Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ





УДК 32.01(075.8)

ББК 66я75

 

ISBN 978-985-530-440-2© УО «Белорусский государственный

технологический университет», 2015

© Козляков В. Е., Крючек П. С., 2015

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профес­сиональных личностных задач и функций.

Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональных навыков как интегрированного результата образования в вузе.

В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла обязательный модуль «Политология» занимает свое особое место. Модуль включает обязательные дисциплины «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства».

Основные цели изучения обязательного модуля «Политология», связанные с формированием общих политологических компетенций:

• развитие у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;



• формирование социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;

• создание прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли;

• формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в профессиональной деятельности.

Задачей изучения интегрированного модуля «Политология» является развитие у студента предметных и операциональных компетенций.

Формирование предметных политологических компетенций студентов предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:

• основные политологические категории, подходы к анализу политических явлений в современном мире и Республике Беларусь;

• специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;



• сущность, структуру политических процессов в Республике Беларусь и современном мире;

• систему современных международных отношений, внешнюю политику Республики Беларусь;

• основные категории теории идеологии;

• мировоззренческие основы и особенности идеологии белорусского государства;

• роль идеологии белорусского государства в развитии современного общества.

Операциональные политологические компетенции студента предполагают, что он должен уметь:

• анализировать политические процессы в современном мире и Республике Беларусь;

• оценивать перспективы развития современных политических процессов;

• участвовать в формировании политической системы белорусского общества как избиратель, проявлять культуру политического участия;

• применять политологические знания к решению социально-профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;

• анализировать идеологические процессы в Республике Беларусь;

• обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учетом идеологии белорусского государства;

• проявлять качества идеологической толерантности.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к семинарским занятиям студентов химико-технологических, инженерно-технических и экономических специальностей БГТУ. В связи с этим в пособии отсутствуют методические рекомендации по теме «Государство», так как ее изучение предусмотрено только на лекциях.

В структуру пособия входят следующие разделы: программа курса, методические рекомендации по изучению основных тем курса, краткий словарь-справочник, тесты для самоконтроля знаний, список рекомендуемой литературы.



Содержание учебно-методического пособия соответствует типовой программе курса обязательный модуль «Политология», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 30 июня 2014 г., регистрационный номер № ТД-СГ.022/тип.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ИНТЕГРИРОВАННОГО МОДУЛЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

 

Модуль 1.Введение в интегрированный модуль «Политология». Теория политики, история и методология политической науки

Определения политологии. Актуальность изучения политологии и основ идеологии белорусского государства. Роль политологии и основ идеологии белорусского государства в формировании и развитии социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускников вуза, в жизни человека и общества. Цели изучения интегрированного модуля «Политология».

Политология как отрасль научного знания и учебная дисциплина. Объект и предмет, основные категории политической науки. История политической мысли и стадии становления политической науки. Развитие политологии в Республике Беларусь. Структура, функции и методы современной политологии.

Основные трактовки сущности политики. Политика как сфера общественного и государственного управления. Политика как особый вид деятельности. Субъекты политики. Политические отношения и их институционализация.

Политическая власть: понятие, структура, функции. Субъекты и объекты политической власти. Ресурсы и механизмы реализации власти. Государственная власть. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного господства. Функционирование политической власти в Республике Беларусь.

Понятие, структура и функции политической системы общества. Классификация политических систем. Политический режим. Сравнительный анализ типов политических режимов. Основные направления формирования развития политической системы Республики Беларусь.

Модуль 2.Политические институты в Республике Беларусь исовременном мире

Политические институты. Государство как основной институт политической системы общества. Подходы к исследованию сущности и происхождения государства. Формы правления и государственного устройства в современном мире: сравнительный анализ. Гражданские и правовые основы современного государства.

Институт главы государства: сравнительный анализ.

Законодательная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов законодательной власти в современном мире.

Исполнительная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов исполнительной власти в современном мире. Правительство и государственный аппарат. Органы исполнительной власти на местном уровне.

Институты государственной власти в Республике Беларусь.

