По видам изделий и работ.
Планирование — центральная функция управления.
Управление - определение целей деятельности и организации работ группы людей таким образом, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности; процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать цели организации и достичь их.
В теории планирования выделяют 3 стороны:
социально – экономическую, которая выражает экономические и социальные процессы расширенного вопроизводства, т.е. объект планирования;
методологическую, отражающую совокупность принципов и методов планирования, т.е. инструментарий познания и активного воздействия на социально – экономические процессы;
организационную, которая отражает структуру плановых органов и технологии разработки планов, т.е. субъект планирования.
Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для их достижения. По сути и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:
1. В каком состоянии организация находится в настоящее время?
2. В каком направлении хочет двигаться организация?
3.Каким образом организация собирается сделать это?
Сущность планированиясостоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.
Основная цель -интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.
Планирование –систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернатив в ожидаемых условиях.
Рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности на различных предприятиях и фирмах состоит в разработке вариантов желаемого будущего и нахождения путей более эффективного приближения к нему.
Планирование— это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу.
Планирование является центральным звеном хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия в
зарубежной практике определяют одним понятием «менеджмент».
В общем виде планирование – это совокупность действий предприятия по определению целей развития и путей их достижения. Планирование создает для предприятия следующие преимущества:
- подготавливает предприятие к использованию благоприятных условий внешней среды в будущем;
- улучшает координацию действий внутри предприятия;
- способствует рациональному распределению ресурсов;
- формирует обязанность и ответственность работников;
- улучшает контроль.
Возможности планирования в организациях ограничены рядом объективных и субъективных причин:
1. неопределенность рыночной среды;
2. издержки планирования. Предел планирования определяется уровнем издержек обращения. Минимальный результат недопущения грубых ошибок в экономической деятельности, т.е. предвидение неблагоприятных обстоятельств будущего и уход от них.
3. масштабы деятельности. Объем деятельности организации могут ограничивать или расширять возможности планирования.
2. Сущность и функции планирования в управлении.
Планирование - это разработка и корректировка плана включающего предвидения, обоснования, конкретизацию, описание деятельности предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу.
Планированием поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов нацеленных на получение максимальной прибыли. План утверждается руководителем и имеет силу приказа. В нём указывается:
1. цель деятельности предприятия и структура на планируемый период, показатели.
2. средства достижения цели.
3. правила и сроки увязки елей и средств по этапам на весь период действия плана.
4. этапы и сроки выполнения работ.
5. исполнители плана по срокам и видам работ, средства контроля плана.
Планирование объединяется одним понятием – менеджмент. В зарубежной литературе управление и планирование представлено следующим образом:
| | | | | | | Управление деловой и хозяйственной деятельностью
| | | Планирование хозяйственной деятельности
| | | Контроль деловой и хозяйственной деятельности
| |
= +
| | | | | | | | | Планирование производства
| | | |
= +
План предполагаемого бизнеса является основой контракта между предприятием и финансистом вкладчиком. Это общепринятый прием менеджмента для всех стран мира. Он составляется на 5 лет вперед. В условиях конкурентной борьбы за потребителя поставщики (производители) вынуждены тщательно планировать свою деятельность на основе высокого качества обслуживания клиентов.
Функции управления в планировании предприятия.
Управление
Управление процессом производства
| Планирование производства
| Контроль и регулирование производства
| Управление финансовой деятельности
| Финансовое планирование
| Контроль и регулирование финансовой деятельности
| Управление персоналом
| Планирование персонала
| Контроль и регулирование персонала
| Управление маркетингом и сбытом продукции
| Планирование маркетинга и сбыта продукции
| Контроль и регулирование сбыта продукции
| Управление материально – техническим обеспечением
| Планирование поставок запасов и материалов
| Нормирование, контроль и использование материалов
| Управление инвестиций и нововведениями
| Планирование инвестиций и нововведений
| Контроль и регулирование инвестиций и нововведений
| Задача планирования и основные исполнители
Задачи планирования
| Основные исполнители
| Проектирование ближайшей и отдаленной перспективы по датам (дд.мм.гг.)
| Руководители предприятия, всех рангов, функциональные отделы предприятия.
| Организация исполнения
| Руководители структурных звеньев. Начальники цехов, отделов, мастера, бригадиры.
| Контроль исполнения
| Руководители предприятия и специалисты.
| План –это целевое описание последственно связанных действий в котором постадийно от начального этапа и до конца планового периода характеризуется обязательное качественное и количественное состояние планируемого объекта. Цели и задачи плана на всех этапах его исполнения увязываются с ресурсами необходимыми для получения заданного результата, с помощью обратной связи осуществляется контроль исполнения плана.
