Сделай Сам Свою Работу на 5

Здравоохранение социальный врач нормативный






Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Оно выполняет две основные функции - экономическую и социальную. Экономическая функция состоит в восстановлении трудоспособности работников. Социальная функция заключается в формировании здоровья человека, увеличении продолжительности его жизни. Развитие здравоохранения ориентировано на обеспечение надлежащего состояния окружающей среды, создание благоприятных условий труда, быта и отдыха, современное оказание полноценной медицинской помощи больным, предупреждение возникновения болезней и распространение их среди населения.

Вместе с тем неизмеримо велика роль отрасли в сохранении здоровья нации - этого особого богатства страны и фундамента её дальнейшего развития. Уровень развития здравоохранения отражается на социальном и экономическом благосостоянии населения, результатах производственной деятельности, демографических процессах и качестве народонаселения .

Здравоохранение является основным предметом изучения социальной политики РБ. Социальная политика - это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.



К основным функциям социальной политики относят:

1. стабилизация, т.е. приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;

2. поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;

3. гарантирующая, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятельности;

4. защитная, т.е. означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.

Социальная политика строится на основе определённых принципов, главные из которых:

1. социальное равенство членов данного общества, означающее равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и др.;

2. социальная солидарность, понимаемая как общая, объединенная поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;



3. социальная справедливость, имеющая исторически обусловленные особенности, но в целом означающая определенную социально-экономическую симметричность и эквивалентность в жизни общества и его социальных групп. Это проявляется в соответствии прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п. Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Ее структуру можно представить в виде единства пяти основных звеньев. Это:

1. политика обеспечения занятости;

2. политика регулирования доходов населения;

3. политика социальных гарантий;

4. политика социальной защиты;

5. политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

Общей целью здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения (снижение общей смертности, заболеваемости, инвалидности, уровня младенческой и материнской смертности), что способствует увеличению средней продолжительности жизни населения и, в конечном итоге, улучшению медико-демографической ситуации в стране.

При разработке государственных программ для улучшения доступности и качества медицинской помощи в качестве приоритетных направлений развития национальной системы здравоохранения определены:

* преодоление различий в обеспечении медицинской помощью городского и сельского населения;

* повышение доли финансирования первичной медико-санитарной помощи населению;



* развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи;

* внедрение современных технологий управления здоровьем женщин и детей;

* развитие профилактических и реабилитационных технологий и формирование у населения навыков здорового образа жизни;

* совершенствование медицинской науки и медицинского образования.

Задачами здравоохранения являются:

1. Предоставление населению медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения;

2. Проведение государственной политики в области охраны здоровья населения;

3. Формирование здорового образа жизни населения;

4. Обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения;

5. Организация научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику.

Здравоохранение в нашей республике представлено Министерством здравоохранения. В систему Минздрава входят структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющие государственно-властные полномочия в области здравоохранения, и государственные организации, подчиненные Минздраву (см. Приложение 2 и 4).

Минздрав в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1. Изучает состояние здоровья населения, разрабатывает и совместно с республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом проводит мероприятия по предотвращению заболеваний, снижению заболеваемости, инвалидности и смертности, увеличению продолжительности жизни населения;

2. Принимает необходимые меры по совершенствованию качества оказания медицинской помощи, а также повышению ее эффективности;

3. Осуществляет методологическое руководство, координирует и контролирует деятельность в области здравоохранения других республиканских органов государственного управления, имеющих ведомственную систему здравоохранения, структурных подразделений облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в области здравоохранения;

4. Направляет граждан Республики Беларусь на консультацию и лечение за пределы Республики Беларусь;

5. Принимает необходимые меры по: организации и развитию медицинской экспертизы и медицинской реабилитации; охране здоровья матери и ребенка; охране репродуктивного здоровья населения;

6. Разрабатывает государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения и осуществляет контроль за их выполнением;

7. Организует и контролирует обеспечение населения и организаций здравоохранения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, запасными частями к ним;

8. Осуществляет государственную регистрацию лекарственных средств, фармацевтических субстанций и ведение Государственного реестра лекарственных средств Республики Беларусь;

9. Осуществляет государственный контроль за качеством лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

10. Осуществляет государственный надзор за соблюдением условий промышленного производства, аптечного изготовления, реализации, хранения, транспортировки и медицинского применения в организациях здравоохранения лекарственных средств;

11. Осуществляет сертификацию фармацевтических предприятий на соответствие требованиям надлежащей производственной практики;

