Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА





 

1. Международные отношения: понятие, структура, виды, принципы.

2. Внешняя политика государства: понятие, цели, функции.

3. Основные направления и приоритеты внешней политики Республики Беларусь.

4. Геополитика: понятие, методология и основные концепции. Геополитическое положение Республики Беларусь.

5. Понятие глобализации и глобальных проблем. Тенденции и факторы международных отношений в условиях глобализации.

 

1.Международные отношения – это система политических, экономических, научно-технических, культурных, военных и иных взаимодействий субъектов международной политики. Главными субъектами международных отношений являются национальные государства. Государство – это единственный субъект международных отношений, который обладает суверенитетом. Это означает, что государство не признает в отношении себя никакой высшей власти, кроме собственной, и никаких иных обязательств, кроме тех, которые взяты им на себя добровольно или же под воздействием объективных обстоятельств. Отсюда вытекает главная особенность международных отношений – отсутствие в них единого центра власти и управления. Международные отношения строятся на принципе полицентризма.



Вторым субъектом международных отношений являются международные правительственные организации, такие как ООН, ЮНЕСКО, МВФ и др. Сегодня в мире существует более 300 правительственных международных организаций. Они имеют постоянные органы управления с определённой компетенцией, полномочиями и функциями. Создаются международные организации, как правило, на основе международного договора, в котором четко определены цели и функции этой организации, а также обязательства ее членов.

Третьим субъектом международных отношений являются межгосударственные объединения – это различные коалиции государств или же интеграционные организации (ЕС, СНГ).

Четвертым субъектом международных отношений являются общественные организации и движения (Гринпис, ФИФА и т. д.).

Пятый субъект – политические и общественные лидеры.

Можно выделить следующие виды международных отношений:

– политические международные отношения (дипломатия). Это основной вид международных отношений, поскольку определяет все остальные виды международных отношений;



– экономические и научно-технические виды международных отношений;

– военно-стратегические международные отношения (создание различных военных блоков и т. д.);

– культурные международные отношения (фестивали, конкурсы красоты и т. д.).

Уровни международных отношений:

– глобальный (отношения между крупнейшими мировыми государствами и системами государств);

– региональный (отношения между государствами определенного региона);

– отношения конкретной международно-политической ситуации.

Основные принципы международных отношений зафиксированы в уставе ООН. Главными из этих принципов являются:

– принцип суверенного равенства государств на международной арене;

– принцип невмешательства во внутренние дела других государств;

– принцип мирного разрешения международных споров и конфликтов;

– принцип мирного сосуществования стран с различным политическим строем;

– принцип безусловного воздержания от пропаганды насилия, террора и войны как инструментов мировой политики;

– принцип добросовестного выполнения государствами взятых на себя обязательств.

2. Международные отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельности государств. Внешняя политика – это целенаправленная деятельность государств на международной арене. Она регулирует отношения государства с другими странами. Внешняя политика государства тесно связана с его внутренней политикой. И внутренняя, и внешняя политика служат одной и той же цели – сохранению существующей системы общественных отношений. Поэтому внешняя политика по существу является лишь продолжением внутренней политики государства. Внешняя политика осуществляется определенными государственными структурами. К ним относятся центральные органы внешнеполитических отношений (Глава государства, МИД, Парламент), а также зарубежные органы внешнеполитических отношений (посольства, консульства, миссии, представительства). Цели внешней политики определяются национальными интересами, т. е. интересами нации – государственно-организационного сообщества как субъекта политики. Национальный интерес вырабатывается посредством механизма представительской демократии и осуществляется от имени народа государством.



К основным целям внешней политики относятся:

– обеспечение государственного суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности государства;

– обеспечение благоприятных условий для всестороннего развития страны и проводимого внутриполитического курса;

– налаживание взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и народами;

– повышение роли и престижа государства на международной арене;

– участие в решении глобальных проблем современности.

Внешняя политика выполняет следующие функции:

– охранительную (обеспечивает сохранение существующей системы общественных отношений от посягательств извне);

– представительно-информационную (обеспечивает деятельность представительных органов государства за границей, пропагандирует свои философские, экономические и политические приоритеты на международной арене);

– координационную (координирует деятельность государств по решению глобальных проблем современности);

– торгово-организаторскую (инициирует действия государства по повышению международной конкурентоспособности своей промышленной и сельскохозяйственной продукции).

Внешняя политика реализуется при помощи целого ряда методов и средств. К основным средствам внешней политики относятся:

– политические средства или дипломатия (переговоры, официальные визиты, участие в международных организациях);

– экономические средства (внешняя торговля, введение различных экономических санкций, предоставление кредитов и займов, таможенные пошлины, экспорт, импорт и т. д.);

– информационно-пропагандистские средства (различные формы пропаганды, агитации);

– военные средства.

3.С распадом Советского Союза и провозглашением независимости Беларусь вышла на мировую арену как новое независимое государство со своими геополитическими интересами и как европейская страна с многовековой историей развития государственности.

Основные принципы внешней политики Республики Беларусь были сформулированы на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1991 г., закреплены в Законе «Об утверждении направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь». К ним относятся:

– соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;

– достижение реальной независимости и суверенитета государства; отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь;

– установление и сохранение взаимовыгодных отношений со всеми государствами независимо от их общественного строя и политического режима, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;

– приверженность политики последовательной демилитаризации международных отношений, превращение Беларуси в безъядерную зо­ну и нейтральное государство, создание безъядерного пояса в Европе;

– добровольность вхождения в межгосударственные образования и участия в них, включение Беларуси в общеевропейский процесс стабильного и безопасного развития;

– создание условий для формирования рыночных структур в Беларуси, для ее экономического подъема;

– мобилизация усилий мирового сообщества в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; обеспечение экологической безопасности;

– обеспечение свободного взаимодействия культур на основе преемственности духовных ценностей и национальных идеалов.

Среди внешнеполитических приоритетов Республики Беларусь можно выделить следующие.

· Выполнение своих обязательств по международным соглашениям и договорам в области разоружения и контроля над вооружением. Беларусь первой и без предварительных условий отказалась от ядерного наследия СССР, стала участницей всех основополагающих соглашений в области нераспространения ядерного оружия.

· Интеграция и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Россией. Точкой отсчета интеграции Беларуси и России принято считать подписание 2 апреля 1996 г. Договора об образовании Сообщества. Этот день вошел в историю как День единения Беларуси и России. Впоследствии Сообщество переименовано в Союз (1997 г.), а 8 декабря 1999 г. президентами двух стран был подписан Договор о создании Союзного государства, который, несмотря на имеющиеся разногласия между сторонами, призван активизировать интеграционные процессы.

· Интеграция с постсоветскими республиками. Беларусь – заинтересованный и активный участник региональной интеграции в рамках СНГ и Евразийского экономического союза.

· Развитие контактов с общеевропейскими структурами и европейскими странами, взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Несмотря на трудности политического диалога с ЕС, Европейский Союз является вторым по величине торговым партнером Беларуси после России. Республика Беларусь является членом ОБСЕ. Ведутся переговоры по вступлению Беларуси в ВТО. Зоной внешнеполитической активности Беларуси объявлены Германия, Польша, страны Прибалтики.

· Развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Развиваются дружеские политические, торгово-экономические и культурные отношения с Китаем, Индией, Вьетнамом, Ираном, Сирией, Кубой, Венесуэлой, Бразилией.

Таким образом, современная Беларусь значительно продвинулась по пути укрепления независимости и доказала способность белорусской нации и ее государственных структур существовать самостоятельно. Особенность внешней политики Республики Беларусь определяется суверенитетом государства, геополитическим положением, интеграцией с Россией и многовекторностью взаимоотношений с государствами планеты.

 
4. Термин «геополитика» появился в начале XX в. Впервые в научный оборот его ввел шведский ученый Рудольф Челлен. Геополитика (от греч. geo – земля и politike политика) – это учение о географической обусловленности политических явлений, особая отрасль знаний, изучающая связь между землей, географической средой и политикой государств.

География и пространство выступают в геополитике в той же функции, как деньги и производственные отношения в марксизме и либерализме. К географии (положению в пространстве) сводятся все основополагающие аспекты человеческого существования, она служит базовым методом интерпретации прошлого, выступает как главный фактор человеческого бытия, организующий вокруг себя все остальные стороны существования.

Геополитика как научная дисциплина имеет многообразные связи с жизнью отдельного государства, союза государств, противостоящих блоков.

Главным законом геополитики является утверждение фундаментального дуализма, отраженного в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Этот дуализм выражается в противопоставлении сухопутного (теллурократия) и морского (талассократия) могущества. Зона теллурократии устойчиво отождествляется с внутриконтинентальными просторами Северо-Восточной Евразии (в общих чертах совпадающими с территориями царской России или СССР). Талассократия все яснее охватывает береговые зоны Евразийского материка, Средиземноморский ареал, Атлантический океан и моря, омывающие Евразию с юга и запада.

Историю человечества с точки зрения геополитики можно рассматривать как последовательную смену геополитических эпох или силовых полей. На протяжении всей истории, с момента возникновения первых государств, осуществлялась борьба за установление военного или политического контроля над территорией между «морскими» и «сухопутными» государствами или союзами государств. Каждая геополитическая эпоха имеет свои баланс сил, зоны влияния, границы.

Беларусь никогда не выступала как государство, обладающее геополитической субъектностью. Вначале в составе Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой белорусские земли входили в сферу влияния западной цивилизации. Затем, начиная с Венской эпохи, Беларусь входила в состав Российской империи, а потом и СССР, участвовала в противостоянии цивилизаций как составная часть. В Беловежскую эпоху Республика Беларусь, как и большинство государств, получивших свою независимость после распада СССР, предпринимает шаги для укрепления своего суверенитета, с одной стороны, и расширения международных контактов, с другой. Традиционно, находясь в теллурократическом, сухопутном цивилизационном поле, белорусский народ настроен достаточно консервативно и осторожно по отношению к либеральным западным ценностям, медленно реагирует на изменения и нововведения. Сложности обуславливаются еще и тем, что полноценного исторического опыта существования в форме «государства-нации» у Беларуси нет.

Геополитическое положение Беларуси таково, что она является объектом борьбы за влияние Атлантического блока и России, которая не смерилась с поражением и стремится вновь стать полноценным геополитическим игроком вначале регионального, а затем и континентального порядка. Усилия США и его сателлитов по построению однополярного мира, близость России оборачиваются для Республики Беларусь опасностью стать государством-буфером. В то же время существует опасность полностью попасть в сферу влияния Российской Федерации.

5. Глобализация(globe – земной шар) – это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения (тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Часто глобализация употребляется как термин для обозначения ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости.

Существуют различные оценки глобализации – от безусловно положительных оценок и трактовок глобализации как естественного и необратимого процесса (либеральная теория) до безусловно негативных характеристик (антиглобализм).

Последствием процессов глобализации стали так называемые глобальные проблемы. Непосредственно термин «глобальные проблемы» в его настоящем значении стал употребляться относительно недавно, во второй половине 60-х гг. ХХ в. В то время ученые различных стран, обеспокоенные обострением многих сложных и взаимосвязанных негативных явлений планетарного масштаба в жизнедеятельности всего человечества, обратились к их целенаправленному специальному исследованию и теоретическому осмыслению. В довольно короткий срок сформировалась новая система научных знаний о жизненно важных общечеловеческих затруднениях, получившая название «глобалистика». Ведущее место в глобалистике, как новой отрасли научного знания, принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования. Его использование является необходимым при проведении крупномасштабных исследований, каковыми являются глобальные проблемы.

Глобальные проблемы (фр. glоbаl – всеобщий, от лат. glоbus (terrae) – земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации.

Критериями выделения глобальных проблем является следующее:

– повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом;

– неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество;

– разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т. е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.

Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным группам:

Первая группа глобальных проблем связана с возможностью уничтожения человечества в результате глобального вооруженного конфликта с применением оружия массового уничтожения (ядерного, химического, биологического, вирусного).

Вторая группа глобальных проблем связана с увлечением численности населения земного шара. «Демографический взрыв» характеризуется резким увеличением численности населения. Он ведет к усилению неблагоприятных тенденций в формировании демографической структуры мира.

Как следствие демографического взрыва на первое место выходит проблема нехватки продовольствия и ресурсов.

Третья группа глобальных проблем – проблемы типа «общество – природа». Здесь следует обратить внимание на такие планетарные проблемы, как экологическая, климатическая, сырьевая, энергетическая, продовольственная и др. Наиболее жизненно важной как среди вопросов данного типа, так и среди всех глобальных проблем является экологическая проблема. Многие ученые и специалисты полагают, что в наше время экологическая опасность представляет наибольшую угрозу для существования человечества.

Дальнейшее обострение глобальных проблем может привести, согласно оценкам специалистов по политической глобалистике, к широкому распространению во всем мире таких негативных явлений, как деградация окружающей среды, голод, деморализация значительной части жителей планеты, вынужденная миграция населения, увеличение уровня детской смертности, безработица, утрата жизненных надежд и т. д. Все это будет способствовать резкому ухудшению политического климата в мировом сообществе. При реализации на практике подобного футурологического сценария дальнейшее существование рода человеческого может оказаться под угрозой.

Контрольные вопросы

1. В чем вы видите сущность международных отношений?

2. Назовите субъекты международных отношений и институты международной власти.

3. Определите сущность внешней политики, ее функции и методы.

4. Назовите основные субъекты внешней политики.

5. Назовите систему органов внешних отношений.

6. Что изучает геополитика?

7. Какова роль геополитики в развитии государства?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.