Сделай Сам Свою Работу на 5

Межгрупповые схемы. Осн стратегии отбора и подбора испытуемых в группы.





У испыт любой потенциальной группы есть довольно много различий:

- пол

- возраст

Нельзя утверждать, что абсолютно все известные индивид характеристики имеют отношение к изучаемому виду деят-ти, но на практике таковой может оказаться каждая из них (прим длина волос может свидетельствовать об образе жизни испыт, а тот влиять на стиль обучения).  экспериментатор должен быть оч внимательным к индивид различиям при разделении на групы.

Сущ 3 эффективные стратегии набора различных групп для разных экспер условий. Они назыв схемами сравнения групп.

1. случайная стратегия – испыт распределяют случ образом, т.е каждый участник эксперимента может с одинаковой вероятностью попасть в любую группу. Осн условие применения этой стратегии – достаточно больше число испыт в каждой группе. Это случ распределение групп.

2. стратегия подбора пар – этот способ связ с выделением очевидных и подлежащих градации индивид хар-к, причем эти хар-ки должны быть связана с исслед видом деят-ти. Подбираются пары испыт мах сходных др с др по данным хар-ам, а затем кажд из них зачисляется в 1 из групп – это попарное распределение групп



Обе стратегии позволяют уйти от систематич смешения. Стратегия №2 позволит достичь большого подобия групп с одним и тем же числом испыт, если основание попарного сравнения действит связано с изуч видом деятельности.

3. стратегия случ распределения слоев – эту стратегию можно назвать смешенной, т.к в ней объедин принципы подбора пар и случ выбора (слой: прим. пол). Это случ распределение групп с выделением слоев.

Если различия между слоями связ изучаемым видом деят-ти, то данная стратегия будет иметь преимущество по сравнению с простым случ распределением. Здесь потребуется меньшее кол-во испыт. Если такой связи нет, то случ распределение слоев дает те же результаты что и обычная случ стратегия. Выделение слоев – это один из вариантов подбора пар.

Отбор из популяции

4. случ отбор групп (случ отбор из представителей популяции)

5. послойный случ отбор – выделение слоев можно применять вместе со случ отбором испыт внутри каждого слоя также как при случ распределении слоев – случ отбор групп с выделением слоев.



Если основание выделения слоев связ с изуч видом деят-ти, то данная процедура дает крупное преимущество. Она обеспечит лучшую представленность популяции  повышение внешней валидности.

Схемы:

Стратегия подбора пар и случ распределения и отбора с выделением слоев обеспечивает более высокую внутр валидность, чем случ стратегия. Это объясн тем, что зачастую при одно ми том же числе испыт можно сделать группы более эквивалентными.

При отборе испыт из популяции стратегией случ отбора может обеспечить также более высокую внешнюю валидность по сравнению с обычной случ стратегией.

 

 

Групповое проведение опытов и межгрупповой эксперимент.

Межгрупповые схемы. Основные стратегии отбора и подбора испытуемых в группы

Межгрупповая схема – специально отобранным эквивалентным группам испытуемых предъявляются разные уровни НП.

Строгий критерий требует рандомизации (случайного порядка) образования групп, из имеющейся выборки попадание в каждую группу основывается на таблице случайных чисел.

Основной источник угроз внутренней валидности – межиндивидуальные различия (любые различия между людьми, к-рые в межгрупповом экс-те в качестве ПП могут влиять на ЗП или взаимодействовать с НП, что нарушает вид исследуемой каузальной зависимости).

Увеличение выборок м.б. рассмотрено как путь контроля несистематической изменчивости, связанной с составом групп (приближение э-та к бесконечному).

Однако создание групп с большим числом участников проблемы неэкфивалентности выборок не решает, так как:



- и при рандомизации в разных группах могут оказаться «похожие» по одному св-ву люди;

- при больших n вступает в действие закон больших чисел – чем больше участников эксперимента, тем больше вероятность, что ПП скажутся на различии (тем больше смешений).

1. Простой план для экспериментальной и контрольной групп без предварительного тестирования.

RXO’

R O’’

О – ЗП. Рандомизация – R – здесь выступает как стратегия отбора испытуемых в группы из популяции, позволяет рассматривать группы как эквивалентные и приписывать различие в ЗП именно действию НП. Экспериментальный эффект для межгрупповых схем – рез-т сравнения выборочных значений ЗП в эксперимент. и контр. группах.

