Отношения страхования в системе финансовых отношений. Особенности организации финансов страховой сферы.
Страхование-система отнош-ий,связ-я с защитой имущ-х интересов физ-х и юр лиц специализ-ми орга-ми – страх комп-ми за счет формир-го из взносов страхователей страх фонда, использ-го для возмещ-я убытков, понесенных страхователем в рез-те страх случаев. Могут созд-ся в ф-ме коммерч и некоммерч орг-ий. Страх орг,созд-е в форме коммерч орг-ий, подверг-ся предварит-му контролю при входе на рынок в процессе лицензирования.
Фин-м страх.орг-ий присущи спецефич.признаки, обусловл-е проявл-м сущности страх-я:
1)Страх орг-ия (СО)работает в усл-х двойного риска: риск, принятый от страх-лей+собств бизнес-риск, связ-й с инвестиц-ой дея-ю.
2)м/у моментом поступл-я страх премии и страх выплатой может проходить значит-й промеж-к времени, в связи с чем СО получ-т возмож-ть инвестир-ть аккумулиров-ю премию, получая инвестиц-й доход.
3)Сущ-т особ-и в источ-х ср-в и стр-ре фин рес-в СО: спецефич-м ист-м ср-в СО явл страх премия и в стр-ре фин рес-в СО имеют значит-й удел вес страх резервы.
4)Следствием большой соц значим-ти страх жизни явл-ся запрет на проведение одной и той же СО операций по страх-ю жизни и иным видам страх-я в странах с разв.рын.эк-ой.
5)СО может форм-ть резерв предупред-х мероприятий, ср-ва кт использ-ся в целях предотвращ-я наступления неблагоприят-х событий.
К осн источ-м фин рес-в СО относ-ся:при созд-ии СО-устав капитал;в процессе функц-я СО-доходы от страх дея-и,от инвестир-я страх резервов,прочие доходы.Фин ресурсы страх комп формир-ся в виде денеж доходов,накоплений и поступлений.Денеж доходы вкл-т прибыль страх дея-ти,инвестиц-й дея-и,по прочим внереализ-м операциям страх орг-ии.
Расходы, связ-е с осущ-м страх дея-и подразд-ся на 2группы-расх, связ-е с несением страх обязат-в(страх выплаты, отчисл-я в резервы, передача части премий перестраховщику)и расходы на ведение дела(затраты страховщика на закл-е, ведение и исполнение договоров страхов-я)
Особенности:
1. Страховая организация как субъект рынка работает в условиях так называемого «двойного риска»: наряду с тем, который она приняла на себя от страхователей по договору, она несет собственный бизнес-риск, связанный в основном с инвестиционной деятельностью.
2. Между моментом поступления страховой премии (платы застраховую услугу) и страховой выплатой может проходить значительный промежуток времени (в личном страховании — десятилетия), в связи с чем страховая организация получает возможность инвестировать аккумулированную премию, получая инвестиционный доход.
3. Существуют особенности в источниках средств и структуре финансовых ресурсов страховой организации: • специфическим источником средств страховой организации является страховая премия, которая поступает по договору и является привлеченными средствами; • в структуре финансовых ресурсов страховой организации имеют значительный удельный вес страховые резервы.
4. Следствием большой социальной значимости страхования жизни является запрет на проведение одной и той же страховой организацией операций по страхованию жизни и иным видам страхования в странах с развитой рыночной экономикой. Цель такого запрета — обеспечение финансовой устойчивости операций по страхованию жизни, защита интересов страхователя.
5. Страховая организация — одна из немногих участников рынка, осуществляющих предупредительную деятельность, в силу заинтересованности в снижении частоты наступления неблагоприятных событий и тяжести их последствий.
24. Финансы домашних хозяйств.
финансы домашнего хозяйства - это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.
Эк-ие денеж отнош-я, осущ-е отдел-ми членами дом хоз-ва по созданию, распр-ю и исп-ю фондов денеж ср-в в процессе своей дея-и в целях обеспеч-я жиз-х потребностей. Они возникают на стадии распределения стоимости ВВП и НД; выступают в денежной форме.
