Анализ финансового положения предприятия
Основные задачи этого анализа:
• определение меры влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты деятельности предприятия;
• оценка финансового положения предприятия и факторов его изменения;
• оценка работы предприятия и его структурных подразделений по выполнению показателей финансового плана;
• анализ соблюдения финансовой, расчетной и кредитной дисциплины;
• выявление резервов повышения рентабельности и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
В процессе финансового анализа исследуются:
• наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения;
• наличие, состав и структура источников средств предприятия, причины и последствия их изменения;
• состояние, структура и динамика изменения долгосрочных активов;
• дебиторская задолженность;
• эффективность использования средств.
75.Планирование доходов и поступлений средств
Осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период.
Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:
• прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;
• амортизационные отчисления;
• финансовые ресурсы, мобилизуемые в процессе строительства (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом), а также мероприятия по снижению себестоимости этих работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве;
• устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия);
• средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;
• паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;
• долгосрочные банковские кредиты;
• займы;
• пожертвования и благотворительные взносы;
• поступления от долевого участия в строительстве.
Планирование расходов и отчислений
Расходы и отчисления предприятия в плановом году составляют второй раздел финансового плана.
В расходной части финансового плана предусматриваются следующие статьи расходов:
• отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели;
• прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;
• амортизация, имеющаяся в распоряжении предприятия;
• прочие расходы;
• итого расходов и отчислений;
• превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (-).
Конкретные направления и пропорции использования финансовых ресурсов предприятие определяет самостоятельно в рамках стратегического планирования. Законодательство регламентирует только ту часть прибыли, которая должна направляться в государственный бюджет в виде налогов и платежей.
Для эффективного функционирования на принципах коммерческого расчета, проведения сбалансированной стратегии и тактики в условиях рыночной экономики предприятие должно иметь три фонда:
• фонд накопления;
• фонд потребления;
• резервный (страховой) фонд.
Предназначение фонда накопления:
• финансирование капитальных вложений; прироста собственных оборотных средств; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
• уплата процентов по долгосрочным кредитам.
Фонд потребления предусматривает покрытие следующих расходов:
• вознаграждение трудового коллектива по итогам работы за год;
• оказание единовременной помощи членам трудового коллектива;
• премирование работников за выполнение особо важных производственных заданий;
• культурно-бытовое обслуживание работников предприятия;
• строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских и спортивно-культурных учреждений;
77. Проверка финансового плана
Назначение данной процедуры состоит в том, чтобы по каждой статье затрат определить источники финансирования и распределить доходы по направлениям. Баланс доходов и расходов предприятия осуществляется по принципу: на покрытие расходов направляются в первую очередь собственные доходы. При этом учитывается целевое использование доходов и очередность их направления по статьям затрат. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами.
После этого отдельные статьи доходов и расходов сопоставляются и балансируются. Суть баланса состоит в обеспечении равенства итогов по каждой статье затрат сумме источников ее финансирования, в свою очередь итог по каждой статье доходов должен быть равен сумме затрат средств. В конечном счете общая сумма источников финансирования средств должна быть равна итогу затрат предприятия в планируемом периоде.
При достижении баланса доходов и расходов переходят к подсчету итоговых показателей и четырех следующих проверочных показателей превышения:
• доходов над расходами;
• расходов над доходами;
• платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета;
• ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.
Критерием правильности финансового плана является соблюдение следующих соотношений: величина превышения доходов над расходами должна равняться сумме превышения платежа в бюджет.
78. Достижение основной цели деятельности предприятия – удовлетворение потребностей общества в определенных видах продукции и услуг и получение необходимой для его развития прибыли, возможно, только на основе планирования, направленного на обеспечение комплексности, сбалансированности и взаимосвязи всех его элементов. На основе планов определяются пути повышения технического уровня и качества продукции и услуг, повышения технического и организационного уровня производства.
Цель планирования на предприятии – разработка и построение системы планов, направленных на удовлетворение спроса потребителей и получение достаточной и стабильной прибыли от результатов его хозяйственной деятельности в течение длительного времени.
Задачи системы планирования:
планово-расчетные: расчеты потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, расчеты производственных мощностей предприятия и его структурных подразделений.
информационно-справочные: формирование необходимой справочной и нормативной информации, плановой документации, их накопление и хранение.
функциональные: подготовка и разработка плановых документов, решение кадровых вопросов, обработка данных, оптимизация плановых решений.
