Ные органы могут осуществлять правосудие.
Судебная ветвь власти – это относительно независимая
Ветвь, действующая на основании законов, утверждающая
Справедливость, отменяющая неправовые нормы, разрешая кон-
Фликты в особой, только ей присущей специфической форме – судебном заседании.
Реализация государственной власти
Реализация государственной власти состоит из трех форм
Деятельности: правотворческой, правоприменительной и право-
Охранительной.
– Правотворческая направлена на разработку, издание, отмену
Или изменение правовых норм.
– Правоисполнителъная направлена на применение норм права (их реализацию).
– Правоохранительная направлена на обеспечение правопо-рядка, охрану прав и свобод личности, обеспечение законности во всех сферах жизнедеятельности субъектов правоотношений.
Практическая реализация государственной власти осуществля-
Ется в виде организационных действий государственного аппара-та, который состоит из системы органов государства. Основными подсистемами государственного аппарата в Рес-
26 публике Беларусь являются:
Органы государственной власти (парламент, местные органы
Власти, избираемые народом). В Республике Беларусь – это На-
циональное собрание, местные Советы депутатов;
2) органы исполнительной власти. В Республике Беларусь –
Правительство, министерства и ведомства, органы исполнитель-
ной власти в областях, городах, районах, поселках;
Органы правосудия (Конституционный Суд, Высший Хозяй-ственный Суд, Верховный Суд, областные, городские и районные
Суды – общей компетенции, специальной компетенции – хозяйст-
венные суды в г. Минске, областях; военные суды);
Органы государственного контроля и прокуратуры.
Государственный аппарат состоит из государственных служа-щих.
27Тема VII. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Становление теории правового государства
Теория правового государства – это синтез концептуальных
Идей и концепций о его природе, признаках, принципах как госу-
Дарства демократического, социального, в котором господствует
Право. Она явилась результатом всемирного прогрессивного раз-
Вития учения о государственности в русле человеческого измере-
Ния и общесоциальной справедливости.
Изначальной, функциональной, «сквозной» идеей, вошедшей в
Теорию правового государства, является идея господства юриди-
Ческого закона, а не власти правителя.
Уже в VI в. до н. э. один из выдающихся древнегреческих
Мудрецов Солон своей знаменитой реформой воплотил идею со-
Единения права и силы власти в господстве законов, изданных, по
Его словам, для простых и знатных наравне.
Концепция естественного права – является вторым направле-нием идей, вошедших в теорию правового государства. Концепция народного суверенитета – это третий блок полити-ко-правовых идей, на основе которых постепенно формировалась
Теория правового государства, является.
Существенный вклад в становление теории правового госу-дарства внесли разработчики концепции разделения властей. В настоящее время подавляющее большинство исследователей ведут речь о трех основных ветвях власти – законодательной, ис-полнительной и судебной. Как бы завершающим звеном в разработке конструкции пра-
Вового государства явилась концепция господства права, в кото-
Рой различают две модели - англосаксонскую и немецкую.
Существенный вклад в создание теории правового государства внесли И. Кант, К. Велькер, Р. Моль, В. Гумбольдт, Л. Штейн, Г. Еллинек, Л. Дюги, М. Ориу и др. Идея правового государства как юридическая конструкция вы-
Работана наукой права в XVIII-XIX вв. в период, когда складыва-лось конституционное устройство европейских стран.
28 2. Современные подходы в понимании правового государ-ства
В современной научной литературе правовое государство оп-ределяется неоднозначно, с различными акцентами в его сущно-стной характеристике. Одни авторы считают доминантным в правовом государстве верховенство закона, другие – государст-венный суверенитет народа, третьи – основные права человека, четвертые – отношение власти с индивидами на основе права.
Член Федерального конституционного суда ФРГ профессор К. Хессе определил следующие характерные черты правового го-сударства:
1) правоорганизующий фактор государства;
2) примат (верховенство) права;
3) гарантии прав и свобод;
Установление справедливых юридических институтов, обу-
словливающих соответствующую форму государства;
Правовое государство должно быть социальным (
Правовое государство во многих ныне действующих консти-туциях современных государств, в том числе в Конституции Рес-публики Беларусь, провозглашается как государство социальное.
Юридически понятие «социальное правовое государство» бы-ло закреплено в Конституции ФРГ 1949 г. и получило распро-странение в конституциях многих современных государств. В социальном правовом государстве человек признается выс-
Шей ценностью. Социальное правовое государство – это конституционная
Система правовых и политических институтов, реально обеспе-
Чивающих суверенные права народа и международно признанные права человека, баланс интересов всех социальных групп, лично-сти и общества на основе господства права.
Становление и развитие социальных правовых государств в
Современном мире представляет собой закономерность в русле
Общечеловеческого прогресса.
Принципы правового государства
Принципы правового государства – это исходные, основопола-гающие, ориентирующие начала, вытекающие из его природы.
Это – составная часть теории правового государства, имеющая
Непосредственный выход на общественную практику, целена-
Правленную деятельность людей.
В. В. Лазарев формулирует десять принципов правового госу-дарства:
1) идея народного суверенитета;
2) господство закона (права);
3) разделение властей;
Принцип вертикального разделения властей (для правового
Государства с федеративным устройством) между федерацией и
ее субъектами;
5) реальное обеспечение прав и свобод личности;
6) наличие развитого гражданского общества;
Создание институтов политической демократии, препятст-
вующих сосредоточению власти в руках одного лица или органи-зации;
Верховенство и прямое действие конституционного закона,
установление в законе и проведение на деле суверенности госу-дарственной власти;
9) возвышение суда как одного из средств обеспечения право-вой государственности;
Соответствие законов праву и правовая организация госу-дарственной власти
Принципы правового государства группируют по различным основаниям.
Принципы правового государства следует также подразделять
На принципы его формирования и функционирования.
Правовое социальное государство в политической сис-теме общества
Политическая система вообще – это система относительно
Устойчивых институтов и форм участия в политической дея-
Тельности в рамках действующего законодательства.
Характер политической системы непосредственно определяет-
Ся существующим политическим режимом. В современном об-
Ществе политическая система должна соответствовать демокра-
Тическим устоям, принципам права.
Современная политическая система – это предусмотренная
Правовой конституцией система институтов и форм реального
Активного участия граждан в политической деятельности.
В политической системе различают:
– собственно-политические институты;
– несобственно-политические объединения.
Ключевым звеном в политической системе является государ-ство.
Правовое социальное государство и гражданское обще-ство
Впервые понятие «гражданское общество» появилось в XVII в.
В трудах Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж. Локка и развивалось в XVIII в.
Ш. Монтескье, В. Гумбольдтом, Д. Вико и другими исследовате-лями. Согласно их теорий гражданское общество представляет собой
Государство, основанное на общественном договоре.
При всем многообразии сущностной характеристики различ-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|