Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы бюджетного процесса.





Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, а также бюджетными правами соответствующих органов власти и юр лиц.

Бюджетный процесс строится в соответствии с бюджетным кодексом РФ, в котором определены участники бюджетного процесса, их полномочия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и утверждения и определены основы исполнения бюджета. Общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в РФ, а также основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства также устанавливаются бюджетным кодексом.

Бюджетный процесс охватывает следующие стадии:



1. Составление проектов бюджетов.

2. Рассмотрение и утверждение бюджетов.

3. Исполнение бюджетов.

4. Составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение.

Согласно бюджетному кодексу, участниками бюджетного процесса являются:

1) Президент

2) Высшее должностное лицо субъекта РФ

3) Законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления.

4) Исполнительные органы муниципальным образований

5) Центральный банк РФ

6) Органы государственного и муниципального финансового контроля

7) Органы управления государственными внебюджетными фондами

8) Главные распорядители или просто распорядители бюджетных средств

9) Главные или просто администраторы доходов бюджета

10) Главные или просто администраторы источников финансирования дефицита бюджета

11) получатели бюджетных средств

Органы представительной власти рассматривают, утверждают исполнение федерального бюджета, органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты и представляют отчеты об их исполнении.



Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитоной политики, обслуживает счета бюджетов и выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам. Органы госудасртвенного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а также проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ. Главный распорядитель распределяет бюджетные средств по получателям и распорядителям, а также утверждет сметы доходов и расходов, составляет бюджетную роспись - документ о квартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат, и представляет сводный отчет об исполнении бюджета, выступает в суде от имени казны РФ.

Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений и контролирует использование бюджетных средств. Получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также другие организации и кредитные организации, выполняющие отдельные операции бюджетными средствами.

Рассмотрим сущность бюджетного процесса на примере федерального бюджета.

Составление проекта фб осуществляется правительством РФ, это составление основывается на:



1) Бюджетном послании президента

2) Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории

3) На основных направлениях бюджетной и налоговой политики

4) Проект бюджета составляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств в соответствии с положениями бюджетного кодекса.

Он составляется и утверждается сроком на 3 года, то есть на очередной финасновый год и плановый период. Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объём и темп роста ВВП, уровень инфляции в очередном финансовом году. Бюджетное посление президента РФ предоставляется федеральному собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В этом послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год иплановый период.

Составление проектов бюджетов - это исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти, субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют министерства финансов, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета устанавливается Правительством РФ в соответствии с требованиями БК РФ.

Согласование показателей прогноза социально-экономического развития РФ, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период и показателей сводного финансового баланса РФ осуществляется комиссией, согласно утвержденному порядку и создаваемой Правительством. Внесение проекта Министерством финансов осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов законов в Государственную Думу.

В законе о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета:

1) общий объём доходов бюджета, расходов бюджета, его дефицит или профицит,

2) нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ в случае, если они не установлены бюджетным законодательством.

Законом о бюджете устанавливаются:

1. Перечень главных администраторов доходов бюджетов.

2. Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

3. Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год и плановый период.

4. Общий объём бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

5. Объём межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и/или предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы РФ в очередном финансовом году и плановом периоде.

6. Общий объём условно утверждаемых или утвержденных расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объёме не менее 2,5% общего объёма расходов бюджета и на второй плановый период в объёме не менее 5% общего объёма расходов бюджета.

7. Источники финансирования дефицита бюджета также на очередной финансовый год и плановый период.

8. Верхний предел государственного или муниципального внутреннего долго и/или государственного внешнего долга по состоянию на первое января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным и муниципальным гарантиям.

Иные показатели федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местного бюджета.

В случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект закона о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета. В законе о бюджете может быть предусмотрено использование доходов бюджета по отдельным видам неналоговых доходов, предлагаемых к введению, начиная с очередного финансового года, сверх соответствующих бюджетных ассигнований и общего объёма расходов бюджета.

Одновременно с проектом закона о бюджете в законодательный орган представляются:

1) Основные направления бюджетной и налоговой политики.

2) Предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги за текущий финансовый год.

3) Прогноз социально-экономического развития соответствующей территории.

4) Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период, либо проект среднесрочного финансового плана.

5) Пояснительная записка к проекту бюджета.

6) Методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов.

7) Верхний предел государственного или муниципального долга на конец очередного финансового года и конец каждого планового периода.

8) Проект программы государтсвенных внутренних заимствований или гос муниципальных на очередной финансовый год и на плановый период.

9) Проект программы государственных внешних заимствований на очердной фин год и плановый период.

10) Проект программ государственных гарантий на очередной фин год и плановый период.

11) Оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год.

12) Иные документы и материалы.

Затем Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Гос Думу проект федерального закона о федеральном бюджете не позднее 1-го октября текущего года. Этим проектом предусматривается уточнение показателей, утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждение показателей второго года планового периода, составляемого бюджета. Одновременно с проектом фз о федеральном бюджете Правительство вносит в Гос Думу проекты следующих фз-ов, это

1) о бюджетах внебюджетных фондов РФ на очередной фин и плановый год

2) о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф заболеваний на очередной...

 

 

ЦБ РФ не позднее 1-го октября текущего года представляет в Государственную Думу проект … направления единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и планируемый период. Предварительно … проект направляется Президенту РФ и в Правительство. Данный проект считается внесенным в срок, если он доставлен в Гос. Думу до 24 часов 1-го октября текущего года.

Одновременно этот законопроект представляется президенту РФ. В Течение суток со дня его внесения в …. Совет … или председатель

По предложению председателя Гос Думы или по собственной инициативе генеральный прокурор РФ, председатель Конституционного Суда РФ, председатель высшего арбитражного суда и председатель Верховного суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства по результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Гос Дума либо принимает, либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения бюджетов, !!!!!!, исполнения и контроля исполнения бюджетов признается нарушением бюджетного законодательства. Оно влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Основные меры, применяемые к нарушителям:

1) Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджета;

2) Блокировка расходов;

3) Изъятие бюджетных средств

4) Приостановление операции по счетам в кредитных организациях

5) Наложение штрафа

6) Начисление пени

7) Иные меры в соответствии с БК и ФЗ-нами.

Основания применения мер принуждения:

1. Неисполнение закона или решения о бюджете

2. Нецелевое использование бюджетных средств

3. Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.

4. Неполное перечисление -//-

5. Несвоеременное перечисление бюджетных средств

6. Несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателя бюджетных средств.

7. Несвоеременное предоставление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета.

8. Несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнований.

9. Несвоеременное доведение до получателей бюджетных средств уведомление о лимитах бюджетных обязательств.

10. Несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете.

11. Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ и тд.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.