3. Основные принципы и методы планирования.
В современной науке выделяют пять классических принципов, сформированных А. Файолем: 1.Необходимость. Программа предстоящих действий безусловно необходима, так как прежде чем действовать, нужно знать чего хотим и что можем, а отсутствие плана сопровождается, как правило, колебаниями в принятии решения, ошибочными маневрами, переменой ориентации. Этот принцип отвечает требованию рынка по рациональному использованию ограниченных ресурсов.
2. Единство. Принцип предполагает взаимоувязку всех видов планов, наличие сводного плана по определенным разделам и показателям.
3. Непрерывность. В процессе хозяйственной деятельности на смену одному плану приходит другой (например, по обновлению продукта, повышению эффективности и т.д. в зависимости от целей). Кроме того, по периоду времени от стратегического плана – переход к тактическому, а затем к оперативному, т.е. осуществляется взаимодействие долгосрочных и краткосрочных планов.
4. Гибкость. Этот принцип предполагает возможность необходимых корректировок и уточнений показателей, а также координации действий в связи с постоянными изменениями в технике, технологии, организации производства, которые приводят к снижению расхода ресурсов и повышению эффективности как производственной, так и экономической деятельности.
5. Точность. Соблюдение данного принципа зависит от систем и мето-дов, применяемых при планировании. Она может быть любой, но при обеспечении допустимой эффективности производства.
Кроме перечисленных принципов, в науке и практике планирования широко известны следующие общеэкономические принципы:
системность
целенаправленность
комплексность
оптимальность
самостоятельность
объективность
научность
сбалансированность
эффективность
директивность
риск и другие
Для практической реализации планирования важно соблюдать принципы планирования:
Ø Принцип единства (системности). Понятие системы означает существование совокупности элементов внутри предприятия, взаимосвязь между ними, т.е. все план должны представлять собой взаимосвязанную систему, имеющую единую направленность.
Ø Принцип непрерывности. Предполагает скользящий характер планирования.
Ø Принцип гибкости. Связан с принципом непрерывности и заключается в придании плану способности адаптироваться к внешней среде.
Ø Принцип комплексности. Предполагает отражение в планах всех направлений деятельности предприятия во взаимосвязях.
Ø Принцип выделения приоритетных направлений развития.
Ø Принцип многовариантности. Позволяет выбрать наилучшую возможность достижения цели.
Ø Принцип контроля. Предполагает не только учёт выполнения плана, но и предупреждение возможных диспропорций развития предприятия и выявления резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Основополагающие принципы планирования:
Ø - Полнота планирования
Ø - Детализация планирования
Ø - Точность планирования
Ø - Простота и ясность планирования
Ø - Непрерывность планирования
Ø - Эластичность и гибкость планирования
Ø - Экономичность планирования
В планировании используется 2 подхода:
Целевой – основан на определении показателей финансово - хозяйственной деятельности исходя из поставленной цели. При нём ресурсы необходимые для достижения цели рассчитываются на 2 этапе, после расчета потребности в ресурсах в процессе анализа определяют, можно ли достичь цели за счет имеющихся ресурсов или их необходимо увеличить. Он используется в долгосрочном и среднесрочном планировании.
Ресурсный – предполагает планирование объемов и результатов предприятия исходя из имеющихся на начало планового периода экономических показателей эффективности их использования. Он используется в краткосрочном планировании.
Основные методы планирования
Методы планирования – это совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых решений. На основе принципов рыночного планирования развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования.
Используют при составлении планов как абсолютные, так и относительные показатели. Абсолютные – характеризуют значения показателей в натуральном и денежном выражении. Относительные – характеризуют динамику соответствующих величин и их структуру (измеряются в % роста или прироста, отражают удельный вес частных составляющих в общем показателе). В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей, различают следующие наиболее применяемые на предприятии методы планирования:
нормативный балансовый системно – аналитический програмно - целевой
проектно - вариантный (метод оптимизации технико-экономических решений)
математические
Ни один из методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия, его внутренней и внешней среды. В ходе системного анализа можно выявить все основные факторы, ограничивающие рост и мешающие планомерному развитию, выбрать пути преодоления отрицательных явлений, что позволит повысить эффективность всей деятельности.
