Особенности функционирования финанс систем в экономически развитых странах
Финансовые системы развитых стран представляют в эк-ке каждого гос-ва сферу накопления – аккумуляции денеж средств в централизованных и децентрализованных фондах денеж средств. Общая структура финансовых систем зарубежных стран:
-государственные финансы;
-корпоративные финансы;
-финансы домохозяйств, которые формируют и используют финансовые ресурсы централизов и децентрализов фондов.
Национальные особенности систем определяются своеобразием организации финансовых потоков, обусловленным спецификой госуд-го, полит-го и эконом-го строя, исторических, географических и других факторов.
Финансовые системы экономически развитых стран состоят из след подсистем:
1. Централизованные финансы. Ведущее звено – гос бюджет. За 200 лет его существования доля средств, перераспределяемых через бюджет, возросла в 2–3 раза, через него проходит более 40 % национального дохода.
Бюджетная система – совокупность элементов внутренней структуры государственного бюджета.
Государство может иметь:
-двухзвенную бюджетную систему, характерную для унитарных государств(Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют центральные и муниципальные бюджеты;
-трехзвенную бюджетную систему, существующую в федеративных государствах (Канаде, США, Германии). Включает в себя федер бюджет, регионал бюджеты федеральных единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.
Базовые принципы построения бюджет системы:
-самостоятельность территориальных бюджетов;
-равенство территориальных бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;
-разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
Характерен такой способ построения, при котором обеспечивается высокий уровень самостоятельности местных бюджетов. Степень автономности определяется типом бюджетной системы:
-американский тип – практически полная независимость всех звеньев;
-западноевропейский тип – относительная самостоятельность, при которой существует межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов.
В федерациях применяется симметричная модель, когда права всех субъектов равны, но отдельным регионам в связи с их важным значением может быть присвоен отдельный статус.
2. Внебюджетные фонды – социальныные, научно-исследовательские, экономические, военно-политические. Наиболее значимыми являются фонды социального страхования. Особенность: существование кредитных внебюджетных фондов, пользователями которых являются исполнители государственных заказов или государственных программ.
Принципы построения: -обязательность страхования;-объединение рисков;-эквивалентность трудового вклада и выплат;-бюджетное дотирование;-государственные гарантии.
3. Децентрализованные финансы являются главным источником мобилизации финансовых ресурсов. Это предприятия различных форм собственности, уплачивающие налоги и сборы.
Бюджетная классификация
- группировка доходов и расходов, а также источников финансирования дефицитов бюджетов по однородным признакам.
Б.к. необходима для определения целей расходования бюджетных средств, задач и курса финансовой политики государства, источников бюджетных средств.
Б.к. РФ определена бюджетным кодексом РФ и включает в себя:
1. классификация доходов бюджетов РФ(группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; группы доходов состоят из статей доходов, которые объединяют конкретные виды доходов по источникам их получения);
2. функциональная классификация расходов бюджетов(группировка расходов всех уровней бюджетной системы, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение государством основных функций);
3. экономическая классификация расходов бюджетов РФ(группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому характеру);
4. ведомственная классификация расходов федерального бюджета(группировка расходов бюджета по главным распорядителям средств фед.бюджета);
5. класс-ия источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ(группировка заемных средств, привлекаемых правительством гос-ва, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на внутреннем рынке для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов);
6. классиф-я источников внешнего финансирования дефицита фед.бюджета;
7. классиф-я видов гос.внутренних долгов РФ и субъектов РФ(группировка долговых обязательств, целевые займы);
8. классиф-я видов гос.внешнего долга РФ.
29 Международные финансово-кредитные отношения — это система международного формирования и использования денежных фондов. Для международных финансов характерны признаки: смена собственника финансовых ресурсов; денежный (стоимостный) характер отношений; одностороннее формирование денежного фонда; одностороннее распределение денежного фонда; движение основных стоимостных потоков через государственную границу. Непосредственный объект международных финансов — стоимость: фондов международных институциональных организаций; международного ссудного фонда; международных инвестиций; денежных инструментов, участвующих в международных отношениях (национальных валют, ценных бумаг государств, транснациональных и национальных корпораций и т.д.); международного товарооборота и услуг. Косвенным объектом выступает стоимость жизненных ценностей всех экономических субъектов: физических и юридических лиц. Связь и зависимость между обоими видами объекта определяется масштабами кредиторской задолженности, объемом внешнего товарооборота, зависимостью от иностранной валюты и степенью участия на международном рынке ценных бумаг. Субъектами международных финансово-кредитных отношений являются: физические лица; юридические лица; государственные структуры; международные институциональные и специализ финансовые организации; неформальные образования. К физ лицам относится большинство дееспособного населения государства, подразделяющееся на активную и пассивную категории участников. Активную категорию составляют лица, которые занимаются международной предпринимательской и финансовой деятельностью (например, торговцы зарубежными ценными бумагами), туристы,и др. Пассивная -населения объединяет людей, имеющих отечественную и зарубежную валюту и приобретающих импортные товары и услуги. Физ лица могут выступать как инвесторами, так и получателями средств. К юр лицам относятся транснациональные компании, финансово-кредитные организации и др. Активные — это агенты международного фондового, валютного, де-нежного и страхового рынков, международного товарооборота (экспортеры, импортеры) и др. К пассивным относятся все оставшиеся резиденты, осуществляющие различные денежные расчеты в валюте. Государственные структуры участвуют в международных финансовых отношениях в качестве агентов зарубежного фондового, валютного, денежного и страхового рынков, международного товарооборота (экспортеры, импортеры) и других сделок. Это правительственные структуры, цб, министерства финансов и другие . Международные институциональные и специальные организации. К ним относятся ООН (Всемирный банк, МВФ, Всемирная торговая организация и др.), ЕС и его структуры, ОЭСР, НАТО и др. Среди институциональных организаций особую роль играет Международный валютный фонд. Особое значение в международных финансах имеют неформальные образования: «восьмерка» ведущих стран мира, «группа десяти» стран, Парижский клуб стран-кредиторов, Лондонский клуб банкиров-кредиторов и др. Именно неформальные организации олигархов ведущих стран мира определяют основные принципы неформальной международной финансовой политики. Международные финансовые организации — это различные кооперации, ассоциации, фонды, торговые дома, совместные предприятия, занимающиеся международным бизнесом. Их можно классифицировать структурному признаку на внешнеторговые, сугубо финансовые и хозяйствующие организации. К внешнеторговым относятся торговые, комиссионные, брокерские фирмы и т.д. Хозяйствующие субъекты объединяют множество организаций, занимающихся международной финансовой дея-тью. К финансовым международным организациям относятся банки, страховые и другие финансовые компании. Финансовые отношения в значительной степени основываются на ценах. Цены на продукты внешнеэкономической деятельности (товары, работы, услуги) зависят от величины издержек производства, потребительной стоимости продукта и уровня цен конкурентов. Экспортеры и импортеры при установлении цен учитывают монополизацию рынка, демпинг, инфляцию, сезонность, курсы валют и др. Контроль и регулирование в международных финансово-кредитных отношениях осуществляются на основании международного и национального законодательства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|