Содержание планирования определяется возможным объемом продажи изготавливаемой предприятием продукции и выполняемых услуг. Поэтому планирование и прогнозирование деятельности предприятия ведется на основе маркетинговых исследований рынка сбыта, рынков сырья, материалов и комплектующих изделий. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции, в том числе, и с государственными органами.
Планирование – это сложный многостадийный процесс, основанный на определенной методологии, т.е. системе требований, принципов и методов. При разработке планов выделяют стадии планирования:
Прогнозирование – это долгосрочное стратегическое планирование, на стадии которого в соответствии с миссией и главной целью предприятия устанавливаются стратегические цели и задачи по функциональным направлениям деятельности предприятия, определяются альтернативные варианты его экономического и соц. развития на 5-10 лет. Миссия отражает стратегию и тактику деятельности предприятия, содержит определение общей цели деятельности предприятия, оценку роли и значимости продукции (или услуг) предприятия для потребителей в настоящее время и в перспективе.
Перспективное, т.е. среднесрочное стратегическое планирование, – разрабатываются направления технического, организационного, экономического и социального развития предприятия и устанавливаются основные технико-экономические показатели на период от 2 до 5 лет.
Текущее планирование, – выполняются плановые расчеты и устанавливаются технико-экономические показатели, на основе которых разрабатываются планы производственно-хозяйственной, социальной и финансовой деятельности предприятия на предстоящий год; разрабатывается система норм и нормативов, ведется расчет и устанавливаются плановые технико-экономические показатели.
Оперативное планирование разрабатываются производственные программы предприятию и его подразделениям на более короткие периоды времени (квартал, месяц, сутки, смену).
79. Бизнес планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством на предприятии. Бизнес планирование - это построение плана, способа будущих действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели. При переходе России к рыночным отношениям от планирования практически отказались, считая, что рынок расставит все по своим местам. На сегодняшний день бизнес планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с бизнес планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка бизнес планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий. На уровне хозяйствующего субъекта осуществляется как стратегическое (долгосрочное) бизнес планирование, так и текущее технико-экономическое планирование, а также оперативно-производственное планирование как детализация разработок текущих планов предприятия в целом, его крупных цехов и малых производственных подразделений вплоть до рабочего места. В текущих технико-экономических планах (годовых, квартальных, месячных) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным планом. Текущие технико-экономические планы (производственные бизнес-планы) включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей, обеспеченности промышленно-производственным персоналом. В них также содержится расчеты затрат на производство, расчеты прибыли, рентабельности, расходы на реконструкцию производственно-технической базы предприятия. План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям. Таким образом, бизнес планирование - это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей. Планировать свое предпринимательство необходимо. Часто бывает, что технологически предпринимательство просчитывается безупречно, однако экономические расчеты не выполняются, что и приводит к неудачам в предпринимательстве. Необходимо заранее составить план экономической деятельности предприятия. Важно экономически грамотно разработать план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства. Непродуманная политика закупок ведет к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств. Неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству хозяйствующего субъекта.
80. Под системой оперативно-производственного планирования понимается методика и техника плановой работы, определяемые степенью ее централизации, выбранной планово-учетной единицей, дифференциацией плановых периодов, составом и точностью календарно-плановых нормативов, а также видом, порядком оформления и движения плановой и учетной документации. При выборе системы оперативно-производственного планирования учитывают следующие основные факторы: тип производства; техническую характеристику выпускаемой продукции; объем и устойчивость выпуска изделий; производственную структуру предприятия и цехов, их размеры. Из всех факторов определяющим является тип производства.
На практике наиболее часто встречаемыми системами оперативно-производственного планирования являются: позаказная, по комплектовочным номерам, по заделам, по ритму выпуска , по графику движения деталей; непрерывного производственного планирования.
Позаказная система оперативно-производственного планирования используется в единичном и мелкосерийном производстве. Планово-учетной единицей является заказ на изготовление одного или нескольких изделий. Основные календарно-плановые нормативы — длительность производственного цикла по всем операциям, технологическим переделам и общая на весь заказ; сроки опережения по частным циклам по отношению к общей (главной) сборке; время межоперационных и межсмежных ожиданий; размеры заделов. Недостаток позаказной системы: создаются большие заделы на технологических переделах и велико пролеживание ведущих деталей и узлов в ожидании общей сборки; не всегда удается обеспечить равномерную загрузку оборудования. Комплектные системы используются в средне- и крупносерийном производствах. Система подетального планирования используется на предприятиях крупносерийного и массового производства. Правильный выбор той или иной системы является фактором успеха предприятия в производственно-хозяйственной деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|