Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственный кредит и управление государственным долгом.





1. Сущность.

2. Виды государственных займов.

3. Управление государственным долгом.

1.

Одной из актуальных задач экономической политики различных государств мира является решение проблемы сбалансированности бюджетов и поиск способов финансирования их дефицита. Это, как правило, реализуемо с помощью государственного кредита.

Государственный кредит - совокупность финансовых отношений между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой стороны. В сфере таких отношений государство в большинстве случаев выступает как заемщик средств, а население, предприятия, различных банки и фонды как кредиторы. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических и юридических лиц, то есть это означает, что государство берет на себя ответственность за погашение обязательств этих лиц.

В рамках кредитных отношений государство также может выступать и как кредитор, при этом оно предоставляет кредиты юридическим или физическим лицам и иностранным государствам. Государство может направлять эти средства на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не обладают достаточно инвестиционной привлекательностью для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость.



Выделение государственных кредитов может быть продиктовано необходимостью продвижения интересов национального бизнеса на международной арене или по политическим соображениям.

Государственные кредиты предоставляются либо непосредственно министерством финансов, либо через коммерческие банки. Основным отличием государтсвенного кредита от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлеченных ресурсов, то есть взятые средства государством трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются на покрытие всей совокупности государственных расходов, а не на обеспечение расширенного воспроизводства (коммерческой выгоды).

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства. Таким образом, функционирование государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала между частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности.



Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга. Он образуется в результате государственными органами различных видов заимствований. В соответствии с БК

Государственный долг РФ - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Долговые обязательства - сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания, во-вторых, по объектам долговых отношений, в-третьих, по срокам обязательств.

Основные формы

1) кредитные соглашения и договоры

2) государственные ценные бумаги

3) договоры о предоставлении гарантии и тд.

Основным фактом или условием, объясняющим возникновение и рост государственного долго является дефицит бюджета, а возникновение дефицита бюджета порождается временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами.

Государственный долг оказывает на экономику регулирующее воздействие посредством влияния на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объём денежной массы и тд. Из сущности государственного кредита, что он совмещает в себе функции финансов и функции кредита.

ОСНОВНЫЕ функции государственного кредита:



1. Образование денежных фондов: привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвесторам своих средств в распоряжение государства служат обязательства заемщика вернуть к определённому моменту времени сумму заимствования с процентами, основным инструментом при этом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств. Они считаются надежным финансовым инструментом со среднем или низким уровнем доходности. В РОсии наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации.

Государственная облигация - ценная бумага, являющаяся долговым обязательством государства, которая дает ее держателю право получить в определённый срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на нее процентами в оговоренный срок.

2. Использование дф: необходимость возврата привлеченных средств, который осуществляется как засчет налоговых, так и неналоговых доходов бюджета или засчет механизма рефинансирования, то есть погашения задолженности по ранее выпушенным обязательствам с помощью средств, полученных от возмещения новых обязательств.

3. Контроль: определение влияния на уровень ликвидности коммерческих банков, структру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объём денежной массы в обращении.

+ государственный кредит играет важную роль в перераспределении финансовых ресурсов, когда происходит перераспределение капитала между сферами проивзодства и обращения, в повышении эффективности использования средств, ускорение концентрации финансовых ресурсов. Эти роли выражают функции, которые присущи кредиту. Есть определённые сложности при оценке роли воздействия государственного кредита на социально-экономические процессы в обществе. Средства, используемые в качестве кредитных ресурсов направляются на финансирование всей совокупности государственных расходов и при этом они не приносят дополнительного дохода, а увеличивают цену бюджетных доходов государства, так как в последующем необходимо будет выплатить проценты за его использование.

Механизм функционирования гос кредита реализуется путем размещения государственных займов, впоследствии эти займы приводят к появления государственного долга.

Государственный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (+ начисленные по ним проценты).

В Государственных займах необходимо учитывать расширенной понятие государственного долга - сумма всех недоплаченных финансовых обязательств государства с учетом начисленных процентов к определённому моменту времени.

Гос долг классифицируется по следующим признакам:

1. По месту размещения:

1) Внешние - обязательства государства перед неризентами.

2) Внутренние - перед резидентами

2. По способу размещения и обращения:

1) Рыночные - займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и передаются после их первичного размещения на рынке.