Модуль 3.Политические процессы в Республике Беларусь исовременном мире

Понятие политического процесса. Структура и стадии политического процесса. Виды политических процессов: внутри- и внешнеполитические; открытые и скрытые; эволюционные и революционные. Политическая деятельность. Принятие политических решений в структуре политического процесса. Государственная политика и управление. Цели и задачи внутренней политики Республики Беларусь.

Институты и формы представительства интересов граждан в политической системе общества. Каналы выявления и выражения интересов в различных типах политических систем. Типология и сравнительный анализ партийных систем. Политические партии в Республике Беларусь.

Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Основные этапы и динамика избирательных кампаний. Референдум. Избирательная система Республики Беларусь.

Модуль 4.Международные политические отношения и внешняя политика государств

Международные политические отношения как специфическая форма общественных отношений. Субъекты и формы международных политических отношений. Теоретическое осмысление международных политических отношений. Характеристика современного международного политического процесса.

Внешнеполитический курс государства: обусловленность геополитическими факторами и соотношением сил субъектов международных отношений. Место Республики Беларусь в системе международных политических отношений. Приоритеты, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь.

Модуль 5.Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Предмет идеологии белорусского государства и задачи ее изучения. Теория идеологии как методологическое основание анализа феномена государственной идеологии. Источники идеологии белорусского государства.

Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение. Соотношение понятий «идеология» и «политическая идеология». Идеология и мировоззрение. Идеология как особый тип верований. Идеология и наука. Идеология и политика. Основные функции идеологии. Идеология и утопия. «Теории» деидеологизации и реидеологизации. Субъекты и процесс формирования идеологии, ее носители, формы проявления и уровни функционирования. Классификации политических идеологий.

Традиционные идеологии: либерализм классический и современный или социальный, консерватизм и неоконсерватизм, социализм. Особенности понимания современных течений либерализма, консерватизма и социализма в контексте идеологии белорусского государства.

Национализм и его основные виды. Фашизм как крайняя форма эскспансионистского национализма. Базовые социально-политические идеи анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.

Идеология – атрибутивный признак государства. Национальная идея как базовое положение идеологии государства. Понятие государственной идеологии, ее элементы (составляющие), уровни и механизм функционирования. Определение понятия «идеология белорусского государства». Идеологическая работа, ее организационное и кадровое обеспечение в Республике Беларусь.

Модуль 6.Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства

Концепция государственности – составная часть национально-государственной идеологии. Формирование белорусской этнической общности, ее самосознания и национальной идеи. Государственность на белорусских землях. Становление белорусской национальной государственности. Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности. Сильная и процветающая Беларусь – национально-государственный идеал белорусского народа. Государственные герб, флаг и гимн – символы государственного суверенитета Республики Беларусь.

Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусской общности. Роль духовно-культурного наследия отечественных мыслителей и общественных деятелей различных исторических периодов в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа. Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусов. Приверженность белорусов идеалу социального равенства и справедливости. Свободолюбие, патриотизм и солидарность, чувство национального достоинства – важнейшие эмоционально-психологические составляющие самосознания белорусов. Родина, Отечество (Бацькаўшчына), семья, государство – фундаментальные ценности белорусского народа. Влияние национальных особенностей белорусов на политическую жизнь общества.

Модуль 7.Политическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства

Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии.

Идея республики как формы организации государственной власти (формы правления). Приверженность белорусов традициям республиканизма. Особенности формы правления современного белорусского государства. Идея унитаризма и ее реализация в государственном устройстве Республики Беларусь. Реализация принципов и институтов демократии в политической системе Республики Беларусь. Идея правового государства (верховенства права) и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Идея союзного государства. Проект создания Евразийского союза. Закрепление в Конституции и законодательстве Республики Беларусь гуманистического идеала. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации – высшая ценность и цель белорусского общества и государства.

Конституция Республики Беларусь об основных правах и свободах граждан. Идея социального государства и ее реализация в законодательстве и практической политике Республики Беларусь. Идея светского государства и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений.

Тенденции эволюции современного мира и отечественный опыт общественного развития. Индустриальное общество – итог развития Беларуси в советский период. Общество постиндустриального типа – стратегическая цель развития Беларуси в современных условиях. Устойчивое и инновационное развитие – способ движения Беларуси к своей стратегической цели.

