В№1. Финансовая политика.
Каждое государство для реализации поставленных целей, функций и задач разрабатывает соответствующую политику, которая называется финансовая политика.
В её содержание включается:
• выработка научно-обоснованной концепции развития финансов,
• определение основных направлений использования финансов на текущий период и на перспективу,
• определение практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.
Задача – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами той или иной государственной программы экономического и социального характера.
Таким образом, финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределения и использования для выполнения государством его функций.
Также под финансовой политикой понимают совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных и отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.
Субъекты финансовой политики – органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, а также конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, субъектов власти, населения.
Объекты финансовой политики – совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства. Результативность фин политики выше, когда учитывает интересы всех слоёв общества, потребности общественного развития и конкретные исторические события.
Финансовая политика – самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Разработка и успешная реализация её возможна лишь только при наличии у правительства четкой или ясной программы развития общества, с выделением интересов всего общества отдельных его групп, характеристикой текущих и перспективных задач, определением сроков и методов их решения.
Финансовую политику можно классифицировать по следующим признакам:
• Территориальный – федеральная, региональная, местная.
По временному критерию:
• Финансовая стратегия (затрагивает крупномасштабные проблемы)
• Финансовая тактика.
В зависимости от объектов воздействия:
• Финансовая политика в сфере субъектов хозяйствования.
• Финансовая политика в сфере государственных и муниципальных финансов.
Для реализации финансовой политики, успешного её проведения требуется соответствующий финансовый механизм– совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Он включает в себя все виды, формы, методы организации финансовых отношений, а также способы их количественного определения (нормы отчислений, объемы фондов, доходы государства, расходы государства).
Основные элементы финансовой политики:
• Налоговая политика
• Бюджетная политика
• Денежно-кредитная политика
• Ценовая политика
• Таможенная политика
• Социальная
• Инвестиционная
• Политика в области международных финансов.
Самостоятельно разобрать, что представляет из себя каждая. Доклад можно.
Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, а также целей и задач их деятельности. Для обеспечения бесперебойного и непрерывного процесса воспроизводства субъекты власти и субъекты хозяйствования применяют различные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности финансово-хозяйственной деятельности, складывающейся в условиях.
Субъекты управления финансами – различные органы управления финансами, совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление.
Объекты – разнообразные виды финансовых отношений, государственные и муниципальные финансы.
Содержание управления финансами раскрывается 3 функциональными блоками или элементами:
1) финансовое планирование и прогнозирование,
2) оперативное управление,
3) финансовый контроль.
Используются для научного обоснования текущего и перспективного развития эк-ки, изменения в конкретном периоде темпов роста, они обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.
В ходе прогнозирования исследуются возможные состояния финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяется реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования, направления использования. Прогнозы способствуют выработке финансовой концепции развития как страны, так и отдельного субъекта.
Кроме того, они позволяют органам управления наметить разные варианты развития финансовой системы.
На основе показателей финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период.
Планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития отдельного субъекта и страны в целом.
Второй элемент - процесс разработки комплекса мер, направленного на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и перераспределение в соответствии с потребностями финансовых ресурсов. Это необходимо из-за имеющихся текущих изменений условий функционирования и из-за наличия тенденций развития экономики.
Особая сфера деятельности гос власти местного самоуправления, а также финансовых служб организации по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений.
Контроль осуществляется как в ходе планирования, так и в ходе прогнозирования, в ходе контроля сопоставляются текущие финансовые показатели с плановыми и проверяется адресность и целевое использование финансовых ресурсов и оценивается правомерность действий финансовых работников и служб, а также лиц, непосредственно принимающих участие в распределении и использовании финансовых ресурсов.
В№3. Финн планирование и прогнозирование
Фин планирование – совокупность мероприятий, проводимых органами гос власти, местного самоуправления, а также коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов (накоплений или поступлений), в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах соц-эк развития , бизнес-планах и документах, определяющих финн политику.
Цель планирования – обеспечение финн ресурсами воспроизводственных процессах в соответствии с прогнозами, бизнес-планами, и с учетом рыночных изменений и тенденций развития. Результатом финн планирования является составление финн плана.
Задачи финн планирования:
• Определение объема и направление использования финн ресурсов и установление приоритетов расходования.
• Определение объема финн ресурсов по каждому источнику поступления и общего объема.
• Обеспече ние сбалансированности материальных и финансовых ресурсов и их экономного и эффективного использования.
