Сделай Сам Свою Работу на 5

Автоматизация бизнес-процессов





Наиболее эффективным инструментом внедрения процессного управления в компании выступают информационные системы, а точнее, системы класса Business Process Management (BPM). BPM-системы поддерживают специализированные задачи управления «сквозными» процессами (моделирование, внедрение, оперативное управление и администрирование, мониторинг и анализ показателей эффективности), поддерживая взаимодействие людей и информационных систем. Системы данного класса, оперируя понятием бизнес-процесс, автоматизируют сквозную цепочку процесса, проходящего через множество подразделений, что обеспечивает не только автоматизацию процесса, но также сбор и анализ всех необходимых его показателей.

В настоящее время многие компании внедряют процессное управление путем создания кросс-функциональных регламентов бизнес-процессов с дальнейшим контролем правильности их выполнения. Тем не менее эта схема эффективна лишь для бизнес-процессов, которые выполняются редко. Для процессов, выполняемых с частотой несколько экземпляров в день, более эффективна автоматизация с использованием BPM-систем. Автоматизация спроектированных бизнес-процессов обеспечивает полноценные механизмы управления; таким образом, если автоматизированная система отсутствует, легко потерять контроль над существующими бизнес-процессами. Вполне вероятна ситуация, когда исполнители начнут отклоняться от регламента, но отследить это будет невозможно из-за отсутствия средств контроля. Можно сказать, что без масштабного использования ИТ внедрение процессного управления будет затруднительно.



Наиболее эффективный способ — с помощью BPM-систем обеспечить выполнение работ в соответствии с правилами бизнес-процесса, нарушить которые намного сложнее, чем регламент или должностную инструкцию. Фактически BPM-систему можно назвать «электронным регламентом», который «фиксирует» процесс в компании и проводит автоматизированный контроль отклонений в данном процессе. В дополнение к этому практика внедрения подобных систем показывает их высокую эффективность в областях, где бывает необходимо быстро изменить бизнес-процессы в соответствии с изменениями внешних факторов.



Если говорить о развитии средств BPM, то помимо «классических» систем (Ultimus, Staffware и т. д.) функционал управления бизнес-процессами появляется сегодня в таких системах, как Documentum, SAP, Oracle. Однако, несмотря на богатую функциональность BPM-систем, на российском рынке, по данным опросов клиентов компании IDS Scheer, над автоматизацией процесса с их помощью работает лишь около 10% компаний.

Хочется отметить, что автоматизацией бизнес-процессов внедрение процессного управления отнюдь не заканчивается; для того чтобы замкнуть цикл управления, необходим контроль и анализ (контроллинг) бизнес-процессов. Используя результаты контроллинга бизнес-процессов, можно проводить их совершенствование на качественно другом уровне. Некоторые российские компании уже начали построение систем контроллинга бизнес-процессов, но пока это единичные случаи.

В России активность компаний в области внедрения процессного подхода зависит от их отраслевой принадлежности. Банковский и телекоммуникационный сектор уже активно используют элементы процессного управления, автоматизируя процессы с помощью BPM-систем.

Для банковского сектора сейчас характерно усиление конкуренции на рынке кредитования и вмешательство государства в ценообразование банковских продуктов, связанных с потребительским кредитованием, что требует совершенствования внутренней деятельности банка. В такой ситуации банки вынуждены применять современные технологии управления и автоматизации, а именно процессный подход и BPM-системы.

В то же время для телекоммуникационного рынка характерны активные слияния и поглощения при высоком уровне конкуренции на рынке, что заставляет телекоммуникационные компании не только совершенствовать свои внутренние бизнес-процессы, но и согласовывать их с внутренними процессами партнеров. Именно поэтому большинство телекоммуникационных компаний уже работают над описанием и автоматизацией своих бизнес-процессов.



Интерес к описанию и совершенствованию бизнес-процессов очень часто бывает связан с внедрением ERP-систем, поскольку перед внедрением необходимо навести порядок в собственной деятельности. Можно отметить, что сейчас интерес к описанию бизнес-процессов для целей их совершенствования и последующего внедрения ERP-систем появился у крупных компаний розничной торговли. Кроме того, наблюдается устойчивый интерес к процессному подходу у энергетических компаний, что связано с внедрением систем менеджмента качества (ISO) и с автоматизацией деятельности с использованием ERP-решений.

В большинстве случаев интерес к процессному подходу возникает при:

-необходимости внедрения информационной системы;

-необходимости получения или сохранения конкурентных преимуществ на рынке;

-подготовке к сертификации по ISO;

-подготовке к выходу на IPO;

-реструктуризации компании;

-необходимости совершенствования деятельности.

Из отраслей, которые будут лидировать в этой сфере в текущем году, можно выделить розничную торговлю, финансовый сектор, электроэнергетику и телекоммуникации.

 

Процессы и SOA

Стандартизация в области описания бизнес-процессов и их автоматизации привела к появлению нескольких стандартов. Один из них — стандарт моделирования бизнес-процессов BPML (Business Process Modeling Language, язык моделирования бизнес-процессов). Это язык XML, предназначенный для создания модели процессов, что обеспечивает стандартизацию определений и обмен ими между различными системами и инструментами моделирования. Дополнением к этому стандарту выступает BPMN (Business Process Modeling Notation, нотация моделирования бизнес-процессов) — унифицированный стандарт схем описаний бизнес-процессов, который могут применять все категории пользователей. Графические объекты BPMN описываются набором атрибутов, которые можно непосредственно транслировать в язык BPEL.

Создание языка BPEL (Business Process Execution Language, язык выполнения бизнес-процессов) стало настоящим прорывом в области стандартизации управления бизнес-процессами. BPEL представляет собой стандарт описания бизнес-процессов и механизмов их взаимодействия, что создает основу для создания адаптивных бизнес-процессов в информационных системах, которые можно быстро менять при изменении внешних условий. Многие поставщики ПО уже поддерживают эти стандарты в своих продуктах, что упростило передачу данных из средств описания в средства исполнения бизнес-процессов.

Задачи повышения гибкости информационных систем, снижения затрат на разработку и настройку приложений, увеличения скорости реагирования на меняющиеся требования бизнеса вызвали интерес к сервисно-ориентированной архитектуре (Service Oriented Architecture, SOA). Иногда SOA отождествляют c технологиями Web-сервисов или с BPM-системами, однако SOA — это не набор технологий, а прежде всего процессно-ориентированная архитектура ИТ-решения. Проще всего определить SOA как архитектуру приложений, построенную на базе формализованных бизнес-процессов, функции которых представлены в виде сервисов с четко определенными интерфейсами (рис. 2).

При построении ИТ-решения на основе SOA сложности бывают связаны не только с информационными системами, но и с изменением подходов к управлению компанией на процессно-ориентированные. При этом может оказаться, что типизация бизнес-процессов и сервисов не будет поддержана бизнесом, поэтому повышение уровня менеджмента в компании и уровня зрелости бизнес-процессов так необходимо для реализации SOA.

Активное обсуждение вопросов, связанных с SOA, усилило интерес к процессному подходу со стороны ИТ-специалистов, и сейчас некоторые компании уже совместно используют принципы SOA и процессный подход, а многие эксперты даже утверждают, что SOA-архитектуру нельзя построить без процессного подхода и BPM-систем. Однако можно отметить, что в настоящее время SOA в большей степени играет роль «двигателя» для работ по описанию бизнес-процессов и ИТ-архитектуры, чем основы для проектирования ИТ-решений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.