Рассмотрим кратко содержание методов планирования.
Нормативный метод – один из способов разработки плановых документов, обоснования плановых решений и основан на использовании системы норм и нормативов, которая должна отражать прогрессивность достижений научно – технического прогресса и важнейшие цели развития предприятия или экономики в целом.
Нормативный -основан на использовании планирования норм и технико-экономических нормативов. Различают:
ü Государственно-экономические нормативы– определяют условия деятельности предприятия (ставки, налогов, МРОТ, продолжительность рабочего времени);
ü Отраслевые – (норма расхода сырья, материалов, топлива, энергии) на единицу продукции определенного качества.
ü Нормы и нормативы, разработанные на предприятии (нормы труда, выработки времени, сдельные оценки оплаты труда, нормы запаса сырья, материалов, готовой продукции, норма амортизации основных средств).
Балансовый метод имеет широкое применение на уровне территорий, отраслей и народного хозяйства в целом и предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, регионов и страны в целом.
Балансовый метод исходит из того, что каждый вид продукции является, с одной стороны, результатом какой – либо деятельности, с другой – ресурсом для потребления и позволяет увязывать натурально – вещественные и стоимостные пропорции. Планирование означает, что план обосновывается составлением балансов, в которых увязываются (балансируются) потребности и источники их удовлетворения. Различают балансы материальные, трудовые и финансовые.
Балансовый –наиболее распространенный метод позволяет обеспечить пропорции между различными сторонами хозяйственной деятельности.Различают:
ü Натуральный – составляют в натуральных единицах (пр.: балансы валовой с\х продукции, которые увязывают объемы производства и с\х продукции);
ü Стоимостной - разрабатывается в денежном выражении (пр.: баланс доходов – расходов, баланс показателей оборота в оптовой и розничной торговле);
ü Рабочей силы, рабочего времени– используют для планирования численности работников.
Програмно – целевой метод предполагает разработку целевых, комплексных программ и обоснование плановых решений отдельных проблем, важнейших задач предприятия. Целевая комплексная программа (ЦКП) – это документ, где отражаются цель и комплекс мероприятий по всем направлениям с целью реализации проблем, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Как правило, ЦКП формируется в составе прогнозов.
Метод оптимизации технико – экономических решений основан на выборе наилучшего варианта по наиболее эффективному использованию ресурсов и конечных результатов.
Математические методы применяются крупными компаниями для обоснования рациональных решений. При этом используется математика для выделения наиболее существенных связей экономических переменных и объектов с целью решения целого комплекса взаимоувязанных проблем. Это решается с помощью математических моделей. Математическая модель – это система выражений, описывающая характеристики объекта моделирования и взаимосвязи между ними.
Расчётно – аналитический – используется при отсутствии норм и нормативов. Основан на анализе экономических процессов, расчёте влияния различных факторов на показатели финансовой деятельности предприятия (прогнозирование темпов роста денежных доходов населения, прогнозирования цен на ресурсы).
Экстраполяция – выявление тенденций развития и перенесения выявленных тенденций на будущее. Используется в краткосрочном и среднесрочном планировании, при условии, что выявленная тенденция носит устойчивый характер.
Метод экспертных оценок– он предполагает использование мнений специалистов – экспертов для принятия плановых решений. Их используют на стадии прогнозирования спроса конъюнктуры рынка.
Экономико-математический– используют в тех случаях, когда экономические показатели формируются под влиянием множества факторов или в условиях неопределенности. Они представляют постановку экономической задачи в математической форме с помощью корелляционного и регрессионного, теория игр и др.
Тема 2. Содержание и организация планирования на предприятии.
1. Виды планов, их характеристика, задачи.
2. Система планов предприятия и их взаимосвязь.
3. Организационные структуры планирования на предприятии.
4. Процесс (этапы) планирования. Использование программного обеспечения и программных продуктов при плановых расчетах.
1. Виды планов, их характеристика, задачи.
Виды планирования:
- По степени охвата --общее планирование и частичное планирование
- По содержанию предпринимательской политики --стратегическое планирование, тактическое планирование и оперативное планирование.
Результатом планирования является система стратегических (долгосрочных), среднесрочных, текущих (краткосрочных) и оперативно-производственных планов.