• Создание условий для укрепления устойчивости бюджетов и организаций.
• Определение экономически обоснованного размера финансовых резервов.
Это позволит предупредить возникновение диспропорций.
Фин прогнозирование – исследование конкретных перспектив развития финансов, субъектов власти и субъектов хозяйствования в будущем, это научно-обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финн ресурсов на перспективу.
В ходе прогнозирования применяются такие методы, как математическое моделирования, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, построение трендов, составление сценариев, стохастические методы.
Результатом прогнозирование является составление финансового прогноза - система научно-обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состояния фин системы, а также отдельных её сфер и субъектов финансовых отношений.
4.
Финансовый контроль - совокупность действий, осуществляемых специально уполномоченными органами с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и субъектами власти норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации, принятых управленческих финансовых решений. Целью финансового контроля является своервеменное получение финансовой информации о ходе процесса управления финансами на микро и макроуровнях, о выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.
Задачи:
1. Обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости предприятий.
2. Выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств.
3. Рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы и обеспечение их рационального, эффективного и законного использования.
4. Соблюдение финансовых интересов, всех субъектов хозяйствования и усиление ответственности за результаты своей деятельности.
5. Повышение эффективности финансовой политики государства.
Процесс финансового контроля состоит из этапов:
1) планирование - определение объекта, задач, целей, задач, форм и показателей
2) проведение контроля - сбор оперативных данных о состоянии объекта контроля и предварительная оценка.
3) систематизация результатов - упорядоченнное обобщение полученной информации по определённым критериям
4) реализация результатов - доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц.
Основные виды контроля:
По субъекту контроля:
1. Госудасртвенный
2. Негосударственный: аудиторский и
По объекту контроля:
1. Бюджетный
2. Налоговый.
3. Таможенный
4. Валютный
5. Страховой
6. Денежно-кредитный.
Формы финансового контроля.
По времени проведения контроля:
1) предварительный
2) Текущий
3) Последующий
По направлению воздействия субъекта на объект контроля
1) Внутренний
2) Внешний
По месту проведения контроля
1) Камеральный
2) Выездной
Полнота охвата проверяемого материала
1) Сплошной
2) Выборочный
По характеру источника контроля
1) Документальный
2) Фактический
По периодичности проведения
1) Периодический
2) Единовременный
По полноте охвата проверяемых вопросов
1) Компексный
2) Тематический
3) Встречный
По повторяемости изучения источников контроля
1) Первичный
2) Повторный
3) Дополнительный
Тема: «Государственный бюджет».
В№1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета.
В№2. Состав и структура расходов бюджета
В№3. Состав и структура доходов бюджета, налоговая система).
В№1.
Центральным звеном является гос бюджет,это понятие составляет совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны.
Величина этого фонда зависит от ряда факторов:
1) Уровня развития экономики
2) Методов хозяйствования
3) Решаемых обществом экономических и социальных задач.
В состове бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах. По экономической сущности государственный бюджет (далее).
Соц-эк сущность бюджета обусловлена целями и задачами, а также особенностями государственной деятельности, уровнем и характером экономического развития и необходимостью образования и расходования фонда денежных средств, который предназначен для обеспечения функции органов власти и местного самоуправления. Бюджет имеет экономическое и социально- политическое содержание.
Экономическое содержание.
Он формируется и используется путем применения метода, который называется бюджетный. То есть путем мобилизации денежных средств в бюджете и расходования их на безвозвратной безвозмездной основе.
Формально бюджет представляет собой роспись доходов и расходов. Утверждается законодательным органом страны – Федеральным собранием - и такое качество, как централизация средств в бюджете имеет важное экономическое и политическое значение, так как мобилизуемые доходы являются главным инструментом реализации, намеченных государством мероприятия. Это дает возможность манев3
рировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития и осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.
По экономической сущности гос бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юр и физ лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
К особенностям государственного бюджета относят:
• Он является особой эконом формой перераспределительных отношений в пользу всего общества.
• С его помощью происходит перераспределение национального дохода между видами экономической деятельности, субъектами страны, сферами хозяйственной деятельности и т.д.
• В пропорции бюджетного перераспределения определяются потребностями расширенного воспроизводства больше, чем у других звеньев финансовой системы.
Область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по отношению к другим финансовым звеньям.