2) Нерыночные - займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка. Они меньше котируются на бидже и их основная цель - привлечение кредитных ресурсов, мелких сбережений населения.

3. По сроку заимствования:

1) Краткосрочные (продолжительность обращения до одного года)

2) Среднесрочные (1 год - 5 лет)

3) Долгосрочные (срок обращения ценных бумаг свыше 5 лет)

4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов:

1) Закладные - займы, возвратность которых обеспечивается конкретных залогом.

2) Беззакладные - займы, оформленные в облигации и другие обязательства , не имеющие конкретного имущественного обеспечения (чаще используются на практике).

5. По уровню эмитента, то есть в зависимости от уровня, к которому принадлежит эмитент:

1) Федеральные

2) Региональные

3) Местные

6. По форме выплаты дохода:

1) Процентные - доход по ним устанавливается в виде фиксированного % от номинала (основная форма)

2) Дисконтные займы: доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока.

3) Выигрышные: доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша (привлекательность данных займов меньше, так как доход по ним менее гарантирован)

4) Индексационные займы: доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

7. По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

1) Обязательства без погашения (будут использоваться пока не закончится срок обращения)

2) Обязательства с правом досрочного погашения: заёмщик имеет право на досрочный выкуп своих долговых обязательств.

8. По способу погашения различают:

1) Займы, подлежащие оплате одиновременно

2) Подлежащие оплате частями (предполагается три варианта оплаты: погашение равными долями на протяжении установленного срока; погашения происходит увеличивающимися долями на протяжении всего установленного срока; погашение уменьшающимися долями на протяжении установленного или оговоренного срока)

 


Тема: «Внебюджетные фонды».

В№1. Необходимость создания, их сущность, значение, классификация.

В№2. Пенсионный фонд – сущность, источники образования, направленность расходования.

В№3. Фонд социального страхования.

В№4. Фонд обязательного медицинского страхования.

В№1. Необходимость создания, их сущность, значение, классификация.

Необходимость создания внебюджетных фондов – продиктована необходимостью решения жизненных задач экономического и социального характера.

Благодаря внебюджетным фондам есть возможность обеспечить пенсионное, медицинское, социальное страхование, развитие автомобильных дорог, решение экономических проблем.

Внебюджетные фонды – стабильные, прогнозируемые источники денежных средств, которые используются для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного назначения и для финансирования региональных или ведомственных программ экономического развития.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, которые позволяют достаточно точно прогнозировать объем средств этих фондов и конкретизировать целевое использование этих финансовых ресурсов.

Сегодня внебюджетные фонды – механизм перераспределения национального дохода, иногда и части совокупного общественного продукта с целью защиты отдельных социальных групп населения и решения конкретных задач экономического характера.

Главная цель их создания – необходимость выделения важных для общества расходов и обеспечения их самостоятельными источниками дохода.

Внебюджетные фонды – совокупность финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении органов власти и имеют общецелевое общественное назначение, самостоятельные исочники формирования.

При этом у финансовых органов государственной власти появляются дополнительные инструменты для вмешательства в социальную сферу. Строгоцелевое использование средств обеспечивается более эффективным контролем за их использованием и при бюджетном дефиците средства внебюджетных фондов не используются

Классификация внебюджетных фондов:

• По целевому назначению:

• Социальные (социальное страхование, пенсионное, медицинское)

• Экономическое (НИОКР, дорожный фонд)

• По уровню управления:

• Федеральные

• Региональные

• Местные

• По правовой форме:

• Государственные

• Негосударственные (негосударственный пенсионный фонд)

Источники образования внебюджетных фондов:

• Специальные целевые отчисления предприятий, которые установлены законодательством.

• Отчисления от прибыли предприятия

• Прибыль от коммерческой деятельности соответствующего фонда

• Займы

Постоянные – 1.

Временные – 2,3,4,5.

В число государственных социальных внебюджетных фондов входят:

• ПФ

• ФОМС

• СРСС

Они аккумулируют средства для реализации важных гарантий – пенсионное, медицинское обеспечение, социальное страхование.

Их спецификой является четкое закрепление за ними доходных источников.

Социальные внебюджетные фонды – самостоятельные финансово-кредитные учреждения, но эта самостоятельность существенно отличается от финансовых самостоятельных других субъектов. То есть эти внебюджетные фонды организуют процессы использования средств в размерах и на цели, регламентированные государством.

