Выбор коэффициентов смещения зубчатых колес.
Коэффициенты смещения x4’ и x5:
Определение типа зубчатой передачи.
Определяем сумму коэффициентов смещения:
.
Т.к. , зубчатая передача является положительной.
Определение размеров зубчатой передачи.
Считаем, что зубчатые колеса нарезаны инструментальной рейкой с исходным производящим контуром по ГОСТ 13755-81, поэтому для определения размеров зубчатого зацепления принимаем:
- коэффициент высоты головки ;
- коэффициент радиального зазора ;
- угол исходного контура ;
- коэффициент радиуса кривизны переходной кривой .
В нижеследующих формулах принято m = m1 = 2,5 мм.
z4’ = 18; z5 = 42
а) делительный шаг зубьев:
[мм].
б) радиусы делительных окружностей колес:
[мм]; [мм].
в) радиусы основных окружностей колес:
[мм];
[мм].
г) из уравнения зацепления находим инволюту угла зацепления:
.
д) из таблицы инволют находим угол зацепления:
.
е) делительное межосевое расстояние:
[мм].
ж) межосевое расстояние зубчатого зацепления:
[мм].
з) коэффициент воспринимаемого смещения:
.
и) радиусы начальных окружностей зацепления:
[мм];
[мм].
к) делительная высота ножек зубьев:
[мм];
[мм].
л) делительная высота головок зубьев:
[мм];
[мм].
м) проверка из условия равенства полной высоты зубьев:
[мм]; [мм].
н) радиусы окружностей вершин зубьев колес:
[мм];
[мм].
о) радиусы окружностей впадин зубьев колес:
[мм];
[мм].
п) делительная окружная ширина впадин зубьев:
[мм];
[мм].
р) делительная окружная толщина зубьев:
[мм];
[мм].
с) проверка по величине делительного шага зубьев:
[мм]; [мм].
т) определим угол давления эвольвенты на окружности вершин и его инволюту:
[рад];
[рад];
.
у) толщина зубьев на окружности вершин:
[мм];
[мм].
ф) определяем коэффициент перекрытия зубчатой передачи:
х) ориентировочное значение коэффициента потерь на трение зубьев:
,
где f = 0,1 – коэффициент трения скольжения в зацеплении стальных колес (при наличии смазки).
ц) ориентировочное значение к.п.д. зубчатой передачи (без учета потерь в подшипниках):
.
2.4. Построение плана зацепления зубчатых колес.
Для построения плана эксплуатационного зацепления зубчатых колес на чертежном листе принимаем масштабный коэффициент .
На чертеже изображаем зубчатые колеса в положении, когда точка контакта пары зубьев совпадает с полюсом зацепления P.
Показываем теоретическую линию зацепления N4’N5, а также ее активную часть AB.
На профилях соприкасающихся зубьев выделяем рабочие участки a1b1 и a2b2, соответствующие активной части AB линии зацепления.
Активную часть AB линии зацепления разбиваем на 5 равных участков, граничные точки которых обозначаем 1, 2, 3, 4. Соответственно этим точкам на рабочих участках профилей отмечаем пары сопряженных точек; затем выделяем сопряженные участки профилей.
С целью проверки правильности графических построений выполним следующие проверки.
Проверка по толщине зубьев на окружности вершин:
;
.
Проверка по коэффициенту перекрытия:
.
Относительная погрешность:
.
Определение коэффициентов удельного скольжения зубьев.
Коэффициенты удельного скольжения для зубьев 4’-го и 5-го колес определяются соответственно по формулам:
; ,
где r4’ и r5 – радиусы кривизны профилей в сопряженных точках;
z4’ и z5 – числа зубьев колес.
Рассчитаем значения коэффициентов и для точек N4’, A, 1, 2, P, 3, 4, B, N5 линии зацепления и занесем в таблицу 2.1.
Масштабный коэффициент для построения диаграммы коэффициентов удельного скольжения принимаем .
Таблица 2.1. Таблица качественных показателей зубчатого зацепления.
Точка
| N4’
| A
|
|
| P
|
|
| B
| N5
| r4’, мм
|
| 32,18
| 41,13
| 50,06
| 52,09
| 59,09
| 67,94
| 76,89
| 173,63
| r5, мм
| 173,63
| 141,45
| 132,5
| 123,57
| 121,54
| 114,54
| 105,69
| 96,74
|
| η4’
| -
| -0,88
| -0,38
| -0,06
| 0,00
| 0,17
| 0,33
| 0,46
|
| η5
|
| 0,47
| 0,28
| 0,05
| 0,00
| -0,20
| -0,50
| -0,85
| -
| rпр, мм
|
| 26,216
| 31,387
| 35,627
| 36,463
| 38,980
| 41,356
| 42,840
|
| υ
| +
| 0,095
| 0,080
| 0,070
| 0,069
| 0,064
| 0,060
| 0,058
| +
|
Определение коэффициента удельного давления зубьев.
Коэффициент удельного давления зубьев определяется по формуле:
,
где – приведенный радиус кривизны в точке контакта;
m – модуль зацепления.
Рассчитаем значения и для точек N4’, A, 1, 2, P, 3, 4, B, N5 линии зацепления и занесем в таблицу 2.1.
Масштабный коэффициент для построения диаграммы коэффициента удельного давления принимаем .
Синтез кулачкового механизма
Цель работы: спроектировать несмещенный кулачковый механизм c плоским толкателем, обеспечивающий заданный закон движения толкателя.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|