Сделай Сам Свою Работу на 5

Права человека как морально-правовое явление. Особенности и черты прав человека.





Право и мораль: сравнительный анализ основных форм социальной регуляции.

Мора́ль— принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений

Право — система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.

 

Право в данном случае в самом общем виде понимается как система общеобязательных, формально-определенных норм, которые издаются или санкционируются государством и охраняются возможностью государственного принуждения. Что же касается морали, то в настоящем исследовании мораль понимается как форма общественного сознания, которая является одним из типов социальной регуляции, направленной на согласование личных и общественных интересов.

Сходство: Таким образом, мораль в ее истинных проявлениях, таких как бескорыстное стремление к добру, благу других, как правило, в большинстве случаев не вступает в противоречие с требованиями правовых норм. Напротив, в этих случаях единство права и морали выражается в наиболее эффективной форме их взаимодействия, когда правовые и моральные требования взаимно поддерживают друг друга, оптимизируя свой регулирующий потенциал. Конечно, говорить о том, что все или хотя бы большинство правовых норм соответствует нормам морали, пока не приходится.



С другой стороны, антиморальные мотивы, такие как эгоизм, ненависть, стремление к личному благу любой ценой, вступая во взаимодействие с правовыми нормами приводят к злоупотреблению правом, под которым понимается использование предоставляемых правом средств для причинения вреда другим лицам.

Однако в механизме взаимодействия права и морали присутствуют и элементы, способные противостоять антиморальным мотивам человеческого поведения. Речь идет о таких проявлениях морального закона, как стыд и жалость. Стыд предполагает бессознательное ощущение различия между высшей и низшей природой индивида, причем под высшей природой, по всей вероятности, следует понимать потенциальную способность человека быть носителем общечеловеческих нравственных идеалов и принципов, которые и содержатся в морали. В жалости проявляется единство людей, сострадание между ними, преодоление разобщенности между людьми. Кроме того, самое непосредственное выражение моральный закон находит в голосе совести, которая также является элементом механизма взаимодействия права и морали. Совесть -сложное психологическое образование, являющееся морально-оценочным знанием человека о самом себе. Таким образом, стыд, жалость, совесть играют в механизме взаимодействия права и морали роль противовеса антиморальным мотивам человеческих поступков при выборе варианта поведения.



Однако отрицание права, пусть даже и несправедливого, ведет и к отрицанию морали, поскольку и право и мораль выполняют одну и ту же социальную функцию — регулирование общественных отношений. И право, и мораль, будучи социальными нормами, изначально направлены на достижение гармонии между личными и общественными интересами. Поэтому их противопоставление содержит в себе глубокое противоречие, поскольку и право, и мораль отражают один и тот же закон необходимости согласования личного и общественного. По сути, право и мораль - это две ипостасти одной и той же регулятивной системы. «За отказ от права приходится рано или поздно платить не только крахом демократии, но также и моральной деградацией и духовным обнищанием».

Регуляторы общественных отношений

Критерии Право Мораль
Способ формирования специально закрепляется государством (правотворчество) возникает спонтанно в процессе общения людей
Форма существования специально закрепляется государством (правотворчество) в сознании людей
Способ обеспечения меры государственного принуждения (юридическая ответственность) общественное осуждение (порицание)
Характер воздействия регулирует взаимоотношения субъектов с точки зрения их прав и обязанностей через сознание
Обязательность реализации общеобязательно обязательны для членов соответствующих социальных групп

 



 

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation — переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

 

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.

 

Формальный социальный контроль, основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

 

Неформальный социальный контроль, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

 

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

 

Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

 

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

Права человека как морально-правовое явление. Особенности и черты прав человека.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.