Более сложный вар-т – рандомизированный блочный план. Используется, когда образуются подгруппы в каждой группе. Уравнять эксперимент. и контр. группы с точки зр. смешения с блоковыми ПП («знание об эксперименте», ученики разных классов и т.п.) можно отправляя в случайном порядке испытуемых из каждого блока в экспериментальную и контр. группы.

Предварительное тестирование частично решает проблему учета и контроля исходного уровня ЗП, но неэквивалентность групп м.б. скрыта в неизмеренных переменных.

2. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой.

RO’XO”

RO O”

ОРД здесь подсчитывается как сравнение разницы в приращениях ЗП между эксп. и контр. условиями (О2-О1)- (О4-О3). Несмотря на хороший контроль угроз внутренней валидности, такие планы могут иметь недостаточную внешнюю валидность. Пример: при измерении установок тесты могут содержать столько непривычных утверждений, что предварительное тестирование (О1 и О3) влияет на убеждение человека.

3. План Соломона.

Обобщение зависимости между уровнями экспериментального фактора (Х) и показателями ЗП (О) может быть ошибочным при переносе на обычные группы. Сравнение четырех групп: двух экспериментальных и двух контрольных с введением фактора «наличие или отсутствие предварительного тестирования».

RO1XO2

RO3 O4

R XO5

R O6

Стратегиями подбора и отбора испытуемых контролируется фактор межиндивидуальных различий. Аспект репрезентативности испытуемых – внешняя валидность, эквивалентность групп – внутренняя валидность.

Подбор имеет место в случае, когда испытуемые не отбираются из популяции, а распределяются по группам при уже имеющемся составе испытуемых.

То есть, здесь невыполнение условия рандомизированного отбора. В случае стратегии рандомизации для отбора из популяции (см. выше) внешняя и внутренняя валидности эксперимента оказываются взаимосвязанными.

1. Стратегия послойного отбора или подбора испытуемых (стратегия случайного распределения слоев).

1) по рез-там предварительного тестирования составляют группы по выбранным хар-тикам слоев (пол, возраст и проч). Таких групп будет столько, сколько уровней выделено согласно изменениям ПП. Полученные группы однородны (по индивидуал. хар-ке).

2) Случайным образом из каждого слоя отбирают лиц в экспериментальную и контр. группы. Эксперимент. групп будет столько, сколькими уровнями представлена НП. В рез-те в каждой из отобранных (или подобранных) групп равным образом представлен каждый ур-нь ПП. Эта стратегия часто используется для контроля ДП (например, гендер).

2. Стратегия попарного уравнивания.

Применяется в случае подбора, когда выборка испытуемых уже определена, и они м.б. подвергнуты предварительному тестированию (измерение ПП, к-рый может сделать группы неэквивалентными).

1) по показаниям тестирований составить пары людей с равной выраженностью признака (а потом с менее выраженными, с еще менее выраженными…)

2) Испытуемых из каждой пары распределить между двумя группами согласно случайной стратегии или стратегии чет-нечет. Все уровни ПП эквивалентно распредлены между контр и эксп группами. В основном эта стратегия применяется на небольших выборках, когда легко проконтролировать, как ПП влияет на ЗП.

3. Случайный отбор групп.

Применяется, когда приближение к эксперименту полного соответствия предполагает реализацию Х-воздействий в реальных условиях жизнедеятельности. Напр, сравнение разных методов обучения.

Позиционное уравнивание

Позиционное уравнивание ЭТО Экспериментальная методика, используемая для подавления эффекта последовательности. Если этапы эксперимента всегда выполняются в одинаковом порядке (за условием А следует условие Б), то участники могут показать лучший или худший результат лишь вследствие порядка выполнения обоих условий (имеется в виду влияние таких факторов, как привыкание, скука, усталость и т. д.). Позиционное уравнивание не ликвидирует этот эффект, но стремится к его сглаживанию таким образом, что любое различие, возникающее вследствие порядка АБ, становится таким же, как различие вследствие порядка БА.