12. Принимает решение об изъятии из обращения некачественных и фальсифицированных лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; осуществляет контроль за побочными реакциями на лекарственные средства;

13. Осуществляет государственную регистрацию изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также ведение Государственного реестра изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь;

14. Организует и контролирует техническое обслуживание и ремонт медицинской техники;

15. Осуществляет в установленном порядке выдачу специальных разрешений (лицензий) на медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, формирует и ведет реестры выданных специальных разрешений (лицензий);

16. Осуществляет контроль в пределах своей компетенции за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих выданные Минздравом специальные разрешения (лицензии) на медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

17. организует и осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

18. Разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь;

19. Обеспечивает в соответствии с законодательством организацию и проведение государственного санитарного надзора;

20. Утверждает санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

21. Осуществляет государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;

22. Организует обеспечение иммунопрофилактики инфекционных заболеваний;

23. Осуществляет государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования (далее - продукция);

24. Определяет: перечень органов и организаций, наделяемых полномочиями по осуществлению государственной гигиенической регламентации и регистрации продукции; перечень продукции, подлежащей государственной гигиенической регламентации и регистрации;

25. Обеспечивает ведение Государственного гигиенического регистра продукции Республики Беларусь;

26. Осуществляет ведение государственной статистики в отношении находящихся в его подчинении организаций, а также по вопросам, входящим в компетенцию Минздрава, по формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений и указаниям по их заполнению, утверждаемым республиканским органом государственного управления в области государственной статистики;

27. Разрабатывает и утверждает формы первичной медицинской документации;

28. Осуществляет прогнозирование и оценку санитарно-эпидемической обстановки в районах чрезвычайных ситуаций, разрабатывает противоэпидемические мероприятия и осуществляет их проведение;

29. Обеспечивает готовность специализированных формирований экстренной медицинской помощи, организует работы по ее оказанию в районах чрезвычайных ситуаций;

30. Создает запасы медицинского имущества и лекарственных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

31. Координирует работы по эвакуации пострадавших из зон чрезвычайных ситуаций;

32. Собирает, обобщает, анализирует и представляет органам повседневного управления Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций данные о пострадавших в зонах чрезвычайных ситуаций;

33. Разрабатывает методические основы обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

34. Организует и осуществляет в соответствии с законодательством необходимую работу по минимизации медицинских последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе проводит специальное диспансерное обследование населения;

35. Создает единую государственную систему контроля и учета доз облучения населения и обеспечивает ее функционирование;

36. Оценивает медицинские последствия радиационного облучения населения;

37. Обеспечивает преемственность научной и практической деятельности в области здравоохранения;

38. Организует и координирует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области здравоохранения;

39. Принимает в пределах своей компетенции участие в научных форумах, конференциях, семинарах, симпозиумах и других мероприятиях, в том числе проводимых международными организациями;

40. Разрабатывает и утверждает: нормативы объемов медицинской помощи населению по видам ее оказания; штатные нормативы медицинских, фармацевтических, педагогических и других работников организаций системы Минздрава и порядок их применения;

41. Разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь нормы и нормативы материально-технического, медикаментозного, кадрового обеспечения, питания, обмундирования, мягкого инвентаря в государственных организациях здравоохранения;

42. Разрабатывает и проводит единую экономическую политику в области здравоохранения, обеспечивает контроль за ее проведением;

43. В установленном порядке осуществляет внешнеэкономическую и другую международную деятельность, оказывает помощь организациям здравоохранения, медицинским учреждениям образования, научно-исследовательским организациям, подчиненным Минздраву (далее - подчиненные организации), в установлении международных связей;

44. Выдает разрешения на выполнение международных научно-исследовательских проектов, объектом исследования которых является состояние здоровья населения Республики Беларусь;

45. Представляет в пределах своей компетенции интересы Республики Беларусь на международном уровне, устанавливает и развивает связи с органами здравоохранения других государств, Всемирной организацией здравоохранения, иными международными организациями;

46. Разрабатывает проекты международных договоров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Минздрава;

47. Взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами в решении санитарно-эпидемиологических, экономических, социальных и других вопросов, связанных с деятельностью организаций здравоохранения, принимает совместные с облисполкомами и Минским горисполкомом меры по совершенствованию деятельности и развитию отрасли здравоохранения;

48. Осуществляет управление охраной труда в отрасли здравоохранения;

49. Разрабатывает и реализует систему мер по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

50. Организует обучение, повышение квалификации и проверку знаний руководителей и специалистов отрасли здравоохранения по вопросам охраны труда;

51. Определяет структуру и объемы подготовки специалистов соответствующего профиля с учетом потребности в них организаций здравоохранения Республики Беларусь;

52. Ежегодно утверждает контрольные цифры приема в подчиненные медицинские учреждения образования;

53. Согласовывает правила приема в подчиненные медицинские учреждения образования;

54. Контролирует в пределах своей компетенции повышение квалификации и переподготовку медицинских и фармацевтических работников;

55. Осуществляет планирование расходов на содержание подчиненных организаций, имущество которых находится в республиканской собственности;

56. Определяет объемы финансирования и материально-технического обеспечения подчиненных организаций в пределах выделенных бюджетных средств;

57. Осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных организаций, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними государственного имущества; осуществляет руководство подчиненными организациями, обеспечивая совместно с руководителями этих организаций их эффективную деятельность; реализует в соответствии с законодательством права на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности, в том числе переданными в установленном порядке в управление акциями (долями в уставных фондах) юридических лиц негосударственной формы собственности; определяет на основании актов законодательства для подчиненных организаций порядок управления государственным имуществом;

58. Рассматривает обращения граждан в соответствии с законодательством Республики Беларусь, принимает меры по совершенствованию этой работы, ведет прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Минздрава;

59. Координирует в установленном порядке работы по укреплению и совершенствованию материально-технической базы организаций системы Минздрава с привлечением необходимых инвестиций, по энергосбережению в отрасли здравоохранения, технической эксплуатации зданий и сооружений объектов здравоохранения;

60. Осуществляет ведение бухгалтерского учета по исполнению сметы расходов на содержание центрального аппарата Минздрава, принимает, составляет и представляет в Министерство финансов Республики Беларусь месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность по подчиненным организациям, финансируемым из республиканского бюджета, а также представляет в органы государственной статистики статистические данные по формам государственных статистических наблюдений; осуществляет в установленном порядке закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на очередной финансовый (бюджетный) год;

61. Выполняет другие функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

А как же можно получить профессию врача? Закон о здравоохранении предусматривает две ступени к получению права работать в должности врача.

Во-первых, необходимо закончить медицинский вуз, причём только в стационарной форме обучения за счет собственных или бюджетных средств. В Беларуси все медицинские вузы только государственные. Выпускники белорусских вузов принимают клятву врача республики Беларусь, текст которой содержится в ст. 55 “Закона о здравоохранении”.

Во-вторых, в соответствии со ст. 57 “Закона о здравоохранении” после получения вузовского диплома нужно пройти интернатуру в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Это как раз тот случай, когда право на издание нормативного правового акта делегирует Министерству здравоохранения не Совет Министров Республики Беларусь, как это предусмотрено в ст. 319 ТК, а сам законодатель. Срок прохождения врачом интернатуры - 11 месяцев. Время прохождения интернатуры не включается в срок работы молодого специалиста по распределению. В любом случае с врачом-интерном заключается срочный трудовой договор. Контракт здесь исключён в силу того, что предельный срок интернатуры - 11 месяцев плюс трудовой отпуск по окончании интернатуры. Далее врачам-интернам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается сертификат о прохождении интернатуры. Врач-интерн переводится организацией здравоохранения на должность врача-специалиста либо увольняется в порядке перевода к другому нанимателю в соответствии со свидетельством о направлении на работу, выданным высшим медицинским учебным заведением. После этого необходимо ещё 2 года отработать в качестве врача-специалиста .

В процессе формирования основ государственных гарантий обеспечения качества медицинской помощи (услуги) можно условно выделить следующие этапы: первый - этап формирования; второй - организационный; третий - совершенствование.

На каждом этапе развития системы здравоохранения разрабатываются соответствующие потребностям, объему и структуре медицинской помощи (медицинских услуг), правовые и организационно-методические основы управления качеством медицинских услуг.

Государственное регулирование как система организационно-правовых методов нацелено на оптимизацию деятельности медицинских работников и максимальное удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи.

Медицинское обслуживание в Республике Беларусь предусматривает бесплатное обеспечение населения стандартным набором (объемом) и качеством медицинских услуг, а платность допускается сверх установленных стандартов.

Развитие рыночных отношений в сфере государственного здравоохранения оправдано усилием принципа суверенности потребителя медицинских услуг, возможностей его активного воздействия на качество услуг.

Действующая сегодня нормативно-правовая база определяет порядок организации и проведения контроля КМП в медицинских учреждениях (организациях), дает возможность создать эффективную систему управления качеством медицинской помощи, позволяет сгладить “изъяны” рынка, противоречия между объёмами и структурой спроса на медицинские услуги надлежащего качества, и объёмами и структурой их предложения: уровнем государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению и уровнем её финансирования. Эта нормативно-правовая база к тому же создает гарантии для населения в получении доступной и качественной медицинской помощи (услуги) .

В последнее время в условиях развившегося мирового финансового кризиса, в научных и политических кругах активно обсуждается вопрос качества экономического роста. Существуют различные подходы к трактовке этой категории. Среди них подходы, основанные:

* на оценке качества ресурсов и пропорций обмена;

* оценке качества и конкурентоспособности конечной продукции;

* оценке социальной составляющей, которая дополняет экономическую;

* оценке различных компонентов (экономического, социального, экологического и т.д.) качества экономического роста и определении многоаспектного интегрального показателя.

При всём многообразии подходов бесспорной характеристикой качества экономического роста является его социальная составляющая. Исходя из предоставленных подходов, критерием экономического роста в настоящее время выступает не темп роста производства товаров и услуг, не темп накопления капитала, а то, насколько улучшается и обогащается жизнь человека, увеличивается его социальная защищенность, возрастает уровень и качество жизни населения страны и человеческого капитала. Несоразмерность между этими показателями требует корректировки темпов роста на коэффициент расхождения между ними.

Как показывает анализ, развитие человеческого капитала может быть обеспечено прежде всего с помощью образования, улучшения медицинского обслуживания и питания. Это так называемые базовые потребности (нужды), которые в первую очередь влияют на перспективы экономического роста в странах с низким уровнем развития человеческих возможностей и низкими доходами .

Улучшение здоровья и питания населения, особенно его бедных слоев, приводит к сокращению смертности, увеличению продолжительности жизни, а также, в частности, к повышению доходов. Программы оздоровления окружающей среды, избавления от заразных заболеваний, очищения источников питьевой воды т.п. имеют большое значение для создания комфортных жизненных условий. Также на социальную составляющую влияют половой и возрастной состав населения.

В современных условиях все большее значение приобретают новые и высокие технологии, которые играют важную роль в развитии социальной составляющей качества экономического роста. И те страны, которые не смогли наладить эффективное использование этих технологий, как правило, отстают в плане экономического роста в целом. Поэтому государства, которые хотят добиться высокого уровня развития человеческого потенциала, высокого качества роста, должны осуществлять политику стимулирования инновационной деятельности, передовых навыков и доступа к новым и высоким технологиям. А для этого также необходимо инвестирование в образование и профессиональную подготовку. Социальная и экономическая составляющие качества экономического роста тесно взаимосвязаны. Вполне естественно, что социальная составляющая зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства. Так, без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занятости, своевременной выплате зарплаты, пенсии, пособий, социальной защиты населения.

В свою очередь социальная составляющая активно влияет на экономический рост, динамику ВВП. Без эффективной занятости, организации системы социальной защиты, мощных стимулов к труду, качественной системы образования, здравоохранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг .

Законом “О здравоохранении” определены следующие направления государственной политики в области охраны здоровья населения:

* создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;

* ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

* профилактическая направленность здравоохранения;

* доступность медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения;

* приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;

* экономическая заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;

* ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения и др.

Законодательное регулирование вопросов здравоохранения является одним из приоритетных направлений любой государственной политики. Законодательство Республики Беларусь о здравоохранении представлено системой нормативных правовых актов, объединенных в самостоятельную отрасль белорусского законодательства, представляющую собой комплексное образование - об этом свидетельствуют особенности предмета регулирования в здравоохранении. Предметом нормативных правовых актов данной отрасли являются отношения в области оказания медицинской помощи, обеспечения лекарственными средствами, санитарно-эпидемического благополучия населения и иные. Отношения в области здравоохранения регулируются нормами различных отраслей права: конституционного, административного, трудового, гражданского, уголовного, социального обеспечения. В настоящее время вопросы охраны здоровья и организации здравоохранения регулируются более чем в 30 законодательных актах.

Основным нормативным правовым актом в области здравоохранения является Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении», определяющий государственную политику в области охраны здоровья населения, правовые и экономические основы деятельности системы здравоохранения и регулирующий общественные отношения в области охраны здоровья населения Республики Беларусь.

Законом о здравоохранении закрепляется право граждан на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается предоставлением бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения, доступностью лекарственных средств, а также обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения. В отличие от конституционной нормы, гарантирующей гражданам «бесплатное лечение», норма новой редакции Закона о здравоохранении дана применительно к определению «медицинская помощь», значительно расширяющему права граждан в сфере медицинского обслуживания.

В Закон о здравоохранении входят нормы, определяющие виды и формы оказания медицинской помощи гражданам, предусматривающие обязательную письменную форму выражения согласия на осуществление сложного медицинского вмешательства, а также нормы, закрепляющие право граждан на получение медицинской помощи за счет личных средств в государственных унитарных предприятиях, организациях здравоохранения частной формы собственности и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность.

В систему законодательства о здравоохранении входят следующие специальные законы:

1. Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 года «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (в редакции Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 года), устанавливающий правовые и организационные основы предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения;

2. Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 года «О донорстве крови и ее компонентов», регулирующий отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов, обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства крови и ее компонентов, защите прав доноров;

3. Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 года «О трансплантации органов и тканей человека» (в редакции Закона Республики Беларусь от 9 января 2007 года), направленный на обеспечение правовых и организационных основ государственного регулирования в области трансплантации органов и тканей человека и представляющий собой комплексный, систематизированный законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере определения условий и порядка трансплантации органов и тканей человека, условий забора органов и тканей у живого и трупного донора, прав и обязанностей живого донора, порядка получения согласия реципиента на трансплантацию, определения организаций здравоохранения, имеющих права на осуществление забора органов и тканей и трансплантацию, а также в сфере осуществления международного сотрудничества в области обмена органами и тканями человека на безвозмездной основе в целях оптимального подбора пар донор-реципиент;

4. Закон Республики Беларусь от 1 июля 1999 года «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», определяющий правовые основы государственного регулирования оказания психиатрической помощи, гарантий и прав граждан при ее оказании и порядок защиты их прав;

5. Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О лекарственных средствах», направленный на совершенствование правовых и организационных основ государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств в целях обеспечения населения Республики Беларусь безопасными, эффективными и качественными лекарственными средствами;

6. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», определяющий государственную политику Республики Беларусь в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов и обеспечивающий условия для сохранения здоровья инвалидов, восстановления и компенсации нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями .

Министерство здравоохранения Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими (см. приложение 3, табл. 1.2), фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей (см. приложение 2,3 и 4) .

Анализ функционирования здравоохранения как отрасли национальной экономики проводится по следующим направлениям:

* лечебно-профилактическая помощь;

* охрана здоровья матери и ребенка;

* санитарно-эпидемиологическая служба;

* санаторно-курортное лечение;

* лекарственное обеспечение населения;

* медицинская наука и образование.

Лечебно-профилактическая помощь (или медицинская помощь) представляет собой комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей, включающий профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию и протезирование. Основными принципами организации лечебно-профилактической помощи являются:

* единство профилактики и лечения;

* общедоступность, высокий уровень квалификации медицинских работников;

* максимальное приближение медицинской помощи населению - развитие всех звеньев первичной медицинской помощи;

* преемственность в работе, единство стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи и др.

Медицинская помощь населению включает первичную медико-санитарную (в том числе скорую медицинскую помощь) и специализированную медицинскую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь является основным и доступным для каждого человека видом медицинской помощи и включает лечение наиболее распространенных болезней, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинскую профилактику и др. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.

Охрана здоровья матери и ребенка - это совокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на укрепление и охрану их здоровья, позволяющих женщине совмещать материнство и воспитание детей с участием в производственной и общественной жизни, сохранить и укрепить здоровье подрастающего населения.

Деятельность санитарно-эпидемиологической службы в Республике Беларусь регулируется Законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” выделяют следующие основные направления деятельности: гигиеническая оценка новых технологий и других условий производственной деятельности, нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ и методов контроля за ними, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения.

Санаторно-курортное лечение рассматривается как ведущая часть системы медицинской реабилитации и при высокой эффективности работы санаторно-курортных учреждений позволяет в 2-6 раз снизить число обострений заболеваний как у взрослых, так и у детей .

В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению со многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.

В рамках выбранной страной социально ориентированной рыночной модели отношений правительство стремится решить задачи, направленные на: создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.

Государство рассматривает социальное партнерство как важнейший механизм регулирования трудовых отношений и денежных доходов населения. На принципах такого партнерства и взаимодействия сторон (ст. 14 Конституции РБ), которые отвечают международным правилам, осуществляется взаимодействие профсоюзов, нанимателей и государственных органов управления.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.