Основные функции бюджета:
• Перераспределение национального дохода и ВВП. (1 )
• Государственное регулирование и стимулирование экономики.
• Финансовое обеспечение социальной политики.
• Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. (2 функция с точки зрения экономической категории)
Благодаря 1ой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства с целью удовлетворения гос потребностей. С помощью второй становится возможным определить насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств и эффективно ли они используются.
Первая функция:
Через государственный бюджет перераспределяется до 40% доходов. Он широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения фин ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъёма экономики, культуры на всей территории России, то есть в процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяется размер фин ресурсов, концентрируемых в фин планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.
Вторая:
Через расходы и налоги бюджет выспуает главным инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиций и повышения эффективности производства.
Третья:
Важное значение имеет социальная направленность денежных средств, то есть в соц политики основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоёв населения, а также на функционирование учреждений, здравоохранение, культуры, на решение жилищных проблем.
Четвертая:
Контроль за финансово-хозяйственным состоянием осуществляется в процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета.
Функции проявляются в процессе человеческой деятельности и осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. На основе бюджетного механизма можно практичекси использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики и стимулирования производственного и социальных процессов.
Профицит – превышение доходов над расходами.
Роль бюджета в социально-экономичексом развитии общества определяются посредством воздействия через бюджет на развитие экономики и социальной сферы. С его помощь государство перераспределяет национальный доход, ихменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования и осуществляет социальные преобразования, при этом, государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику:
а) субсидирование организаций и предприятий (субсидия, дотация, субвенция, трансферт, кредит - найти)
б) инвестиции
в) бюджетное финансирование
что в конечном итоге влияет на изменение народнохозяйственных пропорций. Через бюджетный механизм государство целенаправленно влияет на темпы и пропорции развития общественного производства через маневрирование поступающими в распоряжение государства денежными средствами (косвенный).
Состояния бюджета:
Дефицит - превышение расходов над доходами.
Профицит - превышение доходов над расходами.
Нулевой дефицит – баланс доходов и расходов.
Первоначальный профицит – превышение доходов над расходами без учетов расходов на обслуживание гос долга.
Реальность бюджетапредполагает постоянное соизмерение доходов и расходов и корректировку в соответствии с фактически полученными доходами, что создает в свою очередь гарантию финансирования расходов. Значение бюджета в экономике достаточно велико и он не может функционировать стихийно, то есть требуется управление финансовыми потоками.
В№2.
Расходы федерального бюджета классифицируются по следующим признакам:
• По своей роли в процессе воспроизводства: На финансирование материального производства и поддержания непроизводственной сферы.
• По функциональному назначению: расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержания аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействия научно-техническому прогрессу, на обслуживание гос долга. Каждая из этих групп делится по ведомственному признаку.
• По времени: капитальные, текущие.
В условиях перехода к рынку структура расходов бюджета существенно меняется. Сокращение бюджетных ассигнований на народное хозяйство уменьшается, но в то же время финансирование отдельных видов экономической деятельности или гос программ продолжает иметь большое значение. Таким образом, расходы гос бюджета - это эконом отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям. Расходы удовлетворяют общегосударственные потребности. Осуществление расходов бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования.
Принципы бюджетного финансирования:
• Достижение максимального результата при существующем уровне затрат.
• Целевой характер бюджетного финансирования (ассигнования), дает возможность определить направление и хар-р использования средств из бюджета.
• Предоставление бюджетных средств по мере выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований (постепенно).
• Безвозвратность бюджетных ассигнований.
В последнее время шире практикуется бюджетное кредитование, проценты по ним либо не взимаются, либо более низкие, выдаются бюджетные кредиты по специальным распоряжениям правительства на выполнение целевых программ развития.
При предоставлении средств из бюджета, то есть в области расходов, сохранились до сих пор недостатки:
• Бюджеты могут использоваться недостаточно эффективно
• Имеет место нецелевое расходование средств.
• Бюджетные расходы не решают проблему в области соц политики, так как не организовано перераспределения средств в пользу социально-незащищенных слоев населения, не организовано на должном уровне перераспределение расходов.
Продолжаются списания долгов в разных секторах экономики.
Основные задачи в области финансов:
1. Повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс.
2. Обеспечить приоритетное финасирование расходов на науку, культуру, мед обслуживание и образование.
3. Усилить контроль за использованием бюджетных средств.
В№3.
Доходы служат финансовой базой государства, а расходы удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе образования бюджетного фонда страны.
