикл продолжитель­ностью от 2 до 6 недель, включающий относительно закончен­ный ряд микроциклов.

Метод исследования – это способ получения сбора, обработки или анализа данных

Метод формирования физической культуры личности это способ вы­полнения или применения конкретного упражнения или других средств, обеспечивающих решения педагогической задачи.

Методика – это определенная система методов, методических приемов, средств и форм организаций занятий, созданная для решения педагогической задачи.

Методика исследования – это своеобразная программа исследования в целом, результат всесторонней предварительной разработки той или иной темы изучения, проблемы.

Методический прием это способ реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Микроцикл— это малый цикл тренировки, чаще всего с не­дельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Неурочные формы характеризуются относительно ограни­ченным содержанием и упрощенной структурой, но требуют проявления личной инициативы и самостоятельности. Широко распространенными являются: ут­ренняя гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультурные паузы и минутки, развлечения, игры, туристские походы, соревнования и др. Эти занятия могут быть эпизодическими (например, походы, спортивные раз­влечения, соревнования) и систематическими (утренняя и вводная гимнас­тика, физкультурные минутки и паузы, прогулки и др.).

Нравственное воспитаниепредставляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.

Общая выносливость– это способность организма человека преодолевать наступающее утомление при выполнении продолжи­тельной физической работы умеренной интенсивности с функцио­нированием большей части мышечного аппарата (например, ходьба на лыжах, плавание, гребля).

Общая плотность урока –это отношение педагогически оп­равданных (рациональных) затрат времени к общей продолжи­тельности урока.

Общая тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта.

Общая физическая подготовка– это педагогический процесс, направ­ленный на разностороннее развитие двигательных способностей, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в про­цессе мышечной деятельности.

Объект исследования – это процесс или явление, которые избранны для изучения, содержат проблемную ситуацию и служат источником необходимой для исследователя информации.

Оперативное (краткосрочное) планирование осуществляется на ближайшее вре­мя (микроциклы и отдельные занятия).

Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоя­нием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению оче­редной попытки, очередного упражнения, к проведению схват­ки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спорт­смена на тренировочные или соревновательные нагрузки, каче­ство исполнения технических приемов и комбинации в целом.

Основа техники– это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Основное (ведущее) звено техники – это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Относительная сила –представляет собой отношение абсолютной силы в каком-то движении к собственному весу человека.

Пассивная гибкость реализуется в результате взаимодействия мышечных усилий и внешних сил. Например, партнер помогает своему товарищу отвести руки до упора назад.

Педагогический контроль– это система мероприятий, обеспе­чивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Перспективное планирование – это планирование на длитель­ный срок, обычно на несколь­ко лет. В образовательных учреждениях на год.

План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения.

Планирование физического воспитания –это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контин­гентом занимающихся.

Подготовленность — это комплексный результат физичес­кой подготовки (степень развития двигательных способностей); техни­ческой подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактичес­кого мышления); психической подготовки (уровня совершенство­вания моральных и волевых качеств). Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видов подготовки (физическая, техническая и психическая подготов­ленность).

Понятие– это форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства и признаки определенного объекта (явления).

Предмет исследования включает связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.