Национальная консолидация, согласие различных социально-политических сил по основным приоритетам общественного развития – важнейшие внутри- и внешнеполитические условия решения задач постиндустриальной модернизации белорусского общества.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Политология как наука и учебная дисциплина. Функции, методы и категории политологии.

2. Политика как общественное явление и объект изучения.

3. Становление политологии как науки. Основные политологические школы.

4. Основные этапы развития политической мысли в мире и Республике Беларусь.

 

1. Понятие «политология» происходит от двух греческих слов: politike (государственные, общественные дела), производного от названия древнегреческого города-государства – polis, и logos – учение. Сочетание их означает, что политология – это наука о политике. Автором первого термина является древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.), второго – его соотечественник – философ Гераклит (ок. 544–483 гг. до н. э.).

В самом общем виде политология – это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, о закономерностях становления и развития политических систем, о сущности, формах и методах реализации политической власти.

Политология как наука и учебная дисциплина выполняет следующие функции: познавательную (дает определенную систему знаний о политике); прогностическую (знания о политике позволяют дать более или менее точный прогноз о тенденциях развития политической ситуации); практическую (рекомендации о деятельности в сфере политики); воспитательную (политология способствует формированию политической культуры граждан); идеологическую (политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности).

Принято выделять три группы категорий политологии: общие, частные и специфические.

К первой группе относятся категории, широко используемые и в смежных с политологией дисциплинах: философии, социологии, правоведении, политической экономии, политической истории и других. Это, прежде всего, такие категории, как общество, народ, политика, власть, революция и т. п.

Вторую группу составляют частные категории, являющиеся костяком всех социально-политических теорий и дисциплин. Это демократия, социальная революция, субъекты политики, политическая партия, политическая власть, политическая система общества, политические институты, общественные объединения, общественные движения, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура и др.

Третью группу составляют специфические категории, которыми преимущественно пользуется политология: политический процесс, политическое поведение, политическая деятельность, политическое участие, политическое лидерство, политическая элита, политическая роль, политический конфликт.

При исследовании конкретных политических явлений и процессов политология использует различные методы. Наиболее широко применяются следующие методы: диалектический, эмпирико-социологический, комплексного анализа, системного анализа, сравнительного анализа, ретроспективный и бихевиоральный.

2.Политика является одним из самых сложных и многозначных явлений жизни. Сегодня существует множество толкований политики.

· Политика – это область отношений между большими обществами людей (классами, нациями, социальными группами и т. д.). Возникновение политики здесь связывается с социальной и этнической дифференциацией общества. Особенно ярко этот подход проявился в марксизме, где в качестве главного содержания политики рассматривалась классовая борьба.

· Очень популярным на Западе является властное понимание политики. Здесь в качестве главного ее содержания понимается борьба за завоевание, удержание и использование власти, т. е. политика – это, прежде всего сфера властных отношений. Немецкий социолог М. Вебер отмечал, что политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти. Кто занимается политикой – тот всегда стремится к власти.

· Некоторые исследователи рассматривают политику прежде всего как сферу взаимодействия государства, политических партий и других политических институтов и структур. Именно эти политические институты создают организационную основу политики и позволяют ей выполнять определенные функции в обществе, прежде всего, управлять социальными процессами.

Рассмотрев все эти подходы, можно дать следующее определение: политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между большими социальными группами людей и ставящая своей целью борьбу за завоевание, удержание и использование государственной власти, управление социальными процессами.

3.Термин «политическая наука» получил признание в конце XIX в., а процесс выделения политологии в самостоятельную дисциплину завершился в начале XX в. Тогда же во многих странах возникли специальные институты политобразования. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра истории и политической науки. В 1871 г. во Франции появилась свободная школа политической науки, в которой обучались и одаренные юноши из России. В 1903 г. начала работать Амери­канская ассоциация политических наук. В это же время изучались идеи о власти, государственном управлении, парламентаризме и политических партиях в России.

Политология вобрала в себя многолетний опыт преподавания политической науки в разных странах мира, в том числе и в нашей стране. В советский период ее проблемы изучались в курсах философии, политэкономии, теории социализма, правоведения. С 1989 г. она стала учебной дисциплиной и преподается в высших учебных заведениях Беларуси. Наша республика, провозгласившая свой госу­дарственный суверенитет, принявшая свою Конституцию, не может обойтись без науки о политике. В 1993 г. была создана Белорусская ассоциация политических наук.