(государство определяет уровень страховых платежей, изменяет структуру денежных выплат)

 

 

В№ 2, 3, 4 – самостоятельно.

 

 

Тема№5 основы финансирования предприятий- раздаточный материал.

 


Тема: «Необходимость денег, их возникновение и сущность»

• История возникновения денег, их сущность и функции.

• Виды денег

В№1. Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производственных сил и производственных отношений.

Теории происхождения денег:

• Рационалистическая (субъективная). Происхождение денег – результат соглашения между людьми по использованию денег как инструмента обмена (Самульсон Гельбри, Брю)

• Эволюционная (объективная). Деньги появились в результате развития обмена товара не зависимо от желания людей, когда в ходе длительного эволюционного процесса выделился особый товар, который выполнял роль денег (К. Маркс).

Появление денег связано с причинами:

• Экономический рост

• Общественное разделение труда

• Выделение особого товара

• Движение стоимости

• Необходимость соблюдения эквивалентности обмена.

Деньги – экономическая категория, в которой проявляются и при участии в которой строятся экономические отношения. Они – самостоятельная форма меновой стоимости, средство обращения, платежа, накопления.

Деньги возникают при определенных условиях развития производства и экономических отношений в обществе и способствуют дальнейшему их развитию.

Под влиянием экономических условий меняются особенности функционирования денег.

Предпосылки появления денег:

• Переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами.

• Имущественное обособление производителей товара.

Соблюдение требований эквивалентности обмена – изменение стоимости товара исходя из затрат труда на их использование.

Важное значение имело то, что благодаря применению денег появилась возможность разделить единовременный процесс обмена товаром (бартер) на 2 разновременных процесса:

• Продажа своего товара (товар-деньги)

• Приобретение нужного товара в другое время и вдругом месте (деньги-товар).

Эволюция форм стоимости:

• Простая, случайная – обмен носил случайный характер. Деньги выражены в натуральном выражении.1 товар выражал свою ценность в другом противостоящем ему товаре.

• Полная, развернутая форма – вызвана крупным разделением труда, когда появилось скотоводство и земледелие. Товар противостоит множеству товаров-эквивалентов.

• Всеобщая форма стоимости – из множества товаров-эквивалентов выделяется 1 товар, играющий на местном рынке роль эквивалента.

• Денежная форма стоимости – с её возникновением весь товарный мир разделился на 2 части – 1. Товар. 2. Особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента (деньги).

Деньги являются товаром по своему происхождению, имеют товарную природу. Они стихийно выделились из всей массы товаров в результате развития товарообмена.

Специфические особенности денег:

• Они обладают всеобщей непосредственной обмениваемостью

• Обладают самостоятельной формой меновой ценности.

Роль денег в развитие эк-ки:

• Формирование цен на товары, работы. Услуги.

• Обслуживание обмена товарами, работами, услугами.

• Формирование эффективной структуры производства в экономике

• Создание стимулов для повышения производительности труда работников

• Оценка результатов экономической деятельности различных субъектов рынка

• Перераспределение вновь созданной стоимости

• Развитие экономической интеграции между странами на основе взаимного обмена тру.

Функции, присущие деньгам:

• Мера стоимости (мера ценности) – оценка стоимости товаров путем установления цен. Основой установления цен является величина их стоимости, которая прежде всего зависит от величины затрат общественно необходимого труда на изготовле6ние товаров. В ценах фиксируются необходимые затраты на производство отдельных видов товаров.

• Средство обращения – деньги используются для оплаты приобретаемых товаров, при этом особенность заключается в том, что передача товара покупателю и его оплата происходит одновременно. В этой функции употребляются наличные денежные знаки здесь деньги используются кратковременно и одни и те же денежные знаки могут применяться многократно в различных сделках. Деньгами платят за товары, работы, услуги. Здесь большое значение имеет скорость обращения денег.

• Средство платежа. Функцию выполняют деньги при предоставлении или погашении денежных ссуд при платежах за товары и услуги и при денежных взаимоотношениях с финансовыми органами. В это случае покупают товар в кредит, оплачивают коммун услуги. Эту функцию выполняют и наличные деньги.

• Средство накопления (и сбережения). Деньги когда непосредственно не участвуют в обороте и в том числе в функция средства обращения и средства платежа, образуют денежные накопления. В состав денежных накоплений входят остатки наличных денег, хранящихся у отдельных граждан, а также остатки денег на счетах предприятий. Выполнение деньгами этой функции явл-ся важной предпосылкой развития кредитных отношений.