Денеж-фин отношения:
1. К внутренним финансам домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денежных фондов, имеющих разнос целевое назначение: страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления, денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, денежного фонда в целях его дальнейшего инвестирования и др
2. внеш–отнош-я с юр лицом и гос-м
Ф-ии:
1.Обеспеч-е жиз-х потреб-ей семьи – создание реал-х усл-ий сущ-я членов семьи
2.Распр-ая – распр-е стоим-ти ВВП и НД и формир-ие дохода семьи:
а) м/у данной хоз единицей и др сферами фин системы.В рез-те созд-ся первич и вторич доходы в виде зарплаты, пенсий, пособий
б) внутри отдел-го домохоз-ва – образ-е обособл-х денеж-х фондов каждого члена
3.Контрол-я – контроль за распр-м получ-го дохода по разл-м фондам и целевым использ-м ср-в этих фондов
4.Регул-ая – поддержание сбалансир-ти разв-я домохоз-ва.
Финансовые ресурсы домохозяйств: фонд потребл-я – удовл-е личных потреб-ей данного коллектива–семьи; фонд сбережений – будет исп-н в будущем для приобр-я дорогостоящих товаров.
Состав фин-х рес-в:
1.собств ср-ва–заработа-е каждым членом семьи:зарплата,доход от подсобного хоз-ва,прибыль от коммерч деят-и
2.ср-ва, мобилиз-ые на рынке в ф-ме кредита у кредит-х орг-ий
3.ср-ва,поступившие в порядке перераспр-я – пенсии,пособия,ссуды из бюджетов и внебюджетных соц-х фондов
домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения:
· с другими домашними хозяйствами — по поводу формирования и использования совместных денежных фондов (к ним не относятся отношения взаимного обмена, в которых также могут участвовать домашние хозяйства);
· с предприятиями, работающими в разных сферах материального производства или производства услуг и выступающими в качестве работодателей но отношению к участникам домашнего хозяйства, — по поводу распределения части произведенного ВВП в его стоимостной форме;
· с коммерческими банками — по поводу привлечения потребительских кредитов, их погашения; по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета;
· со страховыми организациями — по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов;
· с государством — по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов.
25. Финансы государственных и муниципальных предприятий.
Финансы предприятия (организации) представляет собой систему денежных взаимоотношений, возникающих в процессе первичного распределения и последующего перераспределения выручки и прибыли субъекта хозяйствования, по образованию, распределению и использованию доходов и финансовых средств с целью удовлетворения потребностей и общественных интересов.
Финансы организаций (предприятий) функционируют в области общественного производства, в которой создаются материальные и нематериальные блага, ВВП, национальный доход, то есть ключевые источники финансовых ресурсов.
Денеж отнош-я, возник-е в процессе формир-я и использ-я осн-х фондов и оборотных ср-в, пр-ва и продажи продукции, образ-ия, распр-ия и использ-я прибыли гос-х унитар-х предпр-ий.
Особенности:
1.порядок и источ-ки формир-я уставного фонда опред-ся федер-ми орг-ми гос-ва и орг-ми мест самоупр-я;
2. Прод-ия и доход,получ-е унитар-м предпр-м от использ-я имущ-ва,явл-ся собств-ю гос-ва
3. Источ-ки формир-я имущ-ва предпр-я:имущ-во, переданное по реш-ю федер-х орг-в исполн-ой власти по упр-ю гос-м имущ-м; целевое бюджет финанс-е;дотации из бюджета;
4. Самост-но реализ-т производ-ю прод-ю и использ-т чистую прибыль;
5. имеет право образ-ть за счет чистой прибыли:соц-й фонд,жилищ-й фонд,фонд матер-го поощр-я работников.
Гос и мун Ф- сов-ть ЭО, возн-х в реальном ден обороте по поводу форм-я, расп-я и исп-я централиз фондов фин рес-в. Ф-ции Ф: распределит – ч/з распр-е и перераспр-е обесп общегос потр-ть, формир ист-ки фин-я обществ сектора эк-ки. Контрольная. Принципы:
1. единства законодат и нормат базы;
2. открытости и прозрачности;
3. целевой ориентированности;
4. научного подхода;
5. экономич-ти и рацион-ти;
6. управл-ти фин потоками не централиз основе.
26. Особенности организации и функционирования финансов финансово-промышленных групп.