4.Первые попытки осмысления политической жизни делались в глубокой древности. Изучением политики занимались такие античные ученые, как Платон и Аристотель. Политика, по определению Платона, царское искусство, требующее знаний по управлению людьми. Лучшими формами государственного устройства философ считал аристократию и монархию, наихудшими же – демократию и тиранию, поскольку первая ведет к своеволию и безначалию, а вторая держится на вероломстве и насилии.

Политика, по Аристотелю, – управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни.

Следующий период в развитии европейской политической мысли – Средневековье (конец V – середина XVII в.) – характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на духовную жизнь общества религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на государственное управление. Виднейшим идеологом католицизма и феодализма в средние века был доминиканский монах Фома Аквинский (1225–1274). Взяв из учения Аристотеля ряд идей, он пытался приспособить их к своим религиозным взглядам. Будучи сторонником общественного неравенства и эксплуатации, Аквинский считал, что они установлены Богом. Божьей воле он приписывал и существование монархии на земле, сторонником которой был сам. Светской власти, доказывал он, принадлежат только тела людей, а их души принадлежат Богу, церкви и папе римскому, которому должны подчиняться все, в том числе и монархи.

В этот период начинают зарождаться политические идеи на территории современной Беларуси. Их зарождение связано с именами Е. Полоцкой и К. Туровского, и направлены они были на укрепление единства восточнославянских земель.

Период Возрождения (XIV–XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические (человеческие) ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие, проявление творческих способностей и т. д.

Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был Никколо Макиавелли (1469–1527). В сочинении «Государь» и других книгах он противопоставлял теологической (религиозной) концепции теорию светского (нерелигиозного) государства, возникновение которого определял потребностью в обуздании эгоистической натуры человека, присущего ему стремления к власти и собственности, ненависти, злобы и коварства. Одна из главных функций государства – защита частной собственности.

Проводниками идей Возрождения в Беларуси являлись Ф. Скарина, С. Будный, Л. Сапега и др.

Период Нового времени (XVII–XVIII вв.) характеризовался укреплением капитализма, борьбой буржуазии за власть, буржуазными революциями в Англии, Голландии и Франции.

Одной из главных проблем в политической пауке этого времени была проблема взаимоотношений личности и государства. Взаимодействию этих субъектов политики была посвящена теория «естественных прав».

Теория «естественных прав» была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления феодального общества и обосновывала равенство людей, данное им природой. Сторонники этой теории выступали за законодательное закрепление свободы убеждений и действий людей, права обладания и распоряжения собственностью, гарантий от произвола и т. д.

Теория «естественных прав» человека дополнялась теорией «общественного договора», согласно которой государство возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Государство, образованное волеизъявлением свободных людей, должно обеспечить охрану их прав, свобод, не гарантированных в естественном состоянии. В разных вариантах теории «естественного права» и «общественного договора» интерпретировали и развивали Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо и другие мыслители эпохи.

Большой вклад в развитие политической мысли во второй половине ХХ в. внесли немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс, которые дали развернутый анализ современного им капиталистического общества и обосновали неизбежность его перерастания в новое социалистическое общество.

Контрольные вопросы

1. Что такое политология и что она изучает?

2. Дайте определение политики – главного объекта изучения политологии.

3. Назовите методы политологии.

4. Какова структура политологии?

5. Раскройте основные функции политологии.

6. Чем отличаются политические взгляды Платона и Аристотеля?

7. Назовите особенности политических идей Средневековья.

8. Что такое «макиавеллизм»? Приведите примеры его проявления в деятельности известных политических деятелей.

9. Раскройте особенности политических теорий западноевропей­ских мыслителей XIX в.

10. Чем характеризуются политические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса?

11. Раскройте особенности политической мысли России в эпоху феодализма.

12. В чем различия взглядов «западников» и «славянофилов» на политическое и экономическое устройство России?

13. Назовите характерные черты политической мысли в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Как они проявились в трудах Ф. Скорины, С. Будного, А. Волана и других мыслителей?

14. Каковы особенности революционного демократизма в Беларуси?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.