Бюджетный процесс, его сущность, задачи, основные участники и этапы
Бюджетный процесс – это регламентированная законодатель-ством деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Таким образом, последовательными этапами бюджетного процесса являются:
1. Составление проектов бюджетов на очередной финансовый год. Данный этап осуществляется с целью определения объемов денежных средств, необходимых для выполнения органами власти и управления соответствующих функций.
2. Рассмотрение проектов бюджетов. Проекты республиканского и консолидированного, а также местных бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и предложения по сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Правительства Респуб-лики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.
3. Утверждение бюджетов. Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:
• дефицит бюджета, предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и города Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;
• распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска;
• доходы республиканского бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, видам и разделам классификации доходов;
• расходы республиканского бюджета в общей сумме, по разделам, подразделам и видам функциональной классификации расходов и по ведомственной классификации расходов в разрезе функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам;
• перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета в планируемом финансовом (бюд-жетном) году;
• объем ассигнований на государственные капитальные вложе-ния в отраслевом разрезе, финансирование которых в планируемом финансовом (бюджетном) году предусмотрено из средств республиканского бюджета;
• перечень защищенных статей;
• размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету.
В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной бюджетный год устанавливаются также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь и другие показатели.
Закон о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих местных бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового года. При этом утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.
4. Исполнение бюджетов, включающее получение утвержденных доходов, осуществление бюджетного финансирования в соответствии с выделенными ассигнованиями и контроль за их использованием. Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Беларусь, а местных – местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с бюджетной росписью, под которой понимается документ, конкретизирующий бюджетные поступления и назначения в течение года и на более короткий период,
5. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утвер-ждение. Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент Республики Беларусь отчет об исполнении республиканского бюджета, который представляется на рассмотрение Парламента Республики Беларусь не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчет об исполнении республиканского бюджета
утверждается законом Республики Беларусь. Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый год рассматривается Парламентом Республики Беларусь до рассмотрения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов, которые производят их рассмотрение и утверждение.
Отчет об исполнении местного бюджета за предшествующий финансовый год утверждается одновременно с проектом местного бюджета на очередной финансовый год.
12 Государственный долг: содержание и основные формы. Способы управления государственным долгом.
Государственным долг – это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед юридическими и физическими лицами-резидентами, международными организациями, иностранными государствами и другими субъектами международного права.
Государственный долг включает понятия «капитальный долг» и «текущий долг». Капитальный государственный долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых на-ступил.
В Республике Беларусь государственный долг делится на внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь – это общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Законом о бюджете страны на очередной финансовый год устанавливается определенный лимит (предельный размер) прироста внутреннего государственного долга, в процентах к ВВП. По данным Министерства финансов Республики Беларусь внутренний государственный долгов последние годы составляет примерно 4–6%.
Внешний государственный долг РБ – это общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени. Для того, чтобы внешний государственный долг не повышался, ежегодно в законе о бюджете на очередной финансовый год устанавливается предельный размер внешнего долга. Внешний государственный долг Республики Беларусь составляет около 1 млрд долл. США. При этом основными кредиторами нашей страны являются Россия, США, Германия, Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.
Значимость государственного долга для страны предопределяет необходимость управления им, под которым понимаются мероприятия по выпуску, размещению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. При этом под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государ-ственным займам. Под погашением – уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.
Управление государственным долгом Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, осуществляется Правительством Республики Беларусь, которое в процессе управления использует различные методы регулирования государственного долга:
• аннулирование государственного долга – мера, при которой государство полностью отказывается по обязательствам внутренним, внешним или и тем и другим по выпущенным займам;
• рефинансирование – погашение старых государственных займов путем выпуска новых;
• новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством;
• унификация – объединение нескольких займов в один, когда несколько старых облигаций обмениваются на одну новую;
• конверсия – изменение доходности займов;
• консолидация – увеличение сроков действия уже выпущенных займов;
• отсрочка – в отличие от консолидации не только увеличиваются сроки, но и прекращается выплата дохода по облигациям.
Конверсия, консолидация и унификация осуществляются только
в отношении внутренних государственных займов.
В целом управление государственным долгом является важнейшим инструментом воздействия на социально-экономическое развитие того или иного государства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|