Гай, чьим сочинениям специальным законом о цитировании юри-стов была придана обязательная юридическая сила.
Тема I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ
1. Общая характеристика юридической науки и ее связь с другими социальными науками Юридическая наука представляет собой одну из наук об обще-стве, которые, в свою очередь, составляют часть науки вообще.
Три группы наук, выделяющиеся на современном этапе разви-тия:
– естественные; – технические;
– общественные.
Юридическая наука (юриспруденция, правоведение) – от лат. juridicus – судебный, правовой, относящийся к правоведению, возникла в Древнем Риме. Правовая наука – система всеобъем-лющих, непрерывно восполняющихся истинных знаний (поня-тии, категорий, дефиниций, доказательств) о праве в целом, его
Сущности, закономерностях возникновения и движения, о всех
Его сторонах, проявлениях, качествах, признаках, свойствах,
Функциях, его роли и значении в жизнедеятельности людей.
Как и любая другая наука, юриспруденция состоит из теорий.
Виды юридических наук:
– общетеоретические; – исторические;
– отраслевые; – прикладные; – международные. Право в системе социальных явлений занимает особое место, как верховенствующий регулятор поведения людей – носителей общественных отношений. Юридическая наука, исследуя право как феномен интегратив-ный, отражающий сущность и закономерности упорядочиваемых
Им явлений, неразрывно связана с науками, изучающими эти яв-ления. А именно, с философией, экономическими науками, пси- 3хологией, социологией, политологией и др.
Предмет общей теории права
В научной и учебной литературе предмет общей теории права
Определяется неоднозначно.
Предметом общей теории права являются сущность, содер-
Жание и формы (источники) права, закономерности его возник-новения, развития и функционирования.
Сущность права – это концентрируемое единство его внут-
Ренних, глубинных сторон, черт, свойств, признаков, его «душа»,
Главное, устойчивое, остающееся в праве на всем протяжении его
Существования, то, без чего права, как такового, нет. Содержание вообще – это конкретизация сущности. Содержа-ние права выражается в его нормах, конкретных предписаниях и
Изменяется по мере изменения задач, стоящих перед обществом.
Как и всякое содержание, право выражается в определенной форме.
Форма вообще – это способ существования, способ выражения
И функционирования чего-то. По образному выражению Г. Геге-ля, форма – это свечение сущности, его содержания. Право вы-ражается (оформляется) в соответствующих источниках (норма-тивных правовых актах, судебных прецедентах и других формах права) и реализуется в оответствующих формах (путем исполь-зования, соблюдения, исполнения, применения права).
Закономерность (объективный закон) как философская катего-рия есть необходимое соотношение, порожденное устойчиво по-вторяющимися связями между сущностями. Закономерности права представляют собой объективно обу-
Словленные и объективно необходимые относительно устойчи-
Вые тенденции, являющиеся результатом проявления повторяю-
Щихся связей между сущностями.
Общая теория права является вводной наукой в юриспруден-цию, охватывает широкий круг проблем, связанных с природой права, его закономерностями, принципами, нормами, формами как в их общей характеристике, так и в глубоком исследовании 4 каждой проблемы во всех взаимосвязях и взаимоотношениях. Как учебная дисциплина общая теория права опирается на ре-зультаты ее исследований как науки, однако круг проблем, рас-сматриваемых учебной дисциплиной, значительно уже. Он огра-ничивается только наиболее важными вопросами предмета и в
Самой лаконичной их авторской (преподавателя, автора учебного
Пособия) интерпретации.
Общая теория права в системе юридических наук
Общая теория права связана со всеми юридическими науками в силу исследования ими одного и того же объекта – права. Но особенно тесная связь прослеживается с общетеоретиче-скими юридическими науками и соответствующими им учебны-ми дисциплинами – теорией государства и права, социологией
Права, философией права, энциклопедией права. Все они нахо-
Дятся в одном общетеоретическом ряду, однако отличаются предметом и аспектом познания.
Общая теория права занимает как бы промежуточное положе-ние между философией права и социологией права. При этом на ее долю приходится разработка основных методологических во-просов правоведения – юридических понятий, принципов, зако-номерностей.
