Сделай Сам Свою Работу на 5

Цель и основные направления Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ до 2013 г.

В условиях кризиса субъекты Российской Федерации оказались в ситуации невозможности обеспечения необходимого баланса доходов и расходов. Увеличение безработицы, снижение объёма доступных фи­нансовых ресурсов на проведение капитальных вложений, а также опасность увеличения кредиторской задолженности по обязательствам первоочередного класса фактом своего существования указывают на необходимость решения вопроса о соблюдении баланса доходов и расходов.

В сложившейся ситуации для развития межбюджетных отно­шений в Российской Федерации и управления процессом бюджети­рования в Концепции поставлены следующие задачи:

установление особенностей организации бюджетного про­цесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образова­ниях в условиях экономического кризиса;

создание стимулов повышения качества управления бюджет­ным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;

дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюд­жетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний

Очевидна необходимость установления общего порядка исполь­зования органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления оставшихся на еди­ных счетах средств субсидий и субвенций на исполнение обязательств расходной части субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Также необходимо предоставить органам власти субъектов Российской Федерации право направление средств, заимствованных из резервных фондов, на покупку государственных ценных бумаг. При этом владельцы этих бумаг должны иметь возможность осуществлять немедленную продажу вышеуказанных активов в течение финансового года во избежание угрозы снижения ликвидности.



В будущем должна осуществляться разработка правил и квот минимальных затрат финансов на оказание услуг со стороны госу­дарства в целом или муниципалитетами в частности. Такие правила и квоты будут определять наименьший обязательный объём и качество таких услуг и использоваться для оценки сбалансированности бюджетов различных уровней.

Большое число мероприятий, указанных в Концепции, связано с надзором и управлением межбюджетных отношений субъектов Рос­сийской Федерации. Одним из базовых недостатков последних является отсутствие каких-либо рекомендаций или правил к установке размера дотаций бюджетам местного уровня. Регионы формируют фонды финансовой поддержки в объемах, не увязанных с конкрет­ными целевыми показателями по снижению различий в бюджетной обеспеченности муниципальных образований [3]. В Бюджетном кодексе Российской Федерации в контексте реализации Концепции будет создано и прописано требование к методике определения размера фонда финансовой поддержки для муниципалитетов.

Ряд нововведений, представленных Концепцией, касается регулирования налоговыми механизмами обеспеченности бюджетов на муниципальном уровне. Прежде всего, будет введено право субъектов Российской Федерации на создание дополнительных нормативов сверх тех, что уже установлены в БК РФ, отчислений из общего объёма федеральных и региональных налогов в бюджеты муниципальных образований соответственно их типам.

Также существует предложение часть налогов, которые сейчас переходят в распоряжение местных бюджетов, отдавать муниципаль­ным бюджетам, поскольку органы местного самоуправления смогут значительно и на стабильный период изменить их базу в лучшую сторону. В первую очередь это касается налога, уплачиваемого при введении упрощённой системы налогообложения в форме патента, а также при использовании единого сельскохозяйственного налога.

Концепция устанавливает порядок, согласно которому субъекты, в которых доходы исполняются циклично — субъекты с однонап­равленной экономикой, где валовой продукт в большинстве своём создается одной отраслью (нефтегазовой, металлургической и т. д.), — обязаны формировать фонды резерва в те года, когда соответствующие отрасли демонстрируют наибольшие темпы роста.

Таким образом, в результате анализа Концепции, её основных положений и предложенных действий, а также при условии, что последние будут исполнены в полном объеме, могут быть сделаны следующие выводы:

эффективность межбюджетных отношений и качества менеджмента в области государственных и муниципальных финансов будет, несомненно, повышено, хотя более отчётливо это проявится лишь в долгосрочной перспективе;

субъекты Российской Федерации и муниципальные образо­вания смогут сами для себя снизить негативные последствия экономического и финансового кризиса;

будет наблюдаться повышение эффективности работы бюд­жетной системы Российской Федерации на основе комбинирования принципов самостоятельности бюджетов различных уровней и, в то же время, общности их интересов.

 

56. Государственные доходы, их экономическое содержание, состав, структура.

Действующая в Российской Федерации система государственных и местных доходов базируется на принципе единства. Он выражается в том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений.

Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.

Так, классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водоемов, других природных ресурсов, от приватизации государственной и муниципальной собственности);

от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);

от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;

от личных доходов граждан.

В зависимости от территориального уровня доходы подразделяются на:

федеральные;

доходы субъектов Федерации;

местные доходы муниципальных образований.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:

налоговые;

неналоговые.

Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта. Однако более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления. Как уже говорилось выше, они могут быть обязательными и добровольными.

Если принять во внимание порядок образования и использования государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно подразделить на две группы:

централизованные

децентрализованные.

Децентрализованные государственные (и местные) доходы -это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114, 115 ГК РФ). 11редприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектов Федерации, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными п редприятиями. Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их в соответствующее время на наиболее важные, приоритетные потребности общества для финансирования намеченных программ. В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований — это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

В отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера в отличие от налогов свойственна определенная возмездность, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные сборы), получение юридически значимых услуг (регистрационные сборы), на пользование государственным или муниципальным имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем такие платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.