Сделай Сам Свою Работу на 5

Ные органы могут осуществлять правосудие.





Судебная ветвь власти – это относительно независимая

Ветвь, действующая на основании законов, утверждающая

Справедливость, отменяющая неправовые нормы, разрешая кон-

Фликты в особой, только ей присущей специфической форме – судебном заседании.

Реализация государственной власти

Реализация государственной власти состоит из трех форм

Деятельности: правотворческой, правоприменительной и право-

Охранительной.

– Правотворческая направлена на разработку, издание, отмену

Или изменение правовых норм.

– Правоисполнителъная направлена на применение норм права (их реализацию).

– Правоохранительная направлена на обеспечение правопо-рядка, охрану прав и свобод личности, обеспечение законности во всех сферах жизнедеятельности субъектов правоотношений.

Практическая реализация государственной власти осуществля-

Ется в виде организационных действий государственного аппара-та, который состоит из системы органов государства. Основными подсистемами государственного аппарата в Рес-

26 публике Беларусь являются:



Органы государственной власти (парламент, местные органы

Власти, избираемые народом). В Республике Беларусь – это На-

циональное собрание, местные Советы депутатов;

2) органы исполнительной власти. В Республике Беларусь –

Правительство, министерства и ведомства, органы исполнитель-

ной власти в областях, городах, районах, поселках;

Органы правосудия (Конституционный Суд, Высший Хозяй-ственный Суд, Верховный Суд, областные, городские и районные

Суды – общей компетенции, специальной компетенции – хозяйст-

венные суды в г. Минске, областях; военные суды);

Органы государственного контроля и прокуратуры.

Государственный аппарат состоит из государственных служа-щих.

27Тема VII. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Становление теории правового государства

Теория правового государства – это синтез концептуальных

Идей и концепций о его природе, признаках, принципах как госу-

Дарства демократического, социального, в котором господствует

Право. Она явилась результатом всемирного прогрессивного раз-



Вития учения о государственности в русле человеческого измере-

Ния и общесоциальной справедливости.

Изначальной, функциональной, «сквозной» идеей, вошедшей в

Теорию правового государства, является идея господства юриди-

Ческого закона, а не власти правителя.

Уже в VI в. до н. э. один из выдающихся древнегреческих

Мудрецов Солон своей знаменитой реформой воплотил идею со-

Единения права и силы власти в господстве законов, изданных, по

Его словам, для простых и знатных наравне.

Концепция естественного права – является вторым направле-нием идей, вошедших в теорию правового государства. Концепция народного суверенитета – это третий блок полити-ко-правовых идей, на основе которых постепенно формировалась

Теория правового государства, является.

Существенный вклад в становление теории правового госу-дарства внесли разработчики концепции разделения властей. В настоящее время подавляющее большинство исследователей ведут речь о трех основных ветвях власти – законодательной, ис-полнительной и судебной. Как бы завершающим звеном в разработке конструкции пра-

Вового государства явилась концепция господства права, в кото-

Рой различают две модели - англосаксонскую и немецкую.

Существенный вклад в создание теории правового государства внесли И. Кант, К. Велькер, Р. Моль, В. Гумбольдт, Л. Штейн, Г. Еллинек, Л. Дюги, М. Ориу и др. Идея правового государства как юридическая конструкция вы-

Работана наукой права в XVIII-XIX вв. в период, когда складыва-лось конституционное устройство европейских стран.



28 2. Современные подходы в понимании правового государ-ства

В современной научной литературе правовое государство оп-ределяется неоднозначно, с различными акцентами в его сущно-стной характеристике. Одни авторы считают доминантным в правовом государстве верховенство закона, другие – государст-венный суверенитет народа, третьи – основные права человека, четвертые – отношение власти с индивидами на основе права.

Член Федерального конституционного суда ФРГ профессор К. Хессе определил следующие характерные черты правового го-сударства:

1) правоорганизующий фактор государства;

2) примат (верховенство) права;

3) гарантии прав и свобод;

Установление справедливых юридических институтов, обу-

словливающих соответствующую форму государства;

Правовое государство должно быть социальным (

Правовое государство во многих ныне действующих консти-туциях современных государств, в том числе в Конституции Рес-публики Беларусь, провозглашается как государство социальное.

Юридически понятие «социальное правовое государство» бы-ло закреплено в Конституции ФРГ 1949 г. и получило распро-странение в конституциях многих современных государств. В социальном правовом государстве человек признается выс-

Шей ценностью. Социальное правовое государство – это конституционная

Система правовых и политических институтов, реально обеспе-

Чивающих суверенные права народа и международно признанные права человека, баланс интересов всех социальных групп, лично-сти и общества на основе господства права.

Становление и развитие социальных правовых государств в

Современном мире представляет собой закономерность в русле

Общечеловеческого прогресса.

Принципы правового государства

Принципы правового государства – это исходные, основопола-гающие, ориентирующие начала, вытекающие из его природы.

Это – составная часть теории правового государства, имеющая

Непосредственный выход на общественную практику, целена-

Правленную деятельность людей.

В. В. Лазарев формулирует десять принципов правового госу-дарства:

1) идея народного суверенитета;

2) господство закона (права);

3) разделение властей;

Принцип вертикального разделения властей (для правового

Государства с федеративным устройством) между федерацией и

ее субъектами;

5) реальное обеспечение прав и свобод личности;

6) наличие развитого гражданского общества;

Создание институтов политической демократии, препятст-

вующих сосредоточению власти в руках одного лица или органи-зации;

Верховенство и прямое действие конституционного закона,

установление в законе и проведение на деле суверенности госу-дарственной власти;

9) возвышение суда как одного из средств обеспечения право-вой государственности;

Соответствие законов праву и правовая организация госу-дарственной власти

Принципы правового государства группируют по различным основаниям.

Принципы правового государства следует также подразделять

На принципы его формирования и функционирования.

Правовое социальное государство в политической сис-теме общества

Политическая система вообще – это система относительно

Устойчивых институтов и форм участия в политической дея-

Тельности в рамках действующего законодательства.

Характер политической системы непосредственно определяет-

Ся существующим политическим режимом. В современном об-

Ществе политическая система должна соответствовать демокра-

Тическим устоям, принципам права.

Современная политическая система – это предусмотренная

Правовой конституцией система институтов и форм реального

Активного участия граждан в политической деятельности.

В политической системе различают:

– собственно-политические институты;

– несобственно-политические объединения.

Ключевым звеном в политической системе является государ-ство.

Правовое социальное государство и гражданское обще-ство

Впервые понятие «гражданское общество» появилось в XVII в.

В трудах Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж. Локка и развивалось в XVIII в.

Ш. Монтескье, В. Гумбольдтом, Д. Вико и другими исследовате-лями. Согласно их теорий гражданское общество представляет собой

Государство, основанное на общественном договоре.

При всем многообразии сущностной характеристики различ-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.