ФПГ-совокуп-ть юр лиц, полностью или частично объединивших свои матер-е и нематер-е активы на основе договора о созд-ии ФПГ в целях эк-й интеграции для реализ-ии инвестиц-х и иных проектов и программ, направл-х на повыш-е конкурентоспособ-ти и расшир-е рынка сбыта товаров и услуг, повыш-е эффект-ти произв-ва, созда-е новых рабочих мест. Созд-е ФПГ в РФ обусловлено 2мя факторами:
1. многие предпр-я, банки и др фин-кредит учрежд-я осознали необход-ть объед-я усилий в реш-ии проблем финанс-я инвестиц-х проектов и программ, что способ-т объед-ю капитала;
2. гос-во признало целесообразность такого объед-я капитала и придало законодат-ю ф-му ФПГ, предоставляя им льготы, стимул-ие их дея-ть.
Осн.задачами создания ФПГ:
1.концентрация фин-х ресурсов на приоритетных направ-х разв-я эк-ки;
2.обеспеч-е фин-ми ресурсами промыш-ти,научно-исслед-х и опытно-конструкторских работ,ускор-е науч-тех-го прогресса;
3.повыш-е экспорт-го потенциала и конкурентоспособ-ти прод-ии отече-х предпр-ий;
4.формир-е рац-х хоз-х связей в усл-х перехода к рыночной эк-ке.
ФПГ рассматриваются как интегрированные комплексы, в рамках которых происходит объединение финансово-кредитных институтов и промышленных предприятий для осуществления координируемой производственно-хозяйственной деятельности.
Наиболее характерные в настоящее время формы сращивания финансового и промышленного капитала развиваются в следующих направлениях:
* развитие кредитных связей;
* расширение возможностей владения акциями;
* увеличение личных акций;
* совершенствование взаимных расчетных операций и ведения текущих счетов.
ФПГ в России формируются в двух направлениях: товарном и отраслевом. Под первым понимается объединение с целью производства преимущественно одного определенного товара, под вторым - формирование по типу диверсифицированной отрасли.
Образуются финансово-промышленные группы тремя путями:
- по решению правительства с участием госпредприятия;
- на основе договорного объединения частных предпринимателей;
- по межправительственным соглашениям.
Основные признаки финансово-промышленных групп (ФПГ):
• во главе ФПГ стоит финансовая компания;
• иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;
• важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия различных отраслей;
• характерная единая политика ценообразования;
• имеет единое имущество;
• организационное единство и юридическая самостоятельность.
27. Бюджетная система страны, принципы ее функционирования в РФ.
Бюджетная сист - совокуп-ть бюджетов гос-ва, админ-но-террит-х образ-ий, самост-х гос-х учрежд-й и фондов, основ-я на эк-х отнош-х, гос-м устр-ве и правовых нормах.
Бюдж сист РФ – основ-я на эк-х отнош-х и гос-м устр-ве РФ, регул-ая нормами права совок-ть фед бюджета, бюдж-в субъектов РФ, мест-х бюдж-в и бюдж-в гос-х внебюдж-х фондов; БюджСист РФ осн-на на принципах:
1. Единства бюджетной системы – единство правовой базы, денежной системы, бюджетного процесса.
2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы – закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ
3. Самостоятельности – право законодательных органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс
4. Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований – формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с едиными требованиями
5. Полноты отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов
6. Сбалансированности бюджета – объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования дефицита
7. Результативности и эффективности использования бюджетных средств – использование наименьшего объема средств для достижения результатов
8. Общего покрытия расходов – расходы должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита
9. Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчет об их исполнении, полноту информации об утвержденных бюджетах, а также доступность иных сведений по решению законодательных и представительных органов власти.
10. Достоверности – надежность показателей прогноза социально-экономического развития территорий и реалистичность доходов и расходов бюджета
11. Адресности и целевой характер – направление средств на финансирование конкретных целей
12. Подведомственности расходов бюджетов
13. Единства кассы – осуществление всех кассовых выплат с единого бюджетного счета
БС РФ состоит из бюдж-в след-х ур-ей: фед бюджет и бюджеты гос-х внебюдж-х фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты террит-х гос-х внебюдж-х фондов; мест бюджеты, в т.ч.: бюджеты мун-х районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниц-х образ-ий городов фед знач-я Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Совокупность бюджетов образует бюджетную систему государства. Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
28. Бюджетное устройство страны. Бюджетные права органов власти (на примере РФ).