• Мировые деньги. Проявляется во взаимоотношениях между странами или юридическими и физическими лицами, находящимися в различных странах. В таких взаимоотношениях деньги используются для оплаты товаров или для других операций, то есть деньгами оплачивают, покупают или их копят на мировом рынке.

В№2. Виды денег.

История развития денег – история развития товарного обмена. По мере развития общественного производства меняются формы и виды денег. В процессе эволюции деньги принимали различные формы в зависимости от уровня развития товарных отношений. В своем развитии деньги прошли длительный путь от действительных денег знаком стоимости – заменителем действительных денег.

Исторически существовало 2 формы денег –

• полноценные (действительные) имели товарную природу, обладали собственной внутренней стоимостью. К ним относились металлические деньги - слитки, монеты из серебра и золота, и их особенностью было то, что их номинальная стоимость в основном соответствовала стоимости содержащегося в них металла. Мет деньги имели разную форму (сначала –штучные, потом-весовые), их внешний вид также был разнообразный. Круглая форма – удобна для физ износа. Высшей формой полноценных денег были золотые. Они обладали собственной внутренней стоимостью и кроме этого выполняли функцию сокровищ. Покупательная способность полноценных денег зависела орт способности сохранять стоимость содержащегося в них металла. Воздействие государства на покупательную способность золотой денежной единицы ограничивалась в основном контролем за чеканкой монет. При изменении стоимости золота менялась и покупательная способность золотых денег. Для действительных денег характерна устойчивость. Постепенно полноценные деньги вытесняются неполноценными , происходит демонтизация золота – процесс утраты золотом функции денежного товара. 2.

• Неполноценные деньги утрачивают товарную природу, не обладают собственной внутренней стоимостью,

 


Тема: «Денежный оборот в РФ».

В№1. Содержание денежного оборота, его структура и организация.

В№2. Законы денежного обращения.

В№3. Организация налично-денежного оборота.

В№4. Организация безналичного денежного оборота.

В№1. Содержание денежного оборота, его структура и организация.

В лит-ре часто смешивают понятия денежное обращение и денежный оборот. Большинство авторов сходится на том, что под денежным оборотом понимается движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве, то есть по сути это непрерывное движение денег в процессе выполнения ими своих функций.

Денежный оборот – совокупность всех расчетов и платежей, совершенных в стране за определенный период времени. Он включает в себя товарный оборот, оборот нетоварных платежей и расчетов в хозяйстве, перераспределительные операции.

Следует различать денежный оборот и платежный оборот – совокупность платежей с использованием денег в качестве средства платежа. Поэтому он включает все безналичные расчеты или платежи и часть налично-денежных, которые связаны с выплатой заработной платы, оплатой долгов, то есть с обслуживанием кредита.

Из определения денежного оборота следует, что он опосредуется движением денег в процессе выполнения ими двух функций: средства обращения и средство платежа.

По экономическому характеру операций структура денежного оборота состоит из следующих платежей:

• За товары и услуги

• За выполнение строительно-монтажных работ

• Оплата труда и платежи, приравненные к ней.

• Страховые платежи.

• Платежи в финансовой системе.

• Платежи и расчеты с банковской системой.

• Расчеты и платежи на финансовом и биржевом рынках (перераспределительные операции).

Рационально организованный денежный оборот должен соответствовать темпу роста ВВП и национального дохода.

По форме денежных потоков в денежном обороте различают:

• Наличный денежный оборот - часть совокупного денежного оборота, в котором используются наличные деньги в качестве средства обращения и средства платежа. Включает все платежи наличными деньгами за определенный период времени. Он обслуживается банкнотами, казначейскими билетами и разменными монетами. Выделяют 3 канала эмиссии банкнот: 1. Банковское кредитование хозяйства, когда банкноты выпускаются вметсо коммерческих векселей.

2. Банковское кредитование правительства – банкноты имитируются в замен госуд казначейских долговых обязательств.

3. Пополнение госуд золотовалютного резерва .

Базируется на следующих принципах:

• Управление наличным денежным оборотом в централизованном порядке.

• Прогнозирование обращения наличных денег.

• Концентрация наличных денег в центральном банке.