Стратегическое планирование – это планирование на 5-10 или более лет. Основная задача – анализ, прогноз определения политики и приоритетов развития предприятия или фирмы на перспективу.
Среднесрочное планирование – это планирование на 2-3 года с указанием конкретных целей, количественных характеристик, основных показателей объемов производства как в натуральном, так и в стоимостном выражении и предполагаемых ресурсов.
Текущее планирование – его основная задача – разработка годовых, квартальных и месячных планов деятельности в разрезе всей выпускаемой номенклатуры и оказания услуг как в целом по предприятию, так и в разрезе подразделений. Должны быть указаны издержки, цены, нормативы и использованы при расчетах.
Оперативно-производственное планирование – его задача разработка, контроль и организация плана выпуска продукции по всей номенклатуре в разрезе цехов предприятия на основе суточных, сменных и годовых графиков.
- По объектам (сферам функционирования) --планирование сбыта, планирование производства, планирование персонала, планирование заготовок, инвестиционное планирование, планирование финансов
- По глубине планирования --глобальное, контурное, ограниченное по заданным рамкам и детальное
- По временному горизонту планирования --краткосрочное планирование, среднесрочное планирование и долгосрочное планирование.
Планы делятся на:
1) долгосрочные (прогнозы);
2) перспективные: определяют стратегические задачи развития предприятия (на длительный период времени);
3) текущие (годовые): составляются с учётом перспектив развития предприятия и конкретизируют задачи функционирования предприятия в зависимости от внешних факторов в конкретном временном отрезке;
4) оперативные (квартальные, месячные) — это планы повсеместного руководства производства.
Эти виды планов дополняют друг друга и должны быть связаны органически между собой.
В зависимости от срока, на который разрабатываются планы:
- Перспективное (долгосрочное) планирование. Охватывает период более 5 лет. Предназначено для определения долгосрочной стратегии организации, включая социально – экономическое и научно – техническое развитие. Это планирование следует отличать от прогнозирования. Прогнозирование – это предвидение которое строится на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем. Оно выступает как один из этапов перспективного планирования.
- Среднесрочное планирование. Осуществляется на период от 1 до 5 лет.
- Текущее (краткосрочное) планирование. До года, включая недельное, месячное, квартальное планирование.
- По координации во времени --планирование по календарным срокам (последовательное) и скользящее (перекрывающее) планирование
- По методам реализации --директивное и индикативное, жесткое и гибкое
Директивное – представляет собой процесс принятия решений имеющих обязательный характер. Может иметь место: - как средство решения задач имеющих общенациональное значение; - в организациях при текущем планировании и управлении принятия решения о конкретных действиях.
Индикативное– носит направляющий регулирующий характер, как инструмент управления используется на макроуровне, в организациях применяется при составлении перспективных планов.
Классификация Р.Л. Акоффа(временная ориентация планирования)
Планирование
| Ориентация
| Реактивное
| На прошлое
| Инактивное
| На настоящее
| Преактивное
| На будущее
| Интерактивное
| Взаимодействие прошлого, настоящего и будущего
| Внутрифирменное планирование —это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
Бизнес – планирование – применяется для организации производства новых товаров, новых предприятий. Оно конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития организации.
Планирование находит своё выражение в составлении планов. Свойства планов:
- Преемственность (взаимосвязь планов разного уровня)
- Непрерывность (взаимосвязь планов различного назначения)
- Стабильность (отсутствие пересмотров планов в конкретном, относительно коротком промежутке времени).
К каждому плану предъявляются требования технико-экономического обоснования, то есть единства техники и экономики.
Планы, как правило, составляются в два этапа:
1. Предварительный этап (проект плана): на основе ожидаемого выполнения плана за предыдущий период и внешних факторов, определяющих деятельность предприятия в конкретной временной ситуации.
2. Окончательный: после внесения всех уточнений и дополнений в разработанный проект.
В настоящее время отсутствует этап утверждения плана, какими бы то ни было вышестоящими организациями и органами.
В основе производственного плана были раньше конкретные цифры. Сейчас планирование — прерогатива самого предприятия.
Окончательный вариант плана доводится до конкретных исполнителей.
Плановое задание является программой того или иного подразделения предприятия.
Общее руководство плановой работы осуществляет руководитель предприятия. Методическое же руководство осуществляют руководители экономических служб.
