|
Социально-экономические и культурные права человека в контексте международного и национального законодательства.
Экономические, социальные и культурные права занимают достойное место в системе прав человека. Им уделяется большое внимание в деятельности ООН и других международных организаций. Но такая позиция сложилась не сразу. Законодательные акты и конституции, принятые в XVIII—XIX вв. и в начале XX в., содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Экономические и социальные права рассматривались в этот период как побочный продукт развития гражданских прав. В начале XX в. заключаются первые международные соглашения в области трудовых отношений. Тем самым началось международное урегулирование рассматриваемого комплекса прав. Важная веха на этом пути — принятие Устава Международной организации труда (МОТ), а в ее рамках целого ряда конвенций по различным аспектам проблемы. Принятие Устава ООН положило начало новому, более качественному этапу в международно-правовой регламентации экономических, социальных и культурных прав. Развернутый и конкретный перечень этих прав содержится во Всеобщей декларации прав человека, в Пакте ООН об экономических, социальных и культурных правах и в других международных документах. В результате получила признание точка зрения о связанности и взаимной обусловленности комплекса прав и свобод человека. Социально-экономические права имеют жизненно важное значение для человека. Без их предоставления традиционные гражданские и политические права во многом утрачивают смысл. «Как бы широко не были представлены свобода слова, свобода совести и тому подобные свободы,— пишет японский философ Я. Кэндзюро,— но если не будет обеспечена «свобода жить», то эти свободы окажутся крайне неустойчивы и недолговечны»1. А в исследовании ООН о дискриминации в области политических наук говорится: •Даже при наличии защиты политических прав объем и эффективность, пользования этими правами, значительно сокращается в результате ухудшения условий жизни большинства и увеличения социально-экономических различий между отдельными группами населения». Констатируя факт сложного и длительного процесса признания экономических, социальных и культурных прав, нельзя не отметить положительную роль, которую сыграл в свое время Советский Союз. В принятии международных документов сказались его огромная настойчивость и то внимание, которое уделялось экономическим, социальным и культурным правам в СССР и других социалистических странах. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА Право собственности Это одно из неотъемлемых неотчуждаемых прав. Среди тех, кто активно отстаивал это право,— известный немецкий философ Г.Гегель. Собственность, по определению Гегеля,— это свобода. Он настаивал на признании за лицами абсолютного права частной собственности, считал ложным утверждение, что доля одного собственника должна быть равной доле другого. «Утверждение, будто справедливость требует, чтобы собственность каждого была равна собственности другого, ложна, ибо справедливость требует лишь того, чтобы каждый человек имел собственность»2. По отношению к внешнему миру разумное состояние, писал он, в том, чтобы «я обладал собственностью. Чем я владею и как велико мое владение — это правовая случайность». «Императив собственности» — высшая форма демократического общества, основополагающий принцип политической системы и правового порядка. И все же, признавая и реализуя на деле право частной собственности, не следует бросаться в крайности, допускать ее фетишизацию. На протяжении длительного времени право собственности заменяло и подменяло собой все социально-экономические права, деспотически подавляло их ростки, создавая вокруг себя холодное пространство, безжизненную пустыню. Считалось, что «священное» право собственности делает непостижимыми и невозможными другие социально-экономические права. Время утвердило другую истину. Она заключается в том, что признание права собственности не противоречит признанию и других социально-экономических прав. Более того, они могут проявляться в единстве, составляя комплекс социальных и экономических прав. Реализация права на собственность с неизбежностью приводит к жизни принцип «свободы предпринимательства». Способы его осуществления в разных странах разные. Принципиально важно, чтобы такое право признавалось и регулировалось отечественным законодательством. В этой связи можно считать, что в Беларуси сделаны первые шаги в данном направлении. Право на труд Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, право на труд включает в себя «право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается». При этом» право на свободный выбор труда предполагает запрещение рабства и принудительного труда. Право каждого человека на труд и защиту от безработицы зафиксировано в статье 23 Всеобщей декларации прав человека. Полная занятость является необходимым условием реализации права на труд. В то же время в странах СНГ проблема безработицы постоянно обостряется. Часть государственных деятелей и активистов многочисленных партий говорят о невозможности реализации данного права на практике и даже не считают это обязанностью государства. В этой связи уместно вспомнить позицию по данной проблеме канцлера Германии О. фон Бисмарка. 9 мая 1884 г., выступая в Парламенте в дискуссии о праве на труд, он сказал: «Да, я безусловно признаю право на труд и выступаю за это, пока занимаю здесь это место. При этом не встаю на почву социализма». В ответ на реплику из зала: мол, это забота о бедных — он продолжил речь, высказав следующее соображение: «Если граждане говорят, что они здоровы, хотят работы, но не могут найти ее — государство обязано дать им работу. Когда наступают тяжелые времена, государство обязано выполнить свои обязательства — обеспечить работой безработных граждан». Как видим, у канцлера Германии оказалось достаточно опыта и государственной мудрости, чтобы понять, что обеспечить работой людей — это одна из главных забот государства. Право на труд должно дополняться правом каждого на справедливые и благоприятные условия труда. Это право, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, включает а) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и удовлетворительное существование; б) условия труда, отвечающие требованиям гигиены и безопасности; в) одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; г)отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни. На пути реализации права на труд, а также на справедливую и достаточную его оплату существуют большие препятствия. Продолжает расти армия безработных. Дискриминация в области оплаты труда в той или иной степени имеет место в подавляющем большинстве стран мира. Выход, как нам представляется, содержится в разумной экономической политике стран, обеспечивающей их постоянное развитие, а также в углублении сотрудничества государств как в этой сфере, так и в области обеспечения прав человека. Права, обеспечивающие условия и средства защиты • прав трудящихся В их числе — право на создание и вступление в профсоюзы. Право каждого человека создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов признается во Всеобщей декларации прав человека и детально регламентируется в документах как ООН, так и МОТ. Оно может быть ограничено, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, только на основе закона в интересах государственной безопасности, общественного порядка и для ограждения прав и свобод других. Пакт также не препятствует введению государством законных ограничений участия в профсоюзных организациях сотрудников вооруженных сил, полиции и администрации государства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|