Условия Участник №1 АБ Участник № 1 АБ Участник №2 АБ Участник № 2 БА Участник №3 АБ Участник № 3 АБ Участник №4 АБ Участник № 4 БА

Без позиционного уравнивания

Позиционное уравнивание

В многоуровневых экспериментах, где (использование этой схемы требует слишком много времени (а межгрупповой — слишком большого числа испытуемых), применяется П. У по определенному набору последовательностей уровней,, каждая из которых предъявляется одному испытуемому (или одной группе). Таких схем П.У, или кросс-индивидуальных схем — несколько:

— реверсивное (обратное) (П.У) — предъявление двух последовательностей уровней —прямой и обратной — двум разным испытуемым (или их группам); позволяет контролировать эффекты однородного переноса;

— полное (П.У).—использование всех возможных вариантов последовательностей уровней с предъявлением каждой из них одному испытуемому (или одной группе); обеспечивают контроль эффектов неоднородного переноса, поскольку каждый уровень оказывается в каждой позиции одинаковое число раз; используется крайне редко из-за необходимости привлекать большое количество испытуемых;

— латинский квадрат (см. Квадрат латинский);

— сбалансированный квадрат (см. К. сбалансированный).

 

Вопрос 18. Истинные и доэкспериментальные планы (по Кэмпбеллу)

Критерий Кэмпбелла (относительно формального планирования).

Доэкспериментальные планы:

1. Анализ единичного случая. Понимания АЕС:

Кэмпбелл: план «только Х» или ХО. Контрольной группы нет, и ЗП измеряется после организации экспериментального воздействия. Х может вообще отсутствовать.

Задача обследования (нейро- и патопсихологическая диагностики).

Здесь не представлена организация уровней определенной НП, а использование психологических методик включает и актуализацию исследуемых процессов, и психодиагностическую направленность заключений.

Описание и объяснение психологических свойств конкретного субъекта строятся путем проверки множества гипотез, выбор которых направляется ситуацией в рамках задачи описания индивидуального случая. АЕС базируется на теории, призванной применительно к используемому методическому средству задать систему ориентиров для обсуждения актуализируемых свойств и процессов. Проблемы:

  • Должны быть нормативные показатели («норма»). Являясь экспериментальными результатами для ранее проведенных экспериментов, эти экспериментальные зависимости могут рассматриваться в качестве критериев отличия обследуемого субъекта. Пси гипотезы не обязательно будут выступать в качестве причинно-следственных.
  • Нет заранее ограничений в поле психологических гипотез. В ситуации обследования одна диагностическая гипотеза может сменять другую, одно выявленное свойство может натолкнуть на гипотезу о другом и т.д. Если заранее нет возм-ти указать общие положения, важные для понимания данного случая, то путь выдвижения гипотез будет индуктивным. В качестве методик используются функциональные пробы, за которыми как бы просматривается направленность связанных с ними гипотез, но выбор их не определен.
  • Главными регуляторами исследования служат опыт и интуиция психолога. Также надо знать жизненный контекст испытуемого, цели, задачи и поводы обследования и т.п.

2. Межгрупповые доэкспериментальные схемы:

Анализ единичного случая, где «случаем» представлена группа людей.

Например, педагогические эксперименты с одним Х-воздействием и одной группой.

Проблемы:

- возможно, в выбранной группе изначально более сильные студенты;

- возможно, понимание учащимися факта эксперимента заставило их работать более усердно;

- возможно, рез-т связан с личностью преподавателя.

Предварительное и итоговое тестирование на одной группе (О’ХО”).

По сравнению с первым, этот план лучше, т.к. учитывается величина изменения ЗП от первого ко второму измерению (т.е. есть контроль ЗП на уровнях «до» и «после» воздействия). Причины малой достоверности выводов:

1) Фактор «фона». Сначала провели первичный замер (О’), однако замер О” проходил в измененной ситуации!

2) Фактор «естественного развития». Здесь то же самое, только ситуация – изменился возраст испытуемых и т.п.

3) «Эффект тестирования». Сам факт тестирования вызывает эффект тренировки.

4) Фактор «реактивности» испытуемых. Сама по себе процедура измерения переменных может выступать стимулом для изменения поведения, оценок или мыслей испытуемых (+ «эффект Розенталя»).

Выводы по доэкспериментальным планам: в этих планах отсутствует контроль за уровнями НП, вследствие чего нельзя сделать вывод о действии НП и нельзя отвергнуть многообразия др. объяснений изменений ЗП – «третьи» переменные (т.е. указанные побочными факторами). Эти конкурирующие гипотезы не могут быть отвергнуты из-за отсутствия данных о ЗП в аналогичных условиях для контрольных групп (где нет активного уровня НП).

Истинные экспериментальные планы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.