Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 7. ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ ФУНКЦИИ





 

1. Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение.

2. Типы, уровни и функции идеологии.

3. Идеология и политика. Идеология и пропаганда.

4. Государственная идеология, ее элементы, уровни, механизм функционирования. Понятие «идеология белорусского государства».

 

1. Идеология существует с глубокой древности и является одной из форм внутренней духовной регуляции жизни различных социальных общностей и государственных образований. В научный оборот данный термин был введен в начале XIX в., что было связано со становлением идеологии как одной из форм общественного сознания и как специфической политической деятельности. Впервые этот термин стал использовать французский мыслитель Антуан Дестют де Траси. Он обозначил идеологию как особую, нейтральную, беспристрастную науку, которая изучает природу и происхождение человеческих идей. Именно эта наука, по мнению философа, способна стать теоретической основой политической и экономической деятельности, средством улучшения общественного устройства любого государства. Но в ХІХ в. преобладало негативное отношение к идеологиям. Их трактовка связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными, умозрительными конструкциями, связанными с обоснованием претензий на власть.



Важную веху в эволюции содержания идеологии составило творчество К. Маркса и Ф. Энгельса. Основоположники марксизма подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ идеологии был дан ими в работах «Немецкая идеология» и «Святое семейство». Термин «идеология» использовался для обозначения такого сознания, когда знания об обществе и его конфликтах преломляются сквозь призму социально-классовых интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологии типично иллюзорное отображение бытия, создание «иллюзии класса о самом себе».

Многие западные теоретики и мыслители, не разделявшие взгляды ортодоксальных марксистов, увидели все же в идеологии систему определенных социальных ценностей, с помощью которых можно решать важнейшие политические, экономические и социальные задачи. Ее значение в условиях ХХ в. постарался осмыслить немецкий социолог К. Манхейм. Прежде всего он пришел к выводу, что идеология представляет собой определенный образ мышления конкретных социальных групп, обусловленный их положением в обществе. А этот образ мышления связан с еще одним важным понятием – «интерес». Под таковым следует понимать проявление потребностей в виде стремлений социального субъекта к обладанию средствами их удовлетворения. И хотя после К. Манхейма, вплоть до наших дней, многие философы и политологи стараются доказать ненужность идеологии в связи с достижениями научно-технической революции и окончанием «холодной войны», сама политическая жизнь и политическая практика доказывают обратное. Существование человеческого общества невозможно без многочисленных идеологий. Именно с их помощью политические субъекты (классы, этносы, другие социальные группы, политические партии, общественные организации и движения) выражают и продвигают свои политические интересы.



Таким образом, идеология – это систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, которые обусловлены интересами и устремлениями определенных социальных групп и общностей, выражают цели развития общества и человека, указывают пути и средства решения конкретных задач по достижению указанных целей.

Идеология выступает как ориентационно-мотивационная модель миропонимания и миропреобразования. Цель идеологии – формирование сознания людей и их поведения путем воздействия на сознание. Если носитель идеологии выступает в качестве субъекта политических отношений, т. е. стремится реализовать свои интересы посредством использования государственной власти, то его система воззрений становится политической идеологией.



2. Существуют разные критерии классификации идеологии, по которым определяются ее типы. Можно, например, классифицировать идеологии по масштабу притязаний и числу их потенциальных приверженцев.

Глобальные (или тотальные) идеологии претендуют на выработку общего для всего человечества понимания мира и универсальной программы деятельности. К таким идеологиям, как правило, относят либерализм, консерватизм, социализм (особенно в его ортодоксальной марксистской трактовке), социал-демократизм, национализм (в разновидностях).

Локальные идеологии обычно формируются отдельными сообществами (государствами) и не претендуют на универсальную значимость. Они, как правило, появляются в ответ на потребности внутренней регуляции отношений между различными общественными силами и направлены на обеспечение прогресса конкретной страны. Такие идеологии (можно их называть государственными) формируются на специфической национальной почве, но при этом испытывают сильное влияние постулатов традиционных идейно-политических течений.

