Правозащитные организации и судебная система Республики Беларусь в отношении
Защиты прав человека.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.
Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:
личные права и свободы;
социально-экономические и политические права граждан;
конституционный строй Республики Беларусь;
государственные и общественные интересы;
права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.
Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.
Система судов
Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:
Конституционного Суда;
системы общих судов;
системы хозяйственных судов.
Образование чрезвычайных судов запрещается.
Судоустройство в Республике Беларусь определяется:
законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь»;
«Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей».
Общие суды
К общим судам относятся:
Верховный Суд Республики Беларусь;
областные суды;
Минский городской суд;
районные (городские) суды;
Белорусский военный суд;
межгарнизонные военные суды.
Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.
Он состоит из:
Председателя суда;
первого заместителя Председателя;
заместителей Председателя;
судей Верховного Суда Республики Беларусь
и действует в составе:
судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;
судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь;
судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
Верховный Суд Республики Беларусь:
Рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.
Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
Вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов.
Оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь.
Осуществляет иные полномочия.
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:
Рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел.
Рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь.
Рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства.
Осуществляет иные полномочия.
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:
Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
первого заместителя Председателя;
заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
судей Верховного Суда Республики Беларусь.
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:
Рассматривает:
судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики;
вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь.
Оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов.
Заслушивает о судебной практике по применению законодательства председателей:
областных судов;
Минского городского суда;
Белорусского военного суда Республики Беларусь;
районных (городских) судов;
межгарнизонных военных судов.
Осуществляет иные полномочия.
Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.
Общим судам подведомственны уголовные дела и гражданские дела.
К числу гражданских дел относятся:
дела по спорам, возникающим из отношений:
гражданских;
семейных;
трудовых;
жилищных;
земельных;
отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды,
если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин;
дела, возникающие из административно-правовых отношений;
дела особого производства;
иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Межгарнизонные военные суды, Белорусский военный суд рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего.
Хозяйственные суды
К хозяйственным судам относятся:
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;
хозяйственные суды областей;
хозяйственный суд города Минска.
Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений.
К подведомственности хозяйственных судов относятся:
дела по спорам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
между административно-территориальными единицами Республики Беларусь.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:
рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности;
рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;
пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы;
ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах;
осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами;
решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств;
осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из:
судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда;
первого заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда;
заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда
и действует в составе:
Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов;
судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.
Важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:
рассматривает вопросы координации деятельности хозяйственных судов;
рассматривает материалы изучения и обобщения практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования хозяйственным судам разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории Республики Беларусь;
рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, по вновь открывшимся обстоятельствам;
решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, и другим законодательным актам;
рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
осуществляет иные полномочия.
Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются соответственно из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь соответственно и исполняют свои обязанности бессрочно.
Председатели районных (городских), областных, Минского городского судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет.
Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственного суда города Минска назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности также бессрочно, кроме назначенных на должность судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.
Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.
Судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону.
Судьи не могут:
быть членами политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели;
осуществлять предпринимательскую деятельность;
выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.
Деятельность судов основывается на принципах:
законности;
состязательности и равенства сторон в процессе;
открытости и гласности судебного разбирательства;
свободного доступа к правосудию;
обязательности судебных актов для всех организаций и граждан.
Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями.
21 Обязанности граждан Республики Беларусь
Обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляют человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.Важнейшая обязанность гражданина – соблюдение Конституции и законов .
Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.
В Конституции закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам .
Конституция закрепила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы .
Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности .
Конституции закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РБ. Гражданин РБ несет военную службу в соответствии с законом « О воинской обязанности и военной службе», который определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил РБ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.
Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки
Юридические(материальные гарантии– конституционные нормы, в которых закреплено непосредственные права и свободы процессуальные гарантии — правовые нормы, закрепляющие порядок реализации материальных прав и свобод) и Институциональные (суды. Конрольно надзорные органы. защитник в юридическом процессе)
государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Республики Беларусь гарантируется
право на жалобу,
право на судебный иск,
право обвиняемого на защиту и другие.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|