Общая теория права выполняет функции: – теоретико-познавательную; – методологическую; – прогностическую; – информационно-прикладную; – воспитательную.
4. Методология и методы общей теории права Методология (греч. methodos – образ действия, подход, спо-
Соб, прием осуществления той или иной деятельности и logos - слово, смысл, суждение) – учение о познавательных процедурах и их результатах. Методология общей теории права – это принципы, основные 5подходы, способы, средства познания права, это учение о мето-
Дах в их единстве и разнообразии, включающее в себя мировоз-зренческую позицию, это всеобщее научное руководство и все многообразие конкретных методов, с помощью которых познает-ся истина о праве.
Общие методы познания права: диалектический, метафизиче-ский, ормационный, цивилизационный, дедукция, индукция, анализ, синтез, догматический, нормативный. Частные методы – исторический, историко-политический, генетический, сравнительный, историко-сравнительный, компа-
Ративистский (сравнительно-правовой), синхронический, диа-
Хронический, структурный, функциональный, структурно-
Функциональный, статистический, конкретно-социологический,
Логико-математический, логико-юридический, кибернетический,
Синергетический, телеологический, прогностический и другие.
Тема II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕНИЙ О СУЩНОСТИ ПРАВА
1. Теологические взгляды на сущность права Впервые теоретические взгляды о социальном регуляторе – праве возникли в обществах Древнего Востока (Египте, Индии, Китае), где установились всеобщие обязательные для всех прави-ла поведения, объективно необходимые для организованной жиз-ни и деятельности людей, а потому нуждающиеся в защите самой
Мощной социальной силой – государством. 6 Право в древние времена не отграничивалось от религии, мо-рали, государственной власти, общества. Оно интерпретирова-лось как справедливый порядок, установленный Богом (богами), его (их) волеизъявлением. На земле этот порядок, выражающийся
В беспрекословном подчинении одних другим, призван обеспечи-
Вать правитель (фараон, царь, император) с помощью находяще-
Гося в его распоряжении государственного аппарата. Ранние
Представления о праве отражены в таких правовых источниках
Как: древнеегипетское произведение «Поучение Птахотепа» (III тыс. до н. э.); древнеиндийский юридический памятник Веды (II тыс. до н. э.) и юридический сборник Упанишады (IX – VI вв. до н. э.); учение выдающегося древнекитайского мыслителя VI-V вв.
До н. э. Кун-цзы (Конфуция); произведения «Илиада» и «Одис-
Сея» знаменитого Гомера (VIII в. до н. э.). Богоданность права обосновывалась не только в древние вре-мена, но и во все последующие эпохи (учение самого знаменито-го теолога и в то же время крупного ученого Фомы Аквинского,
Неотомистское направление в современной теории естественного
Права).
2. Философско-этическое учение о праве В I тыс. до н. э. отчетливо проявляется тенденция к светскому,
Рационалистическому пониманию сущности права в Древнем Ки-
Тае, Древней Греции, Древнем Риме и других культурно развитых странах мира. Древнекитайский мыслитель Лао-цзы в VI – V вв. до н. э. соз-дает теорию даосизма, согласно которой порядок в природе и обществе является результатом действия дао – всеобщей естест-венной закономерности. Высочайший уровень развития светского, философско-этического учения о праве был достигнут в Древней Греции в V-IV вв. до н. э. с возникновением там философской науки, а также в Древнем Риме с созданием на основе греческой философии науки о праве – юриспруденции. Рационалистическое учение о праве в Древней Греции разра- 7батывалось многими мыслителями, особенно Сократом, Плато-ном, Аристотелем, Полибием. Древнеримские юристы, восхищавшиеся достижениями древ-
Негреческой философии и создавшие на ее основе юридическую науку, определяли право как воплощение разума, добра и спра-ведливости. Неоценимый вклад в развитие представлений о праве внесли выдающийся государственный деятель и мыслитель Ци-церон (106-43 гг. до н. э.), пять знаменитых римских ученых-юристов II – III вв. н. э. Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин,
Гай, чьим сочинениям специальным законом о цитировании юри-стов была придана обязательная юридическая сила.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|