Порядок использования наличных денег в хоз-ве..:

• Все организации должны хранить деньги в банке

• Каждой организацией в банке устанавливается лимит остатка кассы.

 

• Безналичный денежный оборот - часть совокупного денежного оборота с использованием безналичных расчетов путем записи на счетах в банке или зачетов встречных требований хозяйствующих субъектов.

В странах с развитой рыночной экономикой он превышает 90%.

Под безналичными деньгами понимаются банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью платежных документов и пластиковых карт.

Условия и правила безналичного денежного оборота регламентируются Центральным банком. При этом платежные документы совершают движение между субъектами денежного обращения, а опосредуют это движение кредитные организации.

РКЦ – расчетно-кассовый центр – учреждение ЦБ РФ, которое осуществляет межбанковские расчеты и обслуживает движение денег на определенной территории. В расчетно-кассовом центре открыты корреспондентские счета коммерческих банков, расположенных на территории данного РКЦ.

Корреспондентский счет – счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним банком по поручению и за счет другого банка.

Корреспондентские счета бывают 2 видов: 1. Счета «ЛОРО» - ваш счет у нас. 2. «Ностро» - наш счет у вас.

Документооборот – движение расчетных документов с учетом времени их оформления и прохождения в пунктах расчета.

Механизм взаимного перехода денег из 1 сферы в другую играет существенную роль в обеспечении эластичности денежного оборота, его регулировании и осуществлении контроля за рациональным и экономным расходованием денег в связи с осуществлением коммерческими банками кассового обслуживания организации и населения необходимо обеспечить единые условия использования наличных денег и соблюдения одинаковых правил функционирования механизма перехода из одной формы в другую.

Этот переход во всех случаях осуществляется через кассы банков и организации.

Функции управления денежным оборотом страны выполняет ЦБ РФ, который через свои территориальные учреждения осуществляет учет наличного и безналичного денежных оборотов, а также определяет структуру денежной массы в обращении и регулирует ее.

(2, 3, 4 см раздаточный материал)


Тема: «Денежная система и её типы».

Денежная система – форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна. Денежные системы сформировались в Европе в период с 16 по 17 века в период укрепления государственной власти и формирования национальных рынков, хотя её отдельные элементы появились в более ранний период . Объективные причины, обусловившие создание единой стабильной эластичной денежной системы:

• Феодальная раздробленность, которая препятствовала образованию национального рынка.

• Товарно-денежные отношения требовали устойчивости денежной системы и относительного постоянства стоимости денежной единицы.

Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги:

• Как товар - всеобщий эквивалент

• Как мера стоимости.

Исходя из этого, различают 2 типа денежных систем:

• Система металлического обращения, при которой денежный товар (благородные металлы) непосредственно обращается и выполняет все функции денег. А кредитные деньги в этом случае размены на металл.

• Система обращения и денежных знаков. Система обращения кредитных и бумажных денег. Золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.

При металлическом обращении, в зависимости от того, какой металл в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента и базой денежного обращения различают биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм – денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за 2 благородными металлами. При этом предусматривается свободная чеканка монет из этих металлов и их неограниченное обращение. Существовало 3 разновидности биметаллизма:

1. Система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно на рынке.

2. Система двойной валюты. Соотношение устанавливалось государством в зависимости от спроса на металл и от политической и экономической ситуации в мире и в стране.

3. Система хромающей валюты. Золотые и серебряные монеты служили законными средствами платежа, но не на равных основаниях, так как чеканка серебряных монет производилась в закрытом порядке в отличии от свободной чеканки золотых монет. Это фактически система двойной валюты «хромающая на серебряную ногу», то есть золото имеет более свободное обращение, чем серебряные деньги.

Биметаллическая денежная система была противоречива и не устойчива и не соответствовала потребностям развитого товарного хозяйства и всеобщей мерой стоимости моет служить только 1 товар. Развитие товарного хозяйства требовало устойчивых денег и единого устойчивого эквивалента. Поэтому биметаллизм уступил место монометаллизму – такая денежная система, при которой 1 денежный металл служит всеобщим эквивалентом и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости, разменный на этот денежный металл.

В своем развитии в зависимости от того, какой металл являлся основой денежного обращения, различают виды монометаллизма – медный, серебряный, золотой. Различают следующие разновидности монометаллизма:

• Золотомонетный стандарт

• Золотослитковый стандарт

• Золотодевизный стандарт.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.