По содержанию и форме различают следующие виды планирования и вид планов.
По уровням управления предприятия:
- на планы общефирменные, цеховые, отделов, работы участков, бригад.
По видам изделий и работ.
ü Планы по выпуску продукции освоенные производством.
ü Находящиеся в процессе освоения
ü Проектируемые к освоению производства в будущем.
2. Система планов предприятия и их взаимосвязь.
Объекты планирования:
К обособленным специфическим объектам планирования относятся (на примере предприятия по изготовлению и выпуску продукции):
•научно-техническая подготовка производства;
•основное производство (выпуск продукции);
•вспомогательное и обслуживающее производство;
• качество продукции;
• труд и заработная плата;
• кадры;
• маркетинг;
• материально-техническое снабжение;
• сбыт продукции;
• финансы;
• инвестиции;
• социальное развитие и т. д.
Формы организации планирования:
«сверху вниз»
«снизу вверх»
встречное планирование:
«цели – вниз, планы – вверх»
Планирование на предприятии включает определённый перечень взаимосвязанных планов.
- План основных направлений развития предприятия – планируется на длительный период
(10-15 лет) и отражает главную цель на момент составления плана, результаты прогноза изменений в развитии внешней среды, торговую стратегию и возможность увеличения предложения на действующих рынках.
2. Перспективный план развития предприятия – отражает основные этапы предложения, перспективу изменений внешней среды, долю об участии каждого подразделения предприятия в создании готовой продукции в повышении доли новой продукции и план инвестирования.
3. План текущей хозяйственной деятельности предприятия (оперативное планирование) – предусматривает разработку основных экономических показателей, стратегию ценообразования и объема сбыта готовой продукции, методы стимулирования рекламной деятельности, материально-техническое обеспечение производства, текущие планы по труду, себестоимости, финансовые планы, план капитальных вложений и капитального строительства.
4. Специальные программы и проекты – перечень специальных планов включает систему мероприятий или заданий объединенных общей целью с учетом характера, масштаба целей и возможности ресурсного обеспечения. Структура специальных планов зависит от стратегии развития предприятия.
Технология планирования включает:
- Определение и обоснование основной цели и вытекающих из неё задач предприятия;
- Оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей.
- Детализация задания по видам и объемам работ, по исполнителям, по рабочим местам, срокам исполнения.
- Детальные расчеты затрат и получаемых результатов по этапам и на весь период планирования.
- Организация и контроль исполнения плана.
Для разработки плана специалистам требуется информация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных поступает большой объем внутренней информации:
ü Наличие и структура производственных мощностей, возможность переналадки на выпуск новых изделий;
ü Кадры, численность и профессиональный состав;
ü Наличие и потребность в оборотных средствах;
ü Финансы, собственные и заёмные средства;
ü Структура новых научно-технических разработок.
Отбор и анализ информации относятся к предплановой работе специалистов, она включает:
ü Анализ ресурсов и потенциала предприятия;
ü Прогнозирование представителей деятельности предприятия;
ü Маркетинг рынков продаж и закупок.
Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей:
ü План производства и реализации производства продукции;
ü План материально – технологического обеспечения;
ü План по кадрам и зарплате;
ü Финансовый план.
Планирование производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные части общего плана.
Укрупненная структура плана деятельности предприятия
3.Организационные структуры планирования на предприятии.
Планирование как составная часть процесса управления предприятием может иметь следующие организационные формы:
– централизованная форма планирования;
– децентрализованная форма планирования.
Соответственно этим формам строится система плановых органов конкретного субъекта хозяйствования.
В фирме с централизованными функциями планирования при высшем руководстве создается специальная служба планирования, например отдел планирования и контроля. Она подчиняется непосредственно директору или заместителю директора, занимается разработкой перспективных и текущих планов и следит за ходом их выполнения.
При централизованной системе планирования легче координировать работу взаимосвязанных подразделений фирмы. Однако с расширением масштабов ее деятельности, усилением процесса диверсификации планировать работу из одного центра становится невозможным.
При децентрализованной форме внутрифирменного планирования, характерной для крупных организаций, плановая работа осуществляется на трех уровнях. На уровне высшего руководства компанией имеется центральная служба планирования, занимающаяся разработкой только перспективных планов. В каждом производственном отделении имеется свой плановый отдел, составляющий текущий план комплекса своих предприятий. На каждом предприятии есть отдел производственного планирования и контроля, занимающийся текущим технико-экономическим и оперативно-календарным планированием.