Частные идеологии отражают совокупность всего спектра интересов каждой из социальных групп, конкретного слоя отдельного общества. В данном случае речь идет об идеологии классовой, корпоративной, конфессиональной, партийной и др. Наличие частных идеологий можно проиллюстрировать существованием многопартийности.

Идеология есть многоуровневый феномен. Она имеет теоретико-концептуальный, программно-политический и обыденно-актуализи–рованный уровни своего проявления. Следует отметить, в чем состоит специфика функционирования идеологии на каждом из указанных уровней.

Теоретико-концептуальный уровень идеологии образуют литературные сочинения, статьи, монографии, диссертации, в которых осмысливается социальная действительность и положение в ней данного социального субъекта. Этот уровень включает в себя представления о необходимости преобразования данной действительности на основании интересов и идеалов определенного слоя, класса, этноса или государства, указания о возможных средствах и методах достижения поставленных целей.

На программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования, лозунги. Их содержание закрепляется, как правило, в форме различного рода политических документов – манифестах, резолюциях, воззваниях, обращениях, постановлениях и т. п.

На обыденно-актуализированном уровне идеология выступает в качестве феномена обыденного индивидуального и группового сознания. Она проявляет себя в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей. Данный уровень характеризует степень освоения индивидами, социальной группой целей данной политической идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках субъектов политики.

Политическая идеология выполняет две основные социальные функции: познавательную и мобилизационную (прагматичную). Однако политологи выделяют еще когнитивную (т. е. совмещающую в себе противоречия действительности), легитимизирующую, нормативную, интеграционную функции. Следует раскрыть сущность и предназначение каждой из них. Нетрудно обнаружить, что все перечисленные частные функции служат, главным образом, задачам выражения интересов определенного социального субъекта и обоснования его социальных устремлений на основе познания социальной действительности, а также мобилизации носителей данной идеологии на реализацию сформулированной в ней программы деятельности. И все же значение этих функций нельзя абсолютизировать, поскольку все социально-политические воззрения функционально связаны с интересами, порою субъективными, тех социальных групп, которые их разделяют, но в интерпретации политической действительности эти воззрения испытывают на себе тенденцию к ее искажению.

3. Идеология самым теснейшим образом связана с политикой. Исключение всякой монополии, идеологической или властной, является оптимальным вариантом взаимоотношения идеологии и политики, их равноправного положения по отношению друг к другу. Но любая власть заинтересована в существовании своей идеологии. Почему? Во-первых, идеология призвана оправдать проводимый властью курс, сыграть мобилизующую роль в реализации поставленных задач. Во-вторых, идеология призвана обеспечить поиск оптимальных путей развития общества. В-третьих, идеология рассматривается властью как способ социализации людей, т. е. усвоения каждым человеком определенных политических норм, ценностей и образцов.

Идеология тесно связана с пропагандой. Но идеологию и пропаганду нельзя отождествлять. Пропаганда (от лат. propaganda – подлежащее распространению) – это способ, система и характер распространения политических, философских, религиозных, других взглядов и идей с целью воздействия на сознание людей и изменения их поведения в желательном для пропагандиста направлении. Разумеется, пропаганда базируется на основе определенной идеологии.

Термин «пропаганда» вошел в политическую лексику не так давно. В 1622 г. Папой Григорием XV было основано миссионерское учреждение – Конгрегация (объединение монашеских орденов) распространения веры. Оно создавалось для распространения католичества среди язычников и уничтожения ересей, по сути, являлось одним из первых пропагандистских учреждений.

Реально значимым феноменом социальной жизни пропаганда становится в ХХ в. Пропаганда стала подразделяться на различные виды: религиозную, политическую, социальную, коммерческую. При этом пропаганда бывает открытой, когда источник информации известен, и тайной, когда настоящий источник законспирирован. Тайная пропаганда может быть использована для ведения психологической войны, деморализации противника. Поскольку в пропаганде используются зачастую недостоверные сведения, порой допускается приукрашивание (или наоборот – сгущение темных красок, т. е. происходит манипулирование общественным мнением), то порой у людей возникает определенное недоверие даже к самому термину «пропаганда». Но любая власть, как и любая оппозиция, не может обходиться без пропагандистских методов воздействия.