Бюдж устр-во – совокуп-ть принципов построения госбюджета и бюдж сист страны, их стр-ры, взаимосвязи бюджетов, входящих в бюдж систему, и правовых основ их функц-ия
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ (ст.71и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
- Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- Местных бюджетов. : бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных преобразований городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений
Бюджетное устройство Российской Федерации – это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об Бюджетное устройство РФ, функционирование бюджетной системы, компетенция органов власти всех уровней в области бюджета регламентируются бюджетным законодательством.
В ведении фед орг вл-ти нах-ся:фед бюдж, фед налоги и сборы, фед фонды рег разв-я, фед бюдж процесс, фед бюдж и налог зак-во, фед гос соб-ть и упр-е ею. Бюджполномочия фед-х органов гос власти: устан-е общих принципов орга-ии и функц-ия бюдж системы; опред-е основ состав-я и рассмотр-я проектов бюдж-в бюдж системы; устан-е порядка сост-я и расс-я проектов фед бюджета и бюдж-в гос-х внебюдж-х фондов; сост-е и рассм-е проектов фед-го бюджета и бюдж-в гос-х внебюдж-х фондов.
Бюдж полномочия органов гос власти субъектов РФ:устано-е порядка сост-я и рассм-я проектов бюджета субъекта РФ и бюдж-в террит-х гос-х внебюдж-х фондов; составление и рассм-е проектов бюджета субъекта РФ, бюдж-в террит-х гос-х внебюдж-х фондов; устан-е порядка представления в исполнит-е органы гос власти субъектов РФ утвержд-х мест бюдж-в, отчетов об испол-ии мест бюджетов и иной бюдж отчетности, установленной фед-ми орг-ми гос власти; устан-е и исполнение расх-х обязательств субъекта РФ; опред-е порядка устан-я и испол-я расх-х обязат-в муниц-х образ-ий, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ.
Бюджетные полномочия органов мест самоупр-яустан-е порядка сост-я и рассм-я проекта мест бюджета, утвержд-я и исполнения мест бюджета, осущ-я контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении мест бюджета; сост-е и рассм-е проекта мест бюджета; устан-е и исполнение расх-х обязат-в муниц-го образ-я; осущ-е муниц-х заимствований, управ-е муниц-м долгом.
Законодательные органы: рассматривают и утверждают соответственные бюджеты и отчеты об их исполнении, контроль за исполнением бюджетов, определяют правовой статус органов.
Исполнительные: обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его вместе с необходимыми доходами на утверждение, обеспечивают исполнение, предоставляют отчеты, управляют государственным долгом.
29. Государственные финансы, их содержание и роль в социально-экономическом развитии общества.
Гос финансы - денеж отнош-я по поводу распр-я и перераспр-я стоимости ВВВ, ВНП и части нац-го богатства, связанное с формир-м централ-х денеж фондов гос-ва и децентрал-х фондов его предприятий и использ-м этих фондов на расшир-е воспр-во, удовл-е соц—культ-х потреб-ей общ-ва,нужд обороны страны и упр-е.
Субъекты денежных отношений: гос-во, предпр-я, дом хоз-ва, орган-ии, объед-ия.
Гос финансы вкл-т: бюджеты федерации и регионов, гос внебюдж фонды, гос кредит, гос страх-е, финансы гос-х предприятий. Стра-ра гос финансов РФ вкл-т: федер финансы и финансы субъектов федераций. Для выпол-я общих ф-ий в границах федераций формир-ся федерал-й (центр-й)бюджет. Особое звено в составе гос.фин-в сост-т регион-е бюджеты, их фин рес-сы предназнач для выпол-я регион-х ф-ий.
Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.
Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:
- распределительная
- контрольная
- регулирующая
Роль:
1. Экономическая стабилизациИ. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.
2. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.
3. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов.
30. Государственные доходы, их состав и структура.
Государственные доходы – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжении федеральных органов государственной власти. Доходы группируются по источникам и способам их получения.
