Сделай Сам Свою Работу на 5

Концепция правового государства.





(ИППУ Мартышина) История концепции правового государства.

Древняя Греция.

1. Платон (427-347 гг. до н.э.). Объективный идеалист. Вселенная, крупицей которой являются личность и общество (полис), подчинена единому закону, установленному Богом (идея верховенства закона). В диалоге «Государство» Платон рисует картину идеального общественного строя. Общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. Интересы полиса выше интересов отдельного человека. Государство должно служить интересам всего общества. Интересы ни одной группы не должны преобладать. Он различает правильные законы (установленные ради общего блага) и неправильные (в интересах какой-либо группы, захватившей власть). Делил общество на три сословия, исходя из принципа разделения труда: правители, воины и производители (ремесленники и земледельцы). Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Располагает сословия в иерархическом порядке: воины подчиняются правителю, а производители подчиняются правителям и воинам. Сословия наследственны и замкнуты. При этом он осуждает крайности бедности и богатства, тк они подрывают единство государства. Корень общественных противоречий лежит в наличии частной собственности. В идеальном государстве правит сословие философов. Платон считает аристократию лучшей формой государства и различает в ней два подвида: если среди правителей выделяется кто-то один – это царская власть, если правит несколько человек – это аристократия. Суждение философов (правителей) Платон ставит выше закона.



Лучшие формы правления (правильные) по убыванию: законная власть немногих (аристократия); монархия, построенная на основе законов (царская власть); демократия на основе законов.

Худшие формы правления (неправильные): демократия, не соблюдающая законы - лучшая; незаконная власть немногих (олигархия); монархия при несоблюдении законов (тирания – самая худшая).

В диалоге «Законы» Платон рисует менее совершенное политическое устройство, признав, что идеал, изложенный в «Государстве», неосуществим. БОльшая роль отводится установленному законом порядку осуществления власти, нежели мудрости правителей-философов. Всем гражданам разрешается жить семьями и иметь в частном владении дом и участок земли. Сословий нет. Граждане делятся на 4 группы в зависимости от имущественного состояния. Группы не во всем равноправны. На народное собрание обязаны ходить лишь граждане 1 и 2 группы (под страхом наказания). Должности, подати распределяются в зависимости от достатка граждан. Помимо граждан есть неграждане – рабы и иностранцы – политически бесправны. Принцип уравнивания собственности между всеми, в т.ч. и неграждан..



Совершенная форма государства – смешение принципов монархии и демократии. Во главе – 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. В выборах участвуют те, кто носит оружие или воевал.

И «Государство», и «Законы» - утопия.

2. Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Для него древнегреческий полис, пользуясь современным выражением, «правовое государство».

Черты полиса:

- единство полиса, т.е. его целостность (объединение людей и территории, находящиеся под властью одного правительства, имеющие 1 конституцию);

- свободные и равные граждане, но не рабы;

- эллины по природе свободны, варвары по природе – рабы;

- полис стоит выше семьи и индивида;

- общность имущества противоестественна, а частная собственность соответствует природе;

- против Платоновского уравнивания собственности;

- две формы накопления богатства: 1 – своим трудом, через производство, создание материальных ценностей – увеличивает общее богатство и выгодна полису. 2 – посредством торговли, спекуляции, ростовщичества – ничего нового не создается.



- идеал – собственность частная, а ее плоды используются для общего блага.

В полисе должно господствовать право, а не люди. Право – нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Признак закона – его принудительная сила. Право – воплощение справедливости. Цель права, как и государства (полиса) – общее благо. Общее благо – это и есть справедливость.

Выделяет в праве несколько пластов. Он говорит о естественном праве, которое везде признано, не нуждается в законодательном оформлении, и условном праве, т.е. о нормах, установленных людьми в форме законов и соглашений. Он различает писаный и неписаный закон, или обычай.

Аристотель не отождествляет право как идеальное понятие, воплощение разума и справедливости с условным, рукотворным правом, т.е. с законом. Он говорит, что закон может быть справедливым и несправедливым. Проведение грани между идеалом и действительностью в праве, в законе делает возможным их совершенствование.

В понимании справедливости выделяет два аспекта: общее благо и равенство. «Государственным благом является справедливость, т.е. то, что служит общей пользе». «По общему представлению справедливость есть некое равенство». «Безусловно справедливым может быть равенство по достоинству».

Выделяет два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Первая основана на равенстве, вторая предполагает неравенство и оправдывает его.

Политическая организация – сфера распределяющей справедливости – учитывается вклад каждого в общее благо.

Важные показатели справедливости – отсутствие крайностей между бедностью и богатством, золотая середина; забота о чужом благе.

Формы правления зависят от того, кто признается гражданином, или от числа властвующих. В зависимости от того, думают ли правители об общем благе или только о своих интересах, он подразделяет формы правления на правильные и неправильные.

Правильная власть 1 человека – монархия, неправильная – тирания.

Правильная власть немногих – аристократия, неправильная – олигархия.

Правильная власть большинства – полития, неправильная – демократия.

Совершенная форма правления – полития – смешанная форма, тк сочетает лучшие стороны олигархии и демократии. Гражданами признаются только лица, обладающие средним достатком. Они учуствуют в народном собрании, выбирают магистратов.

Тирания – худшая из всех форм правления.

Древний Рим.

1. Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Первичной основой политического мира, непосредственно связанной с богом, природой и разумом, является, по Цицерону, справедливость. Справедливость – абсолютная ценность, «высшая добродетель», «высшее благо»; цель человека и общества – стремиться к ее достижению и сохранению. Государство и законы всегда должны быть справедливыми. Справедливость состоит в том, чтобы: никому не причинять вреда (если только вред не был вызван противозаконным поведением другого лица); служить общей пользе. Важнейшее свойство справедливости – требование равенства (формальное равенство граждан перед законом).

Условия стабильности государства: строгое соблюдение религиозных обрядов и поддержание уважения к богам; наличие общего для всех интереса, подчинение индивидуальных целей общему благу; наличие выборного коллегиального органа, «совета», который управляет в соответствии с волей богов и природой.

Государство – высшая социальная ценность. Лучшая форма государства – смешанное устройство, возникающее в результате слияния трех простых форм: царская власть (монархия), власть оптиматов (аристократия), власть народа (демократия).

Цицерон детально останавливается на образе идеального правителя. Правитель государства – выдающийся и ученейший муж, для которого основная цель – счастливая жизнь граждан, а основные правила деятельности – 1) руководствоваться интересами подвластных, забыв свои собственные и 2) заботиться о государстве в целом, не отдавая предпочтение какому-либо сословию.

Цицерон – представитель теории естественного права. Право коренится в боге, природе и разуме. «Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступлений отпугивает…» «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с началом всего сущего – природой». Важнейшее условие действия законов – убеждение граждан в том, что всем правят боги. Т.о. справедливость и законность – высшие ценности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.