Доходы федерального бюджета – часть национального дохода, подлежащая централизации в федеральном бюджете. Доходы бюджета могут формироваться на налоговой и неналоговой основах, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся все налоги, установленные федеральным законодательством, а также таможенные пошлины. Налоговые доходы - часть национального дохода, мобилизуемые во все звенья бюджетной системы.
Налог - обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в пользу государства для выполнения им его функций. Все условия уплаты налога заранее установлены законом и четко прописаны. К налоговым платежам установленные федеральным законодательством налоги и сборы.
Налоги по уровню управления:
Федеральные налоги – налог на прибыль организации, ндс, налог на доходы физ лиц, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина, сборы за право пользования водными биологическими ресурсами и за пользование объектами животного мира, акцизы, водный налог.
Региональные налоги – транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организации.
Местные налоги – налог на имущество физ лиц, земельный налог.
К неналоговым платежам относятся:
• Субсидии
• Субвенция
• Дотации
• Трансферты
• Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств других государств, пожертвования.
Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взымаемый с физических и юридических лиц в пользу государства за ранее определенные сроки, на заранее определенных условиях для того, чтоб государство могло выполнять свои задачи и функции.
Элементы налога (являются элементами налога и налоговой системы):
• Субъект – налогоплательщик (физ, юр лицо, налоговый агент, на которые возложена обязанность уплачивать налоги или/и сборы)
• Объект – капитал, доход, имущество, производство, стоимость реализации товаров.
• Налоговая база – количественное выражениеобъекта налогоплательщика.
• Ставка – доля, которая будет уплачиваться в бюджет (адвалорная в %, твердая в руб)
• Налоговый период – время, в течение которого налог должен быть расчислен и перечислен в бюджет (в месс, год).
• Порядок исчисления и уплаты ( как рассчитали и уплатили)
• Порядок и сроки уплаты
• Льготы - предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков возможности не уплачивать налог или сбор или уплачивать его не в полном размере.
Налоговая система - совокупность налогов, действующая на территории страны, а также методы и принципы построения налогов.
Функции налогов:
1. Фискальная состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.
2. Регулирующая. Она означает, что благодаря налогам государство может вмешиваться в процесс воспроизводства и влияет на процессы накопления капитала, ускорения его концентрации и централизации на платежеспособный спрос населения, на сглаживание экономического цикла.
Классификация налогов по уровням управления. Статья 13-15, налоговый кодекс.
Бюджетное устройство.
Бюджетное устройство предполагает наличие разных уровней в бюджетной системе. Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
1. Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов.
2. Бюджеты субъектов
3. Местные бюджеты.
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы и принципы её построения. Бюджетная системы - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В унитарных государствах бюджетная система включает 2 уровня:
1) Гос бюджет
2) Местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
В федеравтивных - 3 уровня.
Бюджетное устройство РФ основывается на следующих принципах:
1. Принцип единства (обеспечивается единой правовой базо формирования бюджета и использованием единой бюджетной классификации форм бюджетной документации, принципами бюджетного процесса и единой социально-экономической и налоговой политикой).
2. Принцип полноты (означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном объёме).
3. Принцип достоверности (означает реалистичность бюджетных показателей).
4. Принцип прозрачности (требует обязательной публикации, утверждённых бюджетов, а также отчетов об их исполнении, это открытость для СМИ и для общества).
5. Принцип самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему (обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом самостоятельно определять направление и эффективность их использования). Требует особого внимания бюджетный федерализм центра и регионов. В соответствии с российским законодательство доходная часть бюджетов субъектов РФ должна состоять из собственных доходов, межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов.
Какие ещё выделяют принципы!
Межбюджетные трасферты предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных безвозмездных, безвозвратных перечислений из одних бюджетов другим бюджетам бюджетной системы РФ, а также в форме бюджетных кредитов.
Субсидии - межбюджетные траснферты, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенция - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной, безвозвратной основе на осуществление определённых целевых расходов.
Бюджетные кредиты предоставляются на платной и возвратной основе (бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ или местным бюджетам предоставляются, как правило, на срок до одного года в объёмах и в порядке, предусмотренных условиями выделения бюджетных ассигнований, которые утверждаются федеральным законом, законами субъектов РФ в бюджетах на очередной финансовый год и плановый период и в соответствии с нормативными правовыми актами исполнительных органов власти).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|