Гос доходы предствлены частью фин отнош-й, кт связана с формир-м фин рес-в у гос-ва в лице орг власти и гос предпр-й. Делят на:
1.централиз-е – форм-ся за счет налог поступлений, за счет доходов от внешнеэк дея-и; ресурсы внебюдж-х фондов;
2.децентр-е –денеж доходы и накопл-я гос предпр-ий. В их функц-ии имеет знач-е вливание бюдж ср-в.
Объектом денеж отнош-й, сост-х содержание понятия гос доходов выступ-т стоим-ть ВВП, ВНП,частично нац.богатства,кт на разн этапах и стадиях распр-я предстает в разл фин формах(гос.предпр-я-выручка; бюдж отнош-я-прибыль, зарплата, налог платежи). Главн.источ-к формир-я гос доходов-нац.доход.
Источники гос доходов:
1. Внутр-е–нац доход, нац богатство, создаваемые внутри страны и исп-е гос-м для выпол-я присущих ему ф-ий.
2. внеш-е–нац доход, богатство др.стран,если они, н-р, заимствуются или поступают в виде репарационных платежей.
По эк содержанию гос.доходы делят на налог-е и неналог-е. В усл-х рыноч эк-ки исп-ся след методы мобилизации гос.доходов: налог.метод (безвозмезд платежи, взимаемые с орг-й и физ.лиц) заним центр место в сист гос доходов; метод заимств-я(гос.займы-финансовой базой погашения займов являются налоги);метод эмиссии(выпуск в обращение дополнительных денег, выпуск в обращение дополнительных денег)+доходы гос.предпр-й. Совокуп-ть всех видов гос.доходов составляет систему гос.доходов, кт призвана решать фискальные и эк-ие задачи-стимулир-е роста произ-ва и повыш-е его эфф-ти, влияние на размещ-е произв-х сил по территории страны, содей-е ускорению НТП. Выполняя фиск-ю ф-ию, сист гос.дох не должна подрывать фин устойчивость осн.звена хоз-я-предпр-й,орг-й.
Структуру государственных доходов можно представить следующим образом:
1.Общие доходы и полученные официальные трансферты.
2. Общие доходы.
3. Текущие доходы.
4. Налоговые поступления.
- подоходные налоги, налоги на прибыль и прирост капитала;
- отчисления в государственные социальные фонды;
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
- налоги на собственность;
- внутренние налоги на товары и услуги;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
-прочие налоги, сборы и пошлины.
5.Неналоговые поступления:
-доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (в том числе прибыль центрального банка);
-административные сборы и платежи, доходы от продаж;
-поступления по штрафам и санкциям;
-прочие неналоговые поступления.
6.Доходы от операций с капиталом:
-продажа основного капитала;
-доходы от реализации государственных запасов;
-доходы от продажи земли и нематериальных активов;
-поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников.
7.Полученные официальные трансферты:
-от нерезидентов;
-от других органов государственного управления (дотации, субвенции и др.).
31. Государственные расходы, их состав и структура.
Гос расходы - часть фин-х отношений, обусловл-х использ-м централиз-х и децентр-х доходов гос-ва для обеспеч-я потреб-й гос дея-и, реализ-ии ф-ий гос-ва. Гр удовл-ют наиб важные потреб-ти общ-ва в области разв-я эк-ки и соц сферы, осущ-я гос упр-я и укрепления обороноспособности страны. Объектом Гр выступают мобилиз-ые в распоряж-е гос-ва доходы. Гр состоят из: прямых – чз систему бюджетов и внебюдж-х фондов; внебюдж.фонды и расходы гос предпр-ий и орг-ий, учреждений. В РФ Гр способ-т струк-й перестройке общ.произ-ва, наращ-ю науч-тех потенциала, модерниз-ии всех отраслей нар.хоз-ва, природоохр.меропр-й, разв-ю активной инвестиц.политики. Растут Гр, обуслов.реализ-ей соц.политики гос-ва. Гос-во стремится обеспечить осн соц права населения+поддержать наименее защищ слои насел-я. Расх соц.хар-ра сост-т 3/4V ср-в бюдж и внебюдж фондов. Гр в центр-х и децентр-х ур-х можно подразд-ть на текущ (финансирование зарплаты, поддержка оборота капитала в прежних размерах) и инвестиц-е. Организ-ое построение системы Гр базир-ся на принципах, уст-х гос-м, к ним относ-ся: программно-целевое напр-е ср-в, ориен-е на достиж-е опред рез-та; безвозвратность расходования осн части гос.рес-в; соблюдение режима экономии. Осн.целевыми напр-ми Гр в коммерч.сфере дея-ти явл-ся капитал-е влож-я и финанс-е обор-х ср-в. В некоммерч-зарплата, затраты на текущ-е содерж-е, капит-е влож-я. Гос-во уст-т приоритет-ть тех или иных потреб-й, регламентируя порядок их удовл-я, исходя из приоритетов эк-й политики и имеющ-ся фин-х рес-в.
