Особенности ценообразования в энергетике
Обусловлены технологическими особенностями: непрерывного производства, невозможность складирования, отпуск энергии через общую сеть. Расчеты потребителей ведутся через специальную организацию энергосбыт. Продажа энергии осуществляется на основе договоров заключающихся с каждым потребителем. Тарифы- это система ценовых ставок, по которым осуществляется расчеты за э/э мощность т/э. Тарифы установлены франко- потребитель, то есть учитываются затраты на генерирующие или производство, передачу и распределения до потребителя. При формировании тарифов должны соблюдаться следующие принципы.
1) Каждое нормальное работающее энергопредприятие, энергосистема должны возмещать затраты и получать прибыль, следовательно тарифы размещаются по энергосистеме ,регионами и т.д.
2) Тарифы должны стимулировать потребителей к снижению максимальной нагрузки, особенно в часы максимальной нагрузки энергосистемы.
3) Энергосистема и энергопредприятие должны быть заинтересованы в снижении с/с энергии.
4) Должно быть обеспеченное правильное соотношение между тарифами и ценой топлива.
5) Методы расчеты с потребителями должны быть доступны доступны и понятны потребителям.
Характеристика оптового рынка электрической энергии
В состав с моделью конкурентного оптового рынка, он включает 3 основные сектора:
1) долгосрочный рынок двухсторонних договоров. Он рассматривается в качестве основного рынка и может составлять 80% оборота на оптовом рынке.
2) краткосрочный рынок на сутки вперед. Это организационный биржевой рынок (спот рынок). Он предназначен для оперативной реализации, дополнительного предложения или спроса, возникающего у частников рынка. Его величина 16-18%.
3) балансирующий рынок.
Особенностью российской модели оптового рынка является выделение 2х больших ценовых зон:
- Европейская часть, включая Урал
- Сибирь.
Этот подход обусловлен ограничениями пропускной способностью магистральных ЛЭП, структурой генерирующих мощностей и режимными ограничениями. Наличие системных ограничений потребовало введение принципа узлового ценообразования на спот рынке. Ценовая модель рыночных отношений предполагает введение в биржевой рынок производственных финансовых инструментов, т.е. контрактов на поставку э/э. Финансовый рынок непосредственно связан с физ. поставками энергии и защищает продавцов и покупателей от риска колебания цен, которые складываются в результате взаимодействия спроса и предложения. Обязательным этапом формирования оптового рынка является создание конкурентного рынка резерва и других системных услуг для обеспечения надежного энергоснабжения.
59. Сфера определяется границами субъектов РФ. Основой либерализации розничного рынка э/э является создание широкой сети конкурентных поставщиков. На ряду с двухсторонними договорами поставщик – потребитель на розничных рынках предполагаются организационные торги, аукционы, которые проводит администратор региональной торговой системы.
На начальном этапе формирования конкурентного рынка должен создаваться механизм страхования риска, прекращение энергоснабжения потребителя из-за потери энергосбытовой компании по различным причинам. Поэтому вводится специальный институт, гарантирующего поставщика розничного рынка. Он обслуживает в обязательном порядке регулируемый сектор розничного рынка, включая население. Гарантирующий поставщик заключает договор энергоснабжения, т.е. купли – продажи э/э в своей зональности с покупателями, обратившимися к нему. Зона действия – это территория субъекта РФ. Необходимость Г.П. обусловлено особенностями переходного периода, для которого характерно относительно низкая платежеспособность покупателей, отсутствие независимых энергосбытовых компаний, которые способны осуществлять надежные поставки на розничный рынок. Г.П. определяется по итогам открытого конкурса. Его функции временно могут быть возложены на территориальные сетевые организации. Г.П. приобретает э/э на оптовом рынке или розничном у производителей, т.е. владельцев генерирующих компаний. Поставку энергии потребителю можно осуществлять по регулируемым или по свободным ценам. Населению только по регулируемым тарифам.
60. Участниками розничного рынка являются потребители э/э, т.е. конечные потребители (базовые потребители, население, прочие потребители, организации, оказывающие услуги по передачи энергии), энергосбытовые компании.
Характеристика участников розничного рынка – энергосбытовые организации.
Они осуществляют поставку энергии по нерегулируемым ценам-тарифам, которые не должны превышать предельный уровень установленный на федеральном уровне. Покупатели выбирают поставщиков из числа энергосбытовых компаний. Энергосбытовые компании покупают энергию на оптовом рынке в конкурентном или регулируемом секторе, если этот участок рынка отвечает требованиям. Энергосбытовая компания несет ответственность за надежное и бесперебойное энергоснабжение. Наряду с прежними функциями появились новые функции.
Новые функции:
- Анализ и прогнозирование ежесуточного потребления.
- Закупка энергии на оптовом рынке
- Ценообразование
- маркетинг и прочие условия
- планирование энергосбытовой деятельности
Сущность государственного регулирования тарифов.
В соответствии с федеральным законом о государственном регулировании тарифов необходимость государственного регулирования обусловлена естественной монополией энергоснабжающих организаций.
Государственное регулирование вводится:
1. В отдельных зонах оптового рынка, либо на оптовом рынке в целом.
2. На территориях временно работающих организаций от ЕЭС России.
Государственное регулирование тарифов вводится в ЧС. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установленных экономически обоснованных тарифов на э/э и т/э или предельного уровня тарифов.
Государственное регулирование необходимо для реализации следующих целей:
1. Для защиты экономических интересов потребителей цен от монопольного повышения цен
2. Создания механизма согласования интересов производителей и потребителей энергии
3. Создание конкурентной среды
4. Создания экономических стимулов для формирования политики энергосбережения
Принципы государственного регулирования
1. Поставки энергии осуществляются по тарифам утвержденным в установленном порядке. Утверждаются ФЭК и РЭК до начала календарного года.
2. Определение экономической обоснованности тарифов, которая предполагает компенсацию с/с и прибыли.
3. определение экономически обосновынности коммерческих организаций на передачу, производство э/э.
Объекты государственного регулирования тарифов
На оптовых рынках:
- тарифы на энергию и мощность поставляемую производителями энергии по договорам заключенным с гарантирующими поставщиками.
- тарифы на энергию поставляемую в условиях ограничения или отсутствия конкурентов.
- надбавки к равновесной цене оптового рынка и т.д.
На розничных рынках:
- Тарифы и предельные уровни тарифов на энергию и мощность поставляемые населению и приравненных к ним потребителей.
- сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.
Государственному регулированию на оптовых и розничных рынках подлежат:
- тарифы по условию коммерческого оператора.
- тарифы на условиях по оперативно-диспетчерскому управлению.
-предельные уровни тарифов на условиях по оперативно-диспетчерскому управлению.
- тарифы на условиях по передаче э/э по национальной или общероссийской.
- тарифы на условиях по передачи энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на другом законном основании территориальным сетевым предприятиям.
Гос. Регулированию подлежит плата за техническое присоединение к общероссийской сети или к территориальным сетям.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|