Финансовый контроль и финансовое право. Органы финансового контроля в РФ.
Финансовый контроль гос-ва – контроль за законностью и целесообр-ю дей-й в области образ-я, распр-я и испол-я денеж фондов гос-ва и мест самоупр-я в целях эффек-го эк разв-я страны и ее террит-ии. Делят на:
1. Гос-й – осущ-ся фед-ми орг-ми от законодательной и исполнительной власти.Делится:а)общегос-й(парламент и счет палата95г,правит-во,минфин-Фед налог служба,Фказначейство,Фслужба фин-бюдж надзора,Фсстрах надзора,ФС по фин мониторингу;+Фтамож.служба,ЦБ РФ,Фспо фин рынкам,Фед агентство по упр-ю фед имущ-м);б) ведомственный (осущ-ся в отраслях ревизорами вышестоящих органов на подчиненных предпр-х)
2. Внутрихозяйственный – проверка производств и хозяйственной деятельности предприятия финансовым отделом предприятия
3. Аудит – установление достоверности финансовой отчетности хозяйствующих субъектов и соответствующих совершенными ими операций нормативным актам
Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.
Основные задачи финансового контроля заключаются в:
- проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
- проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
- проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
- выявлении внутренних резервов производства;
- устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.
В зависимости от времени проведения он может быть предварительным:
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).
Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:
• в силу требований законодательства;
• по решению компетентных государственных органов
По содержанию фин контроль на Фед ур-не:
1).бюдж контроль:парламент(фед собр-е),счет палата РФ(контрол-т ср-ва фед бюджета,фед внебюдж-х фондов и фед собственность),мин-во финансов,(проводит ревизии и проверки поступлений и расх-в ср-в фед бюджета,гос внебюдж-х фондов,фин-хоз дея-ти орг-ий),фед казначейство(предварит-й и текущ контроль за проведением бюдж операций)
2).Налог контроль:мин-во РФ по налогам и сборам(выработка и проведение единой гос налог политики,взимание налогов и сборов),фед налоговая служба,правоохр-е органы.
3).Таможенный контроль: ГТК гос таможенный комитет(разраб-т тамож политику,организ-т взимание пошлин,борьба с контрабандой)4).Валютный контроль(фед банк и прав-во;агенты ВЭБ,ЦБ,ВТБ;тамож и налог орг-ии)
5).Контроль за страховой деятельностью:фед служба стра надзора мин-ва финансов(лиценз-ая страх дея-ть и регул-е страх рынка,правила формир-я страх резервов)
6).Банковский контроль: ЦБ (организ и контрол-т денеж-кредит отнош-я в стране,осущ-т надзор за дея-ю коммерч банков)
Финансовое право — это самостоятельная отрасль российского права. Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства (образования, распределения и использования фондов денежных средств).
Метод финансового права — это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых производится правовое регулирование общественных отношений.
Финансовое право действует по определенным принципам. К ним относятся:
- Принцип законности означает, что весь процесс аккумуляции, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права.
- Принцип федерализма проявляется в разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области финансов.
- Принцип разделения властей — представительной (законодательной) и исполнительной. Согласно российскому законодательству, приоритет в сфере финансовой деятельности государства отдается представительным органам власти перед исполнительными. Так, в компетенцию органов исполнительной власти входят составление проекта бюджета и внесение его на утверждение представительного органа власти, исполнение бюджета и представление об этом отчета законодательному органу. Последние утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, контролируют исполнение бюджета.
- Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства опирается на систему финансово-плановых актов — федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, сметы бюджетных учреждений, балансы предприятий и организаций, балансы доходов и расходов населения и т. д.
- Принцип гласности — доведение до сведения физических и юридических лиц, в том числе и через средства массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов и других сведений по вопросам финансовой деятельности государства.
Источниками финансового права являются:
- Конституция РФ;
- Кодексы РФ (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс);
- законы;
- Указы Президента и Постановления Правительства;
- акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции;
- нормативные акты Министерства финансов РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, органов государственных внебюджетных фондов, Банка России и др.;
- решения Конституционного Суда Российской Федерации;
- международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими государствами.
21. Сущность, функции и принципы организации финансов коммерческих предприятий (организаций).
Финансы коммерчх орг-ий и предпр-ий-это фин или денеж отнош-я,возникающие в ходе предприним-й дея-и в процессе формир-я собств капитала,целевых централиз-х и децентрал-х фондов денеж ср-в,их распр-я и использ-я.
Функции:1. Распр-я ф-ия: формир-е первонач(уставного)капитала,авансирование его в произв-во,воспр-во и приращение капитала,привлечение внеш источников; формир-е денеж фондов и резервов коммерч орг-ий посредством распр-я и перераспр-я поступающих доходов; формирование прибыли.
2. Контрол ф-ия: стоимостный учет затрат на произ-во и реализ-ю прод-ии,выпол-е работ и оказ-е услуг,процесс формир-я доходов и денеж фондов; анализ фин показателей; применение мер фин воздей-я в целях обеспеч-я устойч сист распр-х отношений в коммерч орг-ии.
Принципы:1. Пр хоз самост-ти. Хоз-ие субъекты независ от ф-мы собств-ти самост-но опред-т сферу эк дея-ти,источ-ки фин-я,направл-я влож-я денеж ср-в в целях извлеч-я прибыли и приращения капитала,повыш-я благосост-я владельцев фирмы.
2. Самофин-е означ полную самоокуп-ть затрат на произ-во и реализа-ю прод-ии,выпол-е работ и оказ-е услуг,инвестир-е в разв-е произ-ва за счет собств-х денеж ср-в и банк-х и коммерч-х кредитов.К собств-м источ-м фин-я коммерч-х орг-ий относ-ся:амортиз отчисл-я,прибыль,отчисл-я в ремонтный фонд.
3. Пр матер-й заинтерес-ти:на ур-не отдел-х работников–выс ур-нь зарплаты;на ур-не гос-ва–оптим-ая налог политика; сама организ-я–соблюд-е эк-ки обоснов-х пропорций при распр-ии вновь созданной стоимости,собств-го капитала,формир-и фонда потребл-я и фонда накопл-я.
4.Пр мат ответств-ти–означ-т наличие опред-ой сист ответств-ти за ведение и рез-ты фин-хоз дея-ти,сохрть собств капитала.
5.Пр обеспеч-я фин-х резервов–формир-е фин-х резервов и др аналогич-х фондов,способ-х укрепить фин полож-е орг-ии в критич-ие моменты хоз-я.6.Пр осущ-я контроля за фин-хоз дея-ю–анализ фин показателей и меры воздей-я разл содержания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|