Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности философско-правовой методологии





Мартышин: делаются усилия выделить особую философско-правовую методологию, но метод ФП не уникальный как многие пишут. Методы всех гуманитарных наук примерно одинаковые: сбор, накопление сведений/материала, его изучение, обработка + главный методологический принцип любой науки - элементарная логика. Методология ФП качественно не отличается от методологии ТГП. (лекция Мартышина) Метод – сознательный способ достижения к-л результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач. Методология понимается в 2 значениях: 1. Как учение о методах познания и преобразования действительности, 2. Как совокупность методов познания. Методология ТГП – это совокупность принципов и методов, с помощью которых теоретико-правовая наука исследует свой предмет. Методология общественных наук базируется на методах, используемых в философии, математике и естество­знании, и принимает относительно завершенный вид к концу XIX-началу XX в. Методы юр исследования: философские, общенаучные, частнонаучные. Философские: Философия (Ф) - система знаний об основах природного и со­циального бытия, человеческого сознания и познания. Ф задает ТГП наиболее общие па­раметры. Наиболее крупные философские направления XIX-XX вв., сыгравшие роль в развитии ТГП: 1) позитивизм; 2) диалектический и исторический материализм; 3) феноменология; 4) экзистенциа­лизм; 5) прагматизм; 6) религиозная философия; 7) фрейдизм. Позитивизм (П), основатель - О. Конт, оформился как направление в 1830-х гг. Согласно П наука должна отказаться от поиска сущности вещей, абсолютных истин (их познать нельзя) и сосредоточиться на описании, систематизации, классификации и установлении взаи­мосвязей явлений. Диалектический и исторический материализм – основатели - К. Маркс и Ф. Энгель­с, на основе логики Гегеля и материализма Фейербаха. Принципы: 1) принцип единства и материальности мира (материя первична по отношению к сознанию) 2) принцип познаваемости мира 3) принцип развития (все находится в непрерыв­ном диалектическом развитиии 4) принцип активного преобразования мира (люди должны не просто познавать мир, но и целенаправленно его изменять). Согласно материализму в осно­ве общественного развития лежит трудовая деятельность людей в сфере материального производства. По мере изменения про­изводственных отношений меняются социальные институты, в том числе государство и право. Согласно этому методу государство и право рассматривают в развитии, историче­ски, в единстве политической, духовной и экономической жиз­ни общества с опорой на общественную практику как критерий истины. Феноменология. Основатель – немецкий философ, Гуссерль, создавший метод феноменологической редукции (сведение фактов действительности к фактам сознания). Т.е изучаются не реальные государство и право, а их идеальное отражение, возникающее в сознании исследователя. Феноменология несет в себе опасность субъективизма (Мартышин). Экзистенциализм - осмыс­ление человеком реальности через призму своего индивидуального существования. Метод экзистенциализма в ТГП (Майхофер, Э. Фехнер, Г. Кон) - рассмотреть государство и право с точки зрения их соответствия подлинному существованию человека (подлинная экзистенция - индивидуалистическое, отстраненное от общества существование). Цель метода - доказать принципиальную возможность существования права как суммы единоразовых уникальных решений по урегулированию конфликтов, не наносящих ущерб самобытности личности. Но индивидуалистический подход ставит под сомнение возможность познания социальной при­роды права. Прагматизм – возник в США в конце XIX в. (американский юрист Паунд). Единственный объективный критерий оценки права – его полезность, практическая значимость. Особое внимание на прикладную сторону права, изучение реального правопорядка, судебного и административного процесса. Религиозная Философия - догматы приобретают вид рационализированной теоретической систе­мы. Государство и право изучаются через призму библейских догматов. В сочинениях религиозных философов есть много ценного о природе государст­ва и права, но все это рациональное знание подчинено одной цели: доказать зависимость политико-правовой действительности от воли Бога. Психоанализ - теория и метод, имею­щий дело с бессознательными процессами человеческой психики (основатель – Фрейд). Сведение социальных зако­нов к законам природы, индивидуального к коллективному. Политико-правовые институты - трансформированное проявление бессознательных влечений (инстинктов) человека, результат сублимации, перевода неизрасходованной сексуальной энергии в юридическую практику.







Общенаучные методы - методы, используе­мые во всех науках. Условно науч­ное знание делится на эмпирическое и теоретическое, а науч­ное познание - на эмпирическое и теоретиче­ское исследование. 1.Эмпирическое исследование (ЭИ)- изучение внешнего проявления предметов и их взаимосвязей, теоретическое (ТИ) - установление сущности предмета, непосредственно не открывающейся ученому. 2. ЭИ предполагает непосредст­венное взаимодействие с изучаемым объектом, при ТИ объекты изучаются только опосредован­но, умозрительно 3. Э и Т уровни исследования различаются по методам. На Э уровне - методы непосредст­венного наблюдения и описания, следующий этап - обработка первичной информации с по­мощью различных логических операций, что приводит к появ­лению эмпирического факта - объективно­го достоверного знания, высшей формы Э знания, дальше этого это знание не идет. Поэтому Т познание как раз и призвано на основе фак­тов создавать частные законы и теории. Очевидно, что факты должны подтверждать теорию, а теория - объяснять факты. Здесь Э и Т уровни исследования тес­но взаимодействуют. На Э и Т уровнях познания используются общелогическиеметоды (методы формальной логики): анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, сравнение, аналогия, формализация, моделирование и др.

Для построения теоретического знания важны методы: 1.гипотетико-дедуктивный. Создание многих политико-правовых теорий начинается с выдвижения аксиом, допущений, которые в ходе исследовательской деятель­ности должны быть так или иначе подтверждены. Но даже развитые, завер­шенные теории все равно содержат в себе гипотетико-дедуктивное знание. 2. восхождение от абстрактного к конкретному: сначала находят главный закон, идею изучаемого объекта, а затем постепенно пытаются открывать новые, но более кон­кретные проявления объекта. 3.Исторический (рассмотрение объекта в его хроноло­гическом развитии во всей конкретной полноте, включая слу­чайные и малозначащие детали) и логический (изучение объекта в его необходимых, а не случайных связях) методы. 4.идеализация - представление чего-либо в более совершенном виде, чем оно есть на самом деле, создается модель реального объ­екта, наделенного совершенными свойствами. Наличие такой модели позволяет давать оценку реальным объектам, анализи­ровать тенденции их позитивного или негативного развития 5.мысленный эксперимент - система мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Проводится для подтверждения или оп­ровержения отдельных положений теории. Частнонаучные методы применяются в од­нородных группах наук или в рамках одной науки. 1.формально-догматический - использова­ние приемов формальной логики для анализа текстов законода­тельства (правильность 2.сравнительно-правовой. Выделя­ются сходные и различные черты отдельных правовых систем, источников права, форм государства и т. п. Благодаря этому методу появилось сравни­тельное правоведение; 3. Социологический - уста­новление функциональных взаимосвязей государства и права с другими социальными явлениями. Наибольшее распростране­ние метод приобрел в социологической школе права. (ТГП Мартышина стр.33-43).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.