|
Основные принципы прав человека. Право и закон. Право и мораль.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА — общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью и нормативностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений. Принципы права по своей сущности являются обобщенным отображением объективных закономерностей развития общества. Присущие принципам права свойства универсального и абстрактного освоения социальной действительности обусловливают их особенность в структуре правовой системы механизме правового регулирования, правосознании и т.д. Принципы права являются синтезирующими положениями, объединяющими связями, идеологической основой происхождения, образования, становления и функционирования правовых явлений. Они определяют нормотворческую и правоприменительную деятельность, координируют функционирование механизма правового регулирования, являются критериями оценки правомерности (правовой природы) решений органов государства и действий граждан, формируют правовое мышление и правовую культуру, Принципы Права. Принципы права возникают при наличии соответствующих объективных условий, имеют исторический характер или отображают результаты рационального, научного осмысления закономерностей развития объективной действительности. Формы существования принципов права разнообразны: в виде исходных положений правовых теорий и концепций, как общие правовые ориентиры поведения субъектов права, содержания правовых норм или их групп (институтов, субинститутов, подотраслей и отраслей права, отраслей законодательства), требования правового регулирования, правовых аксиом, презумпций, правовых ценностей и т.д. Назначение принципов права заключается в том, что они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-мотивационного, психологического, системо-образующего и т.д.). Все принципы права в зависимости от особенностей и сферы действия подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Общеправовые, или общие (основные) выступают источниками права, они присущи всем отраслям права, отображают природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относят: принцип гуманизма — доминирование в формулировании и функционировании правовой системы неотъемлемых естественных прав и свобод человека, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью общества; принцип равенства граждан перед законом, согласно которому все граждане независимо от национальности, пола, расы, религиозной и иной принадлежности, должностного положения имеют равные общегражданские права и обязанности, несут равную ответственность перед законом; принцип демократизма, означающий, что право, законодательство адекватно отображает волю и интересы народа (общую, или согласованную волю и интересы); принцип законности (правозаконности) — осуществление всех форм государственной деятельности, функционирование гражданского общества на основе и в соответствии с требованиями права, естественными правами и свободами; принцип справедливости, конкретизирующий требования справедливости применительно к правовым формам деятельности государства, его органов и должностных лиц (правотворчеству, применению права, правоохранительной деятельности и правосудию), правовым действиям граждан и их объединений и выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению. Основные принципы международного права сформулированы в Уставе ООН. К их числу отнесены: неприменение силы или угрозы силой: мирного разрешения международных споров; невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; обязанность государств сотрудничать друг с другом; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения сторонами международных правоотношений взятых на себя обязательств. Принципы права могут быть: а) легализованы, т.е. закреплены в законе; б) выведены из содержания и смысла законодательства; в) сформулированы юридической практикой. Все принципы права независимо от объема их нормативности оказывают специально-юридическое, т.е. регулятивное воздействие на поведение людей.
5. Идеи и представления о ценности человеческой личности, еѐ правах, свободах и обязанностях перед обществом и человечеством в странах Древнего Востока и античного мира.
Древний мир (7 в. до н.э. – 5 в. н.э.). Древний мир делился на 2 мира: Восток и Запад.
Но права человека начинают формироваться на Западе => античный мир.
1. Личность не воспринималась как самодостаточная ценность. Она рассматривалась через интересы полиса. Если ты гражданин полиса, то у тебя есть весь комплекс прав, если не гражданин – то нет прав(Аристотель). Но позже Эпикур поставил крест на этике Аристотеля. Он считал, что человек – это человек, это естество природы.
2. Права человека носят нравственно-этический характер. Доминируют не юридические категории, а нравственно-этические. Права отличались рационализмом, а не божественным началом.
Греческая мысль прошла в развитии несколько пластов:
1) Софисты (концепция равенства людей по природе, но все же отмечали, что неравенство происходит из человеческих законов, а не из природы: правами обладают только граждане полиса).
2) Классический вариант (Платон, Аристотель).
Платон впервые ставит вопрос об уничтожении частной собственности, но не во всем социуме. Он отмечал, что в полисе есть пекари, кузнецы, ткачи, которые вносят определенный вклад в существование общества, т.е.каждый человек вносит свою частичку в общее дело полиса, т.е. тогдаможет только существовать отдельный человек. В его проекте идеального государства отсутствует частная собственность и деление людей насвободных и рабов. Платон признает равноправие женщин и мужчин. Платон предлагал лишить частной собственности управленцев и воинов. У ремесленников сохраняется частная собственность, т.к. их не допускают к управлению полисом.
3) Пласт, связанный с упадком греческо – политической мысли(Эпикур).
Эпикур: гражданин – это когда ты – человек. Человек – естество природы. Стоит у истоков договорной концепции происхождения государства.Люди должны договариваться о возникновении государства. Согласно Эпикуру, свобода человека – это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.
4) Стоики (Стоицизм): выдвинули идею космополитизма, человека – гражданина мира.
Стоики утверждали, что все люди – граждане единого мировогогосударства и что человек - гражданин вселенной. Из позиций стоиков следует, что рабство не имеет оправдания, т.к. оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей. Согласно Сенеке, Вселенная – естественное государство со своим естественным правом, признание которых – дело необходимое и разумное. Членами этого государства по закону природы являются все люди независимо от того, признают они это или нет. Исходя из естественного права как общеобязательного и равного для всего мировго закона, Сенека наиболее последовательно отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей.
Поясняя деление права на публичное и частное, отмечали, что публичное право относится к положению римского государства, а частное относится к пользе отдельных лиц. Частное право включало в свою очередь в себя следующие 3 части: естественное право, право народов, цивильное право.
К естественному праву относились все значимые с точки зрения предписания природы (также относили брак, воспитание детей).
Право народов римские юристы понимали как такое право, которым пользуются народы человечества. При этом естественное право является общим для всех животных, а право народов – лишь для людей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|