Сделай Сам Свою Работу на 5

Система и историческая эволюция ценностей, имеющих отношение к государству и праву.(ТГП Мартышин)





Ценности не вечны. На протяжении веков и тысячелетий их набор и характер неоднократно менялся. Часть ценностей устаревала и отходила в прошлое, другие переосмысливались, третьи возникали впервые.

В исторической ретроспективе можно предложить следующий примерный перечень ценностей, исходя из того, что не все они признавались одновременно, а некоторые сменяли друг друга: сохранение извечного и разумного порядка, установленного высшими силами; справедливость; благополучие; безопасность; порядок; равенство; свобода; общее благо; благо личности; национальный интерес; классовый интерес; демократия; солидарность; полезность; прогресс.

Многие ценности связаны с определенной исторической эпохой. Таков принцип сохранения неизменным божественного миропорядка или установлений, введенных предками. В Новое и Новейшее время сакрализация старины расшатывается и подтачивается сознательными усилиями, направленными на преобразование мира. Возникает новая ценность — прогресс,стремление к лучшему, преобразование устаревших и несправедливых институтов. Исторический, преходящий характер многих ценностей демонстрирует отношение к равенству. Сейчас равенство рассматривается обычно как благо, неотъемлемое свойство справедливости, прогресса, правового государства. Эта традиция посте­пенно набирала силу и утверждалась с XVII—XVIII вв. Однако в древности и средневековье общественное неравенство представлялось не только нормальным, но и благотворным, разумным. Право закрепляло различные формы сословной иерархии.



Нечто подобное происходило и,с демократией, также осно­ванной на принципе равенства. С начала XIX в. и особенно в XX в. демократия получает все более широкое признание как лучшая форма правления, идеал, к которому следует стремиться. .Платон же считал ее худшей из правильных форм правления.

Свобода личности, права человека и гражданина воспринимаются сегодня как важнейший атрибут современной политической и правовой системы. Между там древнему и средневековому человеку совершенно чуждо представление о личности как о чем-то самостоятельном, обособленном.

Концепция национального интереса.He могла возникнуть раньше формирования наций и национального сознания. «Классовый интерес» получает общественное признание в XIX в. в связи с обострением социальных противоречий капитализма и возникновением радикальных социалистических течений.



К вечным ценностям можно отнести, пожалуй, только справедливость, общее благо (благополучие как его вариант) и очень тесно связанные порядок и безопасность. Проблема лишь в том, что в различные эпохи и даже в одну и ту же эпоху разными общественными группами и людьми они, как и боль­шинство других ценностей, понимались неодинаково.

Ценности не равнозначны. Между ними часто возникают коллизии. Ж.-Л. Бержель говорит о «неизбежном диалектическом споре между идеями безопасности, справедливости, соци­ального прогресса». Такой же спор возможен и между другими ценностями. Идеальное решение противоречий представляет синтез, что подчеркивал известный русский юрист П. И. Новго­родцев применительно к коллизии между индивидуализмом и коллективизмом. «С точки зрения такого синтетического построения, — писал он, — ни личность, ни общество не могут быть признаны началами самодовлеющими».

На высшую ступень в этой иерархии может претендовать лишь всеобъемлющий принцип справедливости, тесно связанный с общим благом. Все другие ценности соизмеряются с ним и признаются лишь в той мере, в какой они справедливы.

16. Правосознание и право.

Правовое сознание можно определить как одну из форм обще­ственного сознания, представляющую собой совокупность взглядов, идей, убеждений, настроений, эмоций индивидов, социальных групп или всего общества относительно права и его роли в функ­ционировании и развитии общества, установлении правового порядка.



Между правовым сознанием и правом существует тесная связь, их отношения можно охарактеризовать как взаимообусловленность. Правосознание — необходимое условие право­творчества, его реализации, правоохранительной деятельности, а также работы по предупреждению правонарушений. Со своей стороны право оказывает исключительно важное воздействие на правовое сознание.

Наряду с правосознанием принято выделять и другие формы общественного сознания: политическое, этическое, философское и религиозное. Обосновывается выделение и ,этих форм общественного сознания: экономического, истор-ского, экологического. Формы общественного сознания представляют собой определенные аспекты отражения окружаю- й действительности, общественного бытия с учетом потребностей и развития общества.

Важное значение в общественно-политической жизни стра­ны имеет общественное мнение — сложное и многообразное со­циально-психологическое явление, представляющее собой спе­цифическое проявление общественного сознания, в том числе правового.

Один из критериев оценки правового сознания — уровень отражения им окружающей действительности. Принято различать три уровня общественного сознания: обыденный, практический и научный (теоретический).

Обыденное правосознание основано на житейских знаниях и навыках, добытых ненаучным путем. Практическое правосознание связано с опытом непосредственного воздействия на реальную общественную жизнь. В отличие от обыденного оно имеет большую четкость и организованность, опирается на опыт правового строительства.

Специфика научного правосознания заключается в наиболее глубоком постижении сущности правовых явлений.

Носителями правового сознания являются общество в целом, классы, нации, профессиональные и иные социальные группы, а также отдельные индивиды.

Место правосознания в системе общественного сознания, а также характер их соотношения определяются рядом факторов, главным образом социально-исторического порядка. Как правило, за исключением моментов сплочения для защиты общих интересов, нет единого правосознания общества, как и политического, нравственного и других форм общественного сознания.

В соответствии с марксистским подходом корни правосознания — в объектив­ном факторе — возникновении в обществе классов, что является одной из непосредственных социальных предпосылок существования и права, и правосознания как общественных явлений. Правосознание господствующего класса, обусловленное материальными условиями его существования, — одна из основных движущих сил развития правовой системы.

Наличие в современном обществе классов в марксистском понимании этого слова, т. е. четкого раскола общества на эксплуататоров и эксплуатируемых с антагонистическими (непримиримыми) противоречиями интересов, ставится под сомнение многими направлениями социологии и экономической науки.

Развитием производства и разделением труда детерминируется и наличиепрофессиональных групп людей, занимающихся тем или иным родом деятельности, включаяюридическую.

национальное правосознания. Как известно, в определе­ние нации наряду с экономическими, территориальными и языковыми включается также признак психологии. Эти осо­бенности могут существенного сказаться и на правосознании.

Исключительное значение для формирования правосозна­ния, правового воспитания имеет изучениеиндивидуального правосознания

Индивидуальное правосознание каждого человека неповторимо. Оно может быть глубоко научным и выражать передовые правовые идеи и взгляды либо отсталым, консервативным, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня.

Профессиональное и непрофессиональное правосознание. В широком смысле под профессиональным может пониматься правосознание самых различных профессиональных групп, и любая профессиональная деятель­ность существенно на него влияет.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.