32. Понятие «государственный бюджет». Функции государственного бюджета.
Бюджет-система денежных отношений между государством, местным самоуправлением с одной стороны и с другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости ВВП, ВНП, НД в процессе формирования фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных потребностей общества. Финансовая деятельность гос-ва пред-т аккумуляцию дох. Фед бюдж в форме фед закона, бюдж субъектов в виде рег законов, местн бюдж в форме правовых актов.
Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Представляет собой финансовый план государства на текущий год и имеет силу закона – баланс (смета) доходов и расходов государства.
По материальному содержанию гос. бюджет – центральный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности гос. бюджет – основное орудие для выполнения правительством своих функций.
Государственный бюджет, являясь эффективным регулятором экономики, отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов, определяет налоговую политику в стране, фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.
Функции:
1.Распред-ая-распр-ие и перераспр-ие нац дох в межотраслевом и территориальном разрезах, а также м/у слоями населения с учетом требований рац-го размещения производительных сил, развития эк и соц сферы на всей территории страны
2.Регулирующая-маневрирование бюдж сред-ми для поддержки приоритетных отраслей (авиастроение, атомная промышленность).
3.Социальная -поддержка наименее защищенных слоев населения, а также учреждений здравоохранения, образования, культуры
4.Контрольная-контроль за фин-хоз деят-ью предприятий и отраслей народного хозяйства
33. Бюджетная политика государства в РФ на современном этапе. Бюджетный Кодекс РФ, его роль в совершенствовании бюджетной политики государства.
БП-это часть фин политикики гос-ва. БП подразд на политику мобилиз дох в бюдж всех уровней, политику в обл межбюдж отн-ий и политику в обл бюдж расх. Гл стратег задачей БП явл провед-е бюдж реформы, предполаг переход от упр-я бюдж затратами к упр-ю рез-ми путем повыш-я ответст-ти и расшир сам-ти участников бюдж процесса.
1.обеспечение исполнения соц обязательств,
2.ограничение размеров бюдж дефицита (сохр стабильности и устойчивости выполнения соц обязательств),
3.переход к режиму жесткой экономии бюдж средств (достижение максимально возможного мультипликативного соц эффекта от каждого бюдж рубля),
4.определение оптимальных форм поддержки реального сектора эк-ки и финансовой системы, созд-ие стимулов для внедрения и развития совр-х технологий, повышение энергетической эффективности эк-ки и производ-ти труда,
5.обеспечение повышения качества предоставления гражданам соц услуг,
6.усовершенствование мех-ов гос-х закупок за счет применения совр-х процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, использ-ие комплексных методов управ-ия инвестиционными проектами,
7.определение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки и стр-ры налогов, соответствующие современной стадии развития эк-ки и стимулирующие развитие предпринимательства,
8.устан-ие ответственности за неэффективное расходование ср-тв,
9.завершение форм-ия надежной и сбалансированной пенсионной системы,
10.определение и реализация комплекса мер по созд безбарьерной среды для инвалидов, защита прав инвалидов.
БК уст-ет общие принципы и стр-ру бюдж законодательства, орг-ии и фун-ия бюдж сист РФ, правовое положение субъектов бюдж правоотношений, определяет основы бюдж процесса и межбюдж отношений, порядок исполнения судебных актов по взысканию средств бюдж, ответственность за нарушение бюдж законодательства. Приоритет в ее разработке принадлежит президенту, кот в Бюдж послании фед собр опред приоритетные направл. В рамках этого послания правительство разрабатывает соответствующие проекты законов и вносит их на расмотрение в Госдуму.