Отделение – это крупное производственное объединение, в которое входят предприятия двух уровней. Первый уровень – предприятия с высокой степенью специализации, изготавливающие полуфабрикаты. Они поставляют продукцию на сборочные предприятия второго уровня, где изготавливается конечный продукт.
Каждое предприятие подходит к выбору организационной структуры планирования строго индивидуально. Тем не менее, можно выделить ряд признаков, определяющих схему организационной структуры планирования.
Во-первых, организация плановой работы во многом зависит от размера и типа предприятия.
Малая фирма располагает простейшей структурой управления, а, следовательно, каждый работник должен выполнять несколько функций.
Директор (как правило, главный собственник) выполняет функции постановки задач стратегического, текущего и оперативного планирования, а также организации групповой деятельности, контроля, мотивации труда. Кроме этого, часто приходится выполнять и функции менеджера по маркетингу, продвигая свой товар на рынок и рекламируя его, а также менеджера по
персоналу и др.
Главный бухгалтер, кроме прямых своих обязанностей по учету хозяйственной деятельности и ведению баланса, должен выполнять и функции по анализу и планированию финансово-экономической деятельности, связанные с экономией затрат, движением финансовых потоков,
эффективностью использования ресурсов.
Менеджер по производству, как правило, совмещает свои прямые производственные функции со снабжением ресурсами, сбытом продукции, обеспечением производства оснасткой, инструментом, набором кадров.
В среднем бизнесе главный предприниматель (или генеральный директор) уже делегирует выполнение определенных функций планирования соответствующим менеджерам: по маркетингу, по финансовому и экономическому управлению, по производству, по управлению кадрами и т. п.
Для работы привлекаются профессионалы, владеющие современной технологией управления, принятия решений и ведения бизнеса. Однако сами функциональные группы управления по численности невелики.
В больших фирмах размеры служб планирования варьируются от одного-двух до 100 человек. Крупные службы планирования включают в себя как профессиональных плановиков, так и технический персонал.
Для организации работ крупных служб планирования необходима должность администратора,
который координирует процесс планирования: устанавливает порядок и ведет контроль за составлением документации по планированию, организует проведение профессиональных совещаний, оформляет и распространяет итоговые документы этих совещаний и т.д. В последнее время в связи с созданием стратегических хозяйственных центров в крупных подразделениях организаций и общей тенденцией к децентрализации внутрифирменного планирования характерным становится сокращение чрезмерно расширившихся центральных служб планирования до 20-25 человек.
Во-вторых, на организацию системы планирования оказывает влияние отраслевой признак или принадлежность предприятия к одной из следующих групп: отраслевой, многоотраслевой и межотраслевой.
К отраслевой группе относятся предприятия (объединения), деятельность которых ограничивается какой-нибудь одной отраслью промышленности.
Практика показывает, что организационная структура планирования в таких хозяйствующих субъектах относительно проста. В одних хозяйствующих субъектах планирование полностью централизовано на уровне высшего руководства, в других – централизация в планировании подведомственными предприятиями на уровне отделений сочетается с децентрализацией в руководстве отделениями со стороны высшей администрации.
Группа многоотраслевых субъектов хозяйствования объединяет, как правило, крупные промышленные концерны, которые по характеру своей продукции заняты в двух – трех и более отраслях промышленности.
Громоздкий аппарат управления на практике требует строгой субординации. Выделяется четыре уровня управления: высшая администрация, руководство производственных групп, отделений и предприятий.
Особенности управления и планирования для данной группы предприятий: централизация финансового контроля, снабженческо-сбытовых функций и др.; самостоятельное составление текущих производственных планов отделениями и предприятиями.
Такая структура аппарата управления, с одной стороны, разгружает высшее руководство от повседневной текущей работы по управлению предприятиями и позволяет сосредоточить внимание на проблемах стратегического планирования, а с другой – создает условия для более четкого планирования и руководства работой предприятий со стороны производственных групп и отделений.
Относящиеся к межотраслевым компаниям субъекты хозяйствования специализируются на выпуске продукции, потребляемой отраслевыми и многоотраслевыми предприятиями и объединениями. Являясь поставщиками многих предприятий и объединений различных отраслей промышленности, они занимают как бы межотраслевое положение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|