Страхование как эк категория, его необх-ть, признаки и функции
Страх-е – это эк отношения по защите интересов ф и юр лиц при наступлении страхового случая за счет ден фондов, форм страховщиком из уплачив взносов и иных средствв страхователей.
Для определения эк содержания страх-ия можно выделить специфические признаки, хар-щие отличит черты этой категории:
1) при страховании возникают ден перераспределительные отношения, обусловленные наличием вероятности наступления непредвиденных неблагоприятных событий, влекущих за собой возможность нанесения материального или иного ущерба эк субъектам; 2) при страховании осущ-ся раскладка нанесенного ущерба между участниками страх-ия, кот всегда носит замкнутый характер. Возникновение таких отношений обусловлено тем, что случайный характер нанесения ущерба влечет за собой потери, которые, как правило, охватывают не все хозяйства, не всю территорию данной страны или региона, а лишь их часть. Это создает условия для возмещения ущерба путем солидарной раскладки потерь одних хозяйств между всеми заинтересованными экономическими субъектами. Чем шире круг участников страхования, тем меньшая доля в раскладке ущерба приходится на каждого страхователя. Тем самым обеспечивается достаточная концентрация денежных средств в едином фонде и становится возможным возмещение максимального ущерба при минимальных затратах каждого участника; 3) страхование предусматривает перераспределение ущерба как в пространстве, так и во времени. При этом для эффективного территориального перераспределения средств страхового фонда в рамках одного года требуются большая территория и значительное число объектов. Раскладка ущерба во времени связана со случайным характером возникновения чрезвычайных событий: несколько лет подряд чрезвычайных событий может и не быть и точное время их наступления неизвестно; 4) замкнутая раскладка ущерба обусловливает безвозвратность средств, мобилизованных в страховой фонд. Страховые платежи каждого субъекта, вносимые в страховой фонд, имеют только одно назначение — возмещение вероятной суммы ущерба в определенном территориальном масштабе и в течение определенного периода. Поэтому сумма страховых платежей не подлежит возврату в случае отсутствия непредвиденных и неблагоприятных событий.
Сущность страхования проявляется в его функциях. Они позволяют выявить особенности страхования в составе финансов. Известно, что категория финансов выражает свою сущность, прежде всего через распределительную функцию. Эта функция находит свое конкретное, специфическое проявление в функциях, присущих страхованию,— рисковой и предупредительной.
Главной является рисковая функция, поскольку страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим экономическим субъектам. Именно в рамках действия рисковой функции происходит перераспределение финансовых ресурсов среди участников страхования в связи с последствиями случайных событий. Страхование имеет также предупредительную функцию, связанную с использованием части средств страхового фонда на уменьшение степени и последствий страхового риска:
27. Гос.кредит и его формы.
Гос.кредит-совокупность эконом.отнош.между гос-ом,юр.и физ.лицами,при которых гос-во выступает в кач-ве заёмщика,кредитора или гаранта
.Гос-во как заёмщик.гос.заимствования опред-ся как займы и кредиты,привлекаемые от физ и юр.лиц инстон.гос-в,междунар.фин.орг-ий,по которым возникают долговые обязательства гос-ва как заёмщика или как гаранта погашения займов др.заёмщиками.
долговые обязат-ва гос-ва сущ-ют в сл.формах:1.в форме кредитн.соглашений и договоров,закл.с кредитн.орг-ми,иностран.гос-ми,междунар.орг-ми.2.в форме гос.займов путём выпуска ценных бумаг.3. в форме договоров и соглаш.о получении бюдж.ссуд от др.уровней бюдж.системы.4. в форме договоров о предоставлении гос.гарантий.5. в форме соглаш.и договоров о пролонгации и структуризации долговых обязательств прошлых лет.
В зависимости от вылюты,в которой осущ-ся гос.заимствования выделяют внешние и внутренние займы.
В результате заёмной деят-ти образуется гос.долг. Гос.долг-долговые обяз-ва гос-ва пред физ и юр.лицами иностран.гос-ми,междунар.орг-ми и иными субъектами,вкл.обяз-ва по гос.гарантиям.