34. Налоги их социально-экономическая сущность. Особенности организации налоговой системы РФ.
Налог - обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с орг и физ лиц,в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собст-ти,хоз ведения или оперативного управ-ия ден средств в целях фин обеспечения деят-ти гос-ва и мун образований.
Сбор- обязат взнос,взимаемый с орг и физ лиц,уплата кот яв-ся одним из усл соверш в интересах плательщика сборов гос орг-ми юр-ки значимых действй,включ предоставлен опред прав или выдачу лицензий.
Имеют фискальное (обеспечение орг-ов власти необх источником ден средств), эк-ое (положит влият на разв общ произ-ва) и соц (регул дох разн соц групп) знач. Выполняют фискальную и регул-ую,включ стимулирование, фун-ии.
Черты налоговой системы РФ:
1.базируется на правовой основе,становится стабильной;
2.построена по единым принципам,единому мех-му исчисления и уплаты налогов;
3.предъявляет к плательщикам одинаковые требования;
4.обеспечивает справедливое распределение налоговой тяжести;
5.сочетание 2х основных видов налогов:прямых и косвенных.
Социально-экономическая сущность налогов, их внутреннее содержание и общественное назначение раскрываются через их функции. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента самостоятельного распределения доходов.
Функции:
1. Фискальная функция (финансирование государственных расходов) - является основной функцией налога.
2. Регулирующая функция. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.
3. Социальная функция поддерживает социальное равновесие путем сглаживания неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям.
4. Контрольная функция. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой, -- в контроле над действенностью проводимой экономической политики государства.
5. Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. стимулирование технического прогресса с помощью налогов.
Специфика структуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами:
1. низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной налоговой базой;
2. в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения;
3. существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов.
грающих существенной фискальной или регулирующей роли, практически в двух случаях:
• при налогообложении имущества физических лиц, когда ставки налога возрастают в зависимости от стоимости принадлежащего гражданам недвижимого имущества;
• прогрессивные ставки применяются при налогообложении транспортных средств в зависимости от мощности двигателя.
В российской налоговой системе преимущественно устанавливаются и применяются пропорциональные ставки налогообложения. При данном налогообложении ставка действует в одинаковом проценте к объекту обложения, т.е. без учета изменений его величины. Такие ставки применяются в отношении НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц и налог на прибыль юридических лиц.
35. Налоговая политика государства в РФ на современном этапе. Налоговый кодекс РФ и его роль в совершенствовании налоговой системы страны.
Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социаль-ных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятель-ности государство опирается на налоговые функции и исполь-зует их для проведения активной налоговой политики.
направления, одобренные правительством РФ:
1.совершенствование налога на прибыль организаций,
2.совершенствование НДС,
3.индексация ставок акцизов,
4.совершенствование налога на доходы физ лиц,
5.введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физ лиц,
6.совершенствование налога на добычу полезных ископаемых,
7.совершенствование налогообложения в рамках специального налогового режима,
8.междунар сотрудничество, интеграция в междунар орг-ии и соглашения, инф обмен.
Одним из направлений налоговой политики в 2010—2013 годы станет поддержка инновационных предприятий, и прежде всего в части уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.
НК РФ определяет общие принципы и понятия налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов, состав налоговых правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним и порядок взыскания сумм штрафов, пеней и недоимок
НК (принят в 98) уст-т сист налогов и сборов, общие принципы налогообложения в РФ, в т.ч.:
1.определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ,
2.устт основания возникновения, изм и прекращения, порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов,
3.уст-т права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и др. участников отн, регулируемых законодательством о налогах и сборах,
4.определяет формы и методы налогового контроля,
5.уст-т ответственность за совершение налоговых правонарушений,
6.определяет порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.
Виды налогов: федеральные, региональные и местные.
36. Бюджетная классификация РФ, ее совершенствование на современном этапе.
Бюджетная классификация Российской Федерации — группировка доходов, расходов и источниковфинансированиядефицитов бюджетовбюджетной системы Российск
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|