Виды финансового контроля
Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:
1. Времени проведения;
2. Субьектам контроля;
3. Сфере финансовой деятельности;
4. Форме проведения;
5. Методам проведения.
В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет особое значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.
Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).
Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятием или учреждением денежных средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
В зависимости от субъектов, на которых возложен финансовый контроль, он подразделяется на виды контроля:
представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
Президента РФ или Администрации Президента РФ;
исполнительных органов власти общей компетенции;
финансово-кредитных органов;
ведомственный;
внутрихозяйственный;
Поскольку в подсистеме государственных финансов различают государственный кредит, государственное страхование, пенсионное обеспечение, бюджетное финансирование, налогообложение, формирование общенациональных страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в зависимости от ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, т. е. в соответствии со сферой финансовой деятельности, делится на:
а) бюджетный;
б) налоговый;
в) валютный;
г) кредитный;
д) страховой;
е) инвестиционный;
ё) контроль за денежной массой.
Так же можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль.
1. Обязательный финансовый контроль.
а) в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год); б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов государственной налоговой службы, контроль, проводимый на основе решения правоохранительных органов).
2. Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.
По приемам и способам осуществления финансового контроля различают:
а) проверки;
б) обследование;
в) надзор;
г) анализ финансовой деятельности;
д) наблюдение;
е) мониторинг.
Аудит
Аудиторский контроль (аудит) - это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача аудита - установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства. Следует отметить, что аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм), осуществляющих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторские услуги. Такая деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченными на это госорганами.
Формирование финансовой системы
Понятие финансовой системы
Финансовая система- это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов. Допустимо утверждать, что потребности в финансах есть и у домашнего хозяйства, хотя экономическая наука и практика далеко не всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы. Учитывая основные принципы, дальнейшее рассмотрение сфер и звеньев финансовой системы будет проведено без учета домашних хозяйств, однако финансовые связи и потоки в рыночной экономике не обходятся без них.
Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы».
Общегосударственные финансы
Общегосударственные финансы – важнейшее средство перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства. Задача общегосударственных финансов заключается в концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. В основе общегосударственных финансов лежит система бюджетов, в том числе: федеральный, региональные (республиканские), муниципальные, местные бюджеты, а также государственная кредитная система, система государственного страхования, бюджетные и внебюджетные фонды.
Финансы хозяйствующих субъектов
Финансы хозяйствующих субъектов – подразделяются на финансы предприятий и других форм предпринимательства, коммерческую банковскую систему, коммерческое кредитование и страхование, залоговую систему и биржевую систему.
Бюджет
Государственный бюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым на каждый год как закон. В государственном бюджете концентрируется значительная доля национального дохода для финансирования основных направлений народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержания государственного аппарата и пр. С его помощью осуществляется перераспределение национального дохода, что позволяет целенаправленно влиять на темпы и развитие общественного производства и общества в целом.
Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение:
· Пенсионный фонд РФ;
· Фонд социального страхования РФ;
· Государственный фонд занятости;
· фонды обязательного медицинского страхования.
Государственный кредит
Государственная кредитная система отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных средств предприятий, организаций и населения на основе возвратности для финансирования государственных расходов.
Гос. Кредит – урегулированная нормами финн права деятельность государства, направленная на получение в кредит денег от юр и физ. лиц, а также от других государств на условиях срочности, возвратности, возмездности и добровольности.
Гос кредит является средством увеличения финансовой возможности государства.
Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке гос цб (облигаций).
Различают следующие виды гос. займов:
1. по уровню субъекта (федеральный, региональный, муниципальный)
2. в зависимости от источника получения (внутренние (от резидентов), внешние (от нерезидентов))
3. в зависимости от формы выплаты доходов:
· процентные займы (владельцы облигаций получают доход либо путем оплаты купонов, либо путем начисления %)
· выигрышные займы (весь доход держатели облигаций получают в форме выигрыша в момент погашения облигаций, но не по всем облигациям, а только те, которые попали в тиражи выигрышей)
· процентно-выигрышные (часть дохода по купонам, часть в форме выигрыша)
· беспроцентные (обладатели облигаций не получают никаких % )
· беспроигрышные ( предполагают выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения)
· дисконтные (доход составляет разницу между ценой погашения и ценой покупки облиации)
· % – дисконтные (получение и дисконта и процентного займа)
· Твердо – доходные (доход устанавливается в абсолютной сумме на каждую облигацию)
4. В зависимости от субъекта (субъект – только население; субъект только юр.лица; субъект - универсальный)
Фонды страхования
Система страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|