Долговая политика Р.на современном этапе:1.Уменьшение размеров внешн.долга путём его замены внешн.заимствованиями.2.сохранение и развитие нац.рынка гос.ценных бумаг.3.использование инструментов долговой политики для ускорения темпов соц.и эконом.развития.
Гос-во как гарант.Гос.гарантия-способ обесп-ия гражданско-правовых обяз-в,в силу которого гос-во как гарант даёт письменное обяз-во отвечать за исполнение лицом,коотрому дана гарантия обяз-ва перед3-ми лицами полностью или частично.В случае исполнения гарантом обяз-в получателя гарантии оно имеет право потребовать от получателя гарантии возмещения сумм,уплаченных 3-му лицу.
Гос-во как кредитор.Бюдж.кредиты-форма финна-ия бюдж.расх.,которая предусматривает предостановления средств юр.лицам или др.бюджету на возвратной и возмездной основах.В качестве заёмщиков средств гос-ва могут выступать бюджеты др.уровней бюдж.системы,гос.и муницип.унитарные предприятия,юр.лица,не явл-ся гос-ми и муницип.унит.предприятиями.
Понятие и состав гос. Долга
БК РФ глава 14,ГД ст.97, структура ГД ст. 98, управление ГД ст. 106
ГД РФ – долг. обяз-ва РФ перед физ и юр лицами, ин.и гос-вами, международ орг-циями и иными субъектами международ права. ГД - результат фин заимствований гос-ва, осущ-мых для покрытия дефицита бюджета. ГД складывается из задол-сти центрального прав-ва, регион и мест. органов власти, гос орг-й и обес-ся всем находящимся в собст-ти гос-ва им-вом, составляющим гос казну. Управление ГД осущ-тся Прав-вом РФ, ГД субъектов РФ - органами исполнит власти субъектов РФ, муниц. долгом - уполномоченные органы мест. самоупр-ия.
Методы регул-я долг. обяз-вами: Рефин-е - погашение старой задол-ти путем выпуска новых займов. Конверсия - изменение доходности займов. Консолидация – увел-е срока действия уже выпущенных займов. Унификация - объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации новых займов. Аннулирование – гос-во полностью отказывается от обяз-в по выпущенным займам. Может производится по 2 причинам: в случае фин. несос-ти гос-ва; при смене пол. власти.
Осн причинами обр-ия ГД явл дефицит гос бюджета и наличие своб. ден. ср-в у физ и юр лиц. ГД можно класс-ть по различ. критериям. По валют. критерию – внут. и внеш.: ГД внут. РФявл долг. обяз-ва Прав-ва РФ перед юр и физ лицами, номинированные в рублях. Гос внут. долг РФ обесп-ся всеми активами, нах-ся в распоряжении Прав-ва РФ. Внеш. ГД РФ явл долг. обяз-ва Прав-ва РФ перед юр и физ лицами, номинированные в ин. валюте. ГД делится на капит. и тек. Капит.й долг - это сумма выпущенных и непогашенных долг. обяз-в гос-ва, вкл %. Тек. долг - это расходы по выплате доходов и погашению обяз-в. По срокам ГД может быть краткоср. (до 1 года), среднеср.(от 1 года до 5 лет), долгоср (от 5 до 30 лет). Долг. обяз-ва не могут превышать срок в 30 лет. ГД России может быть в форме: -кред. соглашений и догов, закл-х от имени РФ как заемщика с кред. орг-ями, ин. гос-вами и междун. фин. орг-ями; -госзаймов, осущ-х путем выпуска цен. бумаг от имени РФ; -догов и соглашений о получении РФ бюдж. ссуд и бюдж. кредитов от бюджетов др. уровней бюдж. системы России; -догов о предоставлении РФ гос. гарантий; -соглашений и догов, в т.ч междун, закл-х от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долг. обяз-в России прошлых лет. Предельные объемы внут. долга утверждаются законом о бюджете на соотв-щий фин. год (ФЗ, законом субъекта РФ или местн. органа власти). Предельный объем может быть превышен Прав-вом РФ, если это снижает расходы по обслуж-ю ГД. Общие негативные последствия ГД: возможность банк-ва нации; опасность переложения долга на буд. поколения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|