Необъективной пропаганде должна быть противопоставлена другая пропаганда (контрпропаганда). Необходимы и правовые ограничения, и запреты отдельных видов пропаганды – призывов к насильственным действиям против существующего строя, разжигание национальной или религиозной розни.

4. Государство, являясь формой самоорганизации в единое целое нации на конкретной территории, с момента своего конституирования становится выразителем и основным инструментом реализации интересов создавшей его общности. Иными словами, с момента самоорганизации национальной общности в государство совокупность составляющих ее идеологических принципов, целей и представлений становится государственной идеологией.

Конечно, основным субъектом ее формирования и носителем является народ. Однако носителем государственной идеологии является не только народ, но и каждая из составляющих его категорий людей. Различные общественные группы, слои, классы и общности, обладая собственными интересами и ценностными предпочтениями, одновременно могут признавать общую систему ценностей, но могут навязывать населению свои представления и зачастую сомнительные ценности. Важно, чтобы народ своевременно осознал фальшивость и иллюзорность сомнительных ценностей и вышел на объективное понимание идей, отвечающих настоящему движению к прогрессу.

Таким образом, государственная идеология есть целостная, относительно систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления, обосновывает пути их достижения с помощью государственной власти. Более кратко государственную идеологию можно определить как составляющий основу деятельности данного государства комплекс общественно значимых идей, ценностей, норм и представлений, которые отвечают общим интересам и устремлениям его граждан.

Государственная идеология выполняет такие же функции в жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии: познавательную, легитимизирующую (оправдывающую), мобилизационную. Вместе с тем для государственной идеологии приоритетными являются нормативная, интегрирующая и мобилизационная функции. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое. Деидеологизация государства фактически означает и упразднение самого государства.

Механизм реализации государственной идеологии воплощен в действиях органов государственной власти, политических партий и общественных объединений, учреждений образования и культуры. Важную роль в идеологии любого государства играют средства массовой информации (СМИ), поскольку являются основным инструментом идеологической ориентации человека в современном мире. Отличительные черты СМИ: публичность, т. е. неограниченный круг потребителей; наличие специальных приборов, аппаратуры; взаимодействие коммуникационных партнеров; как правило, однонаправленность воздействия от коммуникатора к читателю, зрителю; непостоянный характер аудитории. Выделяют следующие функции СМИ: информационную, образовательную, критики и контроля, артикуляции и интеграции, мобилизационную, инновационную, оперативную, формирования общественного мнения. Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события – одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом, реализации установок государственной идеологии.

Исходя из приведенных выше положений, можно дать следующее определение идеологии белорусского государства, или белорусской государственной идеологии. Это – целостная, относительно самостоятельная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых белорусский народ осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы, формулирует и оправдывает свои цели и устремления, обосновывает пути их достижения посредством использования государственной власти.

Белорусская государственная идеология должна стать своеобразным идейным синтезом, направленным на решение практических задач в конкретных реалиях и обозримой перспективе. Крайне важно, чтобы она аккумулировала все конструктивное из опыта прошлого, достижений настоящего, здравого смысла и научного поиска.

Белорусская государственная идеология должна основываться на белорусской национальной идее, в которой находят выражение такие традиции духовной культуры и ценности славянства, как вера в благородный идеал созидания, стремление к справедливости и добродетели, служение обществу, соборность и коллективизм. В белорусской национальной идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, духовности, сохранению и развитию белорусской культуры, языка и науки, гуманистических перспектив и ответственности каждого гражданина Республики Беларусь.

Важнейшей базовой составляющей национальной идеи нашего народа выступает его принадлежность к восточнославянской цивилизационной общности , внутреннее духовное единство с русским народом. Эта принадлежность составляет сердцевину национального самосознания и именно она предопределяет ту траекторию движения, придерживаясь которой белорусы обеспечивают свое сохранение и развитие как народа.

Контрольные вопросы

1. Что такое «идеология» и каково ее содержание в современных условиях?

2. Каковы типы, уровни и функции идеологии?

3. Почему политика нуждается в идеологии?

4. Какова связь между идеологией и пропагандой?

5. Что такое «государственная идеология», каков ее механизм функционирования?

6. Что